Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (начальная школа – детский сад) сельского поселения «Село Пушкино» Бикинского муниципального района Хабаровского края
«Формирование культуры речевого общения детей дошкольного возраста»
(из опыта работы)
Воспитатель средней – старшей группы Ямнова Елена Васильевна
С. Пушкино, 2016г.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В последние годы в системе образования перед педагогами и психологами ставится вопрос о социальной адаптации детей при поступлении их в школу. Кроме того, изменившаяся за последнее десятилетие социальная обстановка в нашей стране диктует новые требования для обучения и развития детей, но программы детских учреждений не всегда учитывают развитие сферы общения детей, обеспечивающую им эффективную социализацию и адаптацию в обществе. В связи с изложенным, изучение социально-психологических аспектов общения детей дошкольного возраста является актуальным и востребованным
Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться по средствам слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
- Проблема : Не все дети в возрасте 4-6 лет владеют навыками культуры общения, в том числе и речевой, а, значит, они менее успешны в познавательной деятельности, и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации в школе и социуме.
-
- Цель: Создание педагогических условий для формирования у детей культуры речевого общения через использование различных приемов и методов, в том числе, метода проекта.
-
- Задачи:
- 1. Продолжать учить детей правилам хорошего тона для построения межличностных отношений.
- 2. Отбирать и внедрять в практику педагогические методы, способы, приёмы, способствующие формированию культуры речевого общения у детей дошкольного возраста.
- 3.Формировать этическое поведение, умение свободно общаться в повседневных ситуациях, умение говорить и слушать других.
- 4. Ввести в активный словарь этические стереотипы, развивать умение использовать «волшебные» слова в речи.
- 5.Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям.
- 1.Учет возрастных особенностей детей 4 – 6 лет.
- 2.Комплексный подход – решение задач с помощью разных форм и методов.
- 3.Безоценочное позитивное принятие ребенка.
- 4.Этапность работы.
- Этапы:
- 1. Подготовительный (формирование темы, подбор методической и художественной литературы, начальная диагностика умений и речевых навыков детей, составление перспективного плана работы с детьми и родителями).
- 2. Освоение детьми правил культуры речевого общения через различные методы и приемы.
- 3. Последующая работа, позволяющая систематизировать и обогатить полученные навыки и умения детей.
- Обучение дошкольников 4-6 лет культуре речевого общения и поведения посредством сказок
№
тема
1
задачи
"Доброе слово лечит, а худое калечит" (Правила этики)
2
«Мы встречаем гостей"
произведения
Познакомить детей с правилами этики, с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей
3
4
"Мы ходим в гости"
1."Дочь и падчерица" (русская народная сказка);
Учить детей быть вежливыми, упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях
2."Морозко" (русская народная сказка);
Формировать правила поведения в гостях. Вырабатывать навык вежливости, познакомить с вариантами приветствия и прощания
"Мы оказываем помощь окружающим и другу"
А. Волков "Волшебник Изумрудного города" (глава "Страшила")
5
"Вежливость - это первая и самая приятная добродетель"
3.В. Одоевский "Мороз Иванович»
С.Я. Маршак "Кошкин дом"
Формировать доброе, уважительное отношение друг к другу. Объяснить, кто такой истинно вежливый человек - это тот, кто не только знает "волшебные" слова, но и всегда делает приятное другим людям.
Закреплять навыки вежливого общения с окружающими. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Вызывать у детей желание быть вежливыми.
К.И. Чуковский "Доктор Айболит" (глава "Глупые звери")
"Гуси-лебеди" (русская народная сказка)
Баба-Яга и Машенька" (русская народная сказка).
“ Вежливый кролик” (мексиканская сказка)
А. С. Пушкин
“ Сказка о рыбаке и рыбке”
План работы по проекту «В стране волшебных слов».
Тема: «Этикет и культура речевого общения».
Сроки
Декабрь 2015г.
Содержание работы
Беседа «В мире вежливых слов».
Методы и приёмы
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский « Для чего говорят спасибо».
Беседа « Путешествие в страну «Нравственности» и город «Добрых поступков».
Дидактические игры: «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек».
Загадки о вежливости.
Разбор ситуаций по картинкам.
Сюжетно – ролевые игры «Семья», « Магазин», «Салон красоты»
Работа с родителями:
- консультация
«Воспитание этикета общения и культуры речевого общения детей дошкольного возраста»
- совместная деятельность родителей и детей – сочинение сказки «Доброе дело»
- фото презентация «Наши добрые дела»
Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми 4-6 лет
Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»
.
Сроки
Содержание работы
Январь 2016г.
НЕДЕЛЯ ВЕЖЛИВОСТИ
Методы и приёмы
Знакомство с феей Вежливости и куклой Наташей, приглашение ее в страну «Вежливости» с целью исправления.
Чтение художественной литературы: Васильева-гангус «Азбука вежливости»
Беседа «Чистое тело – здоровый дух», путешествие в страну «Чистюлия» - остановки в городах «Зубочистки», «Носовые платки», «Опрятная одежда».
Дидактические игры:
«Что ждёт неряху», «Что правильно, а что нет».
Беседа «Культура поведения за столом».
Разбор проблемных ситуаций.
Сервировка стола по схеме.
Изготовление разных видов салфеток.
Конкурс между дежурными «Накрой стол к празднику».
Сюжетно – ролевые игры «Гости», « Семья», «День рождения».
Работа с родителями:
- папка – раскладушка советы родителям «Как вырастить культурного собеседника»
- совместная деятельность родителей и детей – выставка «Оригинальные салфетки».
Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми 4-6 лет
Тема: «Учимся играть, общаться и дружить».
Сроки
Содержание работы
Февраль 2016г.
Методы и приёмы
Беседа «Умеешь ли ты дружить?»
Викторина «Будем вежливы и здоровы» - открытый просмотр.
Чтение художественной литературы: Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г. Цыферов» Когда не хватает игрушек».
Знакомство с правилами дружбы
Разучивание и пение песен о дружбе « Если с другом вышел в путь», « Друг в беде не борсит».
Физкультурный досуг: «Давайте жить дружно».
Разбор проблемных ситуаций.
Дидактические игры:
«Хорошие и плохие поступки», «Как поступают друзья».
Заучивание пословиц, поговорок о друзьях и дружбе.
Работа с родителями:
- совместная работа детей с родителями: составление рассказов «Мой лучший друг»
- консультация для родителей «Научите детей дружить».
- изготовление книги с пословицами, поговорками и стихами о дружбе и друзьях.
- изготовление поделок: « Подарок для друга».
Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми 4-6 лет
Информация для родителей
Красивые салфетки смастерили детки. А что детки не смогли, то им мамы помогли!
Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.
- Не бросай друга в несчастье. Не годы сближают людей, а минуты. Не поспоришь - не подружишь. Дружба не служба; а кому дружить, на того служить. Нет друга - ищи, нашёл - береги. Одёжа хороша новая, а друг - старый. В долг давать – дружбу терять. Старый друг лучше новых двух. Человек без друга, что земля без воды. Что за тем гоняться, кто не хочет знаться. Без друга в жизни туго. Были бы пирожки - будут и дружки. Дружба дружбой, а в карман не лезь. Дружба заботой да подмогой крепка. Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь. Друг в беде - друг вдвойне. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Друг не испытанный, что орех не расколотый. Друг спорит, а недруг поддакивает.
- Не бросай друга в несчастье. Не годы сближают людей, а минуты. Не поспоришь - не подружишь. Дружба не служба; а кому дружить, на того служить. Нет друга - ищи, нашёл - береги. Одёжа хороша новая, а друг - старый. В долг давать – дружбу терять. Старый друг лучше новых двух. Человек без друга, что земля без воды. Что за тем гоняться, кто не хочет знаться. Без друга в жизни туго. Были бы пирожки - будут и дружки. Дружба дружбой, а в карман не лезь. Дружба заботой да подмогой крепка. Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь. Друг в беде - друг вдвойне. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Друг не испытанный, что орех не расколотый. Друг спорит, а недруг поддакивает.
- Не бросай друга в несчастье.
- Не годы сближают людей, а минуты.
- Не поспоришь - не подружишь.
- Дружба не служба; а кому дружить, на того служить.
- Нет друга - ищи, нашёл - береги.
- Одёжа хороша новая, а друг - старый.
- В долг давать – дружбу терять.
- Старый друг лучше новых двух.
- Человек без друга, что земля без воды.
- Что за тем гоняться, кто не хочет знаться.
- Без друга в жизни туго.
- Были бы пирожки - будут и дружки.
- Дружба дружбой, а в карман не лезь.
- Дружба заботой да подмогой крепка.
- Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.
- Друг в беде - друг вдвойне.
- Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
- Друг не испытанный, что орех не расколотый.
- Друг спорит, а недруг поддакивает.
«Без друга в жизни туго» – КНИГА пословиц, поговорок и стихов о дружбе и друзьях
Мы работы не боимся, помогаем, не ленимся!
Чтоб было веселей дружить, подарок другу можно подарить. Сюрприз сделаем сами своими руками!
Сделал приятное другу и жить станет не туго!
Результаты начального мониторинга
Результаты итогового мониторинга
ВНИМАНИЕ!