СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование межпредметных умений средствами информатики в технологии (черчении)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление опыта по формированию межпредметных умений средствами информатики в технологии (черчении).

Предмет технология (черчение) направлен на формирование графической культуры, что неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, которые реализуются при решении графических задач. Процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропевдевтических, творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний, что создает предпосылки для развития творческого потенциала кадетов.

Предмет информатика и ИКТ имеет прикладной характер. На уроках формируются информационные компетентности, которые могут применяться кадетами на любых учебных и внеурочных занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Формирование межпредметных умений средствами информатики в технологии (черчении)»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАТИКИ В ТЕХНОЛОГИИ (ЧЕРЧЕНИИ)


  1. УШАКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус МО РФ»

преподаватель технологии

  1. КЛЮШНИКОВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус МО РФ»

преподаватель информатики и ИКТ


Использованные источники:

1. Черчение: Методическое пособие к учебнику А.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». – М.: АСТ: Астрель, 2015г.

2. Черчение:9 класс: Учебник для общеобразовательных организаций/ А.Д.Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский - М.: АСТ: Астрель, 2015.

3. Черчение. 7 – 11 классы, под ред. В. В. Степакова./ Авторская программа. Черчение, 9 класс: В.А.Гервер, В.В.Степакова, Ю.Ф.Катханова, Е.А.Василенко, Л.Н.Анисимова; отв. редактор В.И.Якунин, М., «Просвещение», 2010 г

4. Техническое черчение: Учебник для профессиональных учебных заведений./И.С. Вышнепольский.- М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2001 г.

5. Информатика: методическое пособие для 7-9 классов / Л.Д. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

6. Компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещенный на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.narod.ru/school/probook.htm;

7. Комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);Сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/;

8. Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012)

9. http://schcool-colection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

10. http://www.ug.ru – Учительская газета

11. http://www.1september.ru – «Первое сентября»

12. http://www.teacher.fio.ru – Учитель.ru - каталог всевозможных учебных и методических материалов по всем аспектам преподавания в школе

13. http://www.bolgar.info – информационные технологии в образовании

14. http://learningapps.org/ - приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей

15. http://www.uchportal.ru - всероссийском сайте сообщества учителей-предметников «Учительский портал»

16. http://blender3d.com.ua – портал интерактивных 3Д моделей, созданных в программе blender.

17. http://www.klassnye-chasy.ru/ - коллекция презентаций к урокам.


Образовательная цель:

Представление опыта по формированию межпредметных умений средствами информатики в технологии (черчении).

Предмет технология (черчение) направлен на формирование графической культуры, что неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, которые реализуются при решении графических задач. Процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропевдевтических, творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний, что создает предпосылки для развития творческого потенциала кадетов.

Предмет информатика и ИКТ имеет прикладной характер. На уроках формируются информационные компетентности, которые могут применяться кадетами на любых учебных и внеурочных занятиях.

В нашем учреждении часть уроков по технологии (черчению) проводится в компьютерном классе по просьбе преподавателя технологии для увеличения наглядности пространственного представления материала и проведения практических и графических работ с использованием средств ИКТ.

Электронных образовательных ресурсов, наглядных пособий, готовых дидактических материалов по предмету технология (черчение) недостаточно. В данной работе представлены возможные варианты применения информационных технологий для создания банка дидактических материалов преподавателя.


Предмет: информатика и ИКТ, технология (черчение)

Темы уроков, формы уроков:

1. Тема урока по технологии (черчению) «Проецирование центральное, параллельное, прямоугольное на одну плоскость проекций».

Форма урока: комбинированный урок.

Цели урока:

1. Ознакомить учащихся с основами метода центрального и прямоугольного проецирования, способами построения центральных и прямоугольных проекций.

2. Развивать пространственное мышление, умение обобщать и делать выводы.

3. Воспитывать ответственность, дисциплинированность, уважительное отношение к труду, бережное отношение к оборудованию, аккуратность в работе.

Методы и приемы работы: объяснительно-иллюстративный, фронтальный интерактивный опрос, практическая работа, эксперимент.

Обоснование выбора информационных образовательных технологий и педагогического приема для проведения урока:

1. На этапе введения новых знаний используется готовая презентация «Проецирование» для лучшего представления в пространстве сложных деталей проецирования.

2. Презентация также используется на этапе подведения итогов: для экономии времени проводится интерактивный опрос кадетов. Кадеты отвечают на несколько вопросов и имеют возможность провести самооценку усвоенных знаний.

Презентация «Проецирование» опубликована на всероссийском сайте сообщества учителей-предметников «Учительский портал» учителем Барановой И.В. г. Лысьев. Презентация соответствует программе по технологии (черчению) авторов учебника А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский.

http://www.uchportal.ru/load/150-1-0-32316

3. На этапе оперирования знаниями используется практическая работа с использованием средств ИКТ. Практическая работа проходит в несколько этапов:

1). Фотографирование макетов в разных проекциях и распечатка фотографий. Для проведения этого этапа используются информационные технологии по созданию цифрового изображения.

2). Экспериментальное определение вида проецирования изображения на фотографии.

3). Сравнение размеров реального макета с размерами изображения макета на фотографии и формулирование вывода по проведенной работе.

Оценка полученного эффекта применения информационных технологий: на данном уроке в связи со сложностью изучаемого материала использование правильно подобранных оцифрованных изображений и эксперимента позволяет кадетам усваивать материал на новом уровне, организовать повторение пройденного материала в интересной для кадет форме, значительно сократив время на уроке. Умение создавать цифровые изображения показывают кадетам необходимость овладения навыками информационной культуры и возможность применения ИКТ компетенций на других предметах.

2. Тема урока по технологии (черчение) «Виды на чертеже».

Форма урока: комбинированный урок.

Цели занятия:

1. Ознакомить учащихся со способами построения видов.

2. Развивать пространственное мышление, умение сравнивать и анализировать изображения.

3. Воспитывать ответственность, дисциплинированность, уважительное отношение к труду, бережное отношение к оборудованию, аккуратность в работе.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, интерактивный опрос, практическая работа, проблемная ситуация.

Обоснование выбора информационных образовательных технологий и педагогического приема для проведения урока:

1. На этапе актуализации знаний проводится интерактивный опрос кадетов. Используется красочная презентация с элементами интерактивности и может использоваться для интерактивной доски, что значительно упрощает опрос и экономит время на уроке. Содержит задания: заполнить пропуски в тексте определений понятий темы, по картинкам назвать виды деталей. Правильные ответы скрыты от кадетов квадратами. При проверке квадраты убираются.

Презентация «Повторение темы «Проецирование». Виды на чертеже» подготовлена преподавателем технологии с использованием ЭОР, отсканированных изображений моделей военной техники. Презентация соответствует программе по технологии (черчению) авторов учебника А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский.

2. На этапе закрепления используется готовая 3Д модель, созданная в программе blender, демонстрирующая правильное расположение видов на чертеже проекций танка. Кадеты в режиме самопроверки на формате с готовыми видами выбирают правильные ответы.

http://blender3d.com.ua – портал интерактивных 3Д моделей, созданных в программе blender.

3. На этапе оперирования знаниями проводится практическая работа. Этапы практической работы:

1). Используя готовые модели самолетов и танков, кадеты выполняют проецирование трех видов на чертеже.

2). Сравнить размеры фотографии моделей с помощью линейки в программе Paint, с полученными видами.

3). Сделать выводы: почему построенные проекции не совпадают с фотографией.

Оценка полученного эффекта применения информационных технологий:

интерактивный опрос и презентация экономят время на уроке, помогают развитию пространственного представления при изучении нового материала. Интерактивная модель позволяет кадетам потренироваться в правильном расположении проекций модели в пространстве для дальнейшего проведения практической работы. Сравнительный анализ изображений и фотографий моделей боевой техники помогают обобщить понятия темы «Проецирование».


3. Тема урока по технологии (черчение) «Технический рисунок».

Форма урока: комбинированный урок

Цели урока:

1. Дать представление о техническом рисунке, ознакомить учащихся с правилами построения объемных деталей без использования чертежных инструментов.

2. Развивать пространственное мышление, наблюдательность и внимание.

3. Воспитывать ответственность, дисциплинированность, уважительное отношение к труду, бережное отношение к оборудованию, аккуратность в работе.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, интерактивный опрос, практическая работа.

Обоснование выбора информационных образовательных технологий и педагогического приема для проведения урока:

1. На этапе актуализации знаний проводится дидактическая интерактивная игра «Кто быстрее». Кадеты в парах выбирают подходящие проекции для изображенной детали в соответствии с заданием. Использование игры экономит время на уроке. http://learningapps.org/540664

2. На этапе введения новых знаний применяется объяснение сопровождается презентацией «Технический рисунок», опубликованной на всероссийском образовательном портале «Классные – часы.ру». Презентация соответствует программе по технологии (черчению) авторов учебника А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский.

http://www.klassnye-chasy.ru/prezentacii-prezentaciya/cherchenie-po-chercheniyu/v-8-klasse/tehnicheskiy-risunok

3. На этапе оперирования знаниями проводится практическая работа «Технический рисунок модели самолета или танка» выбранными средствами: рисунок от руки или в программе Paint на компьютере.

Оценка полученного эффекта применения информационных технологий:

Использование интерактивной игры помогает организовать контроль в интересной для кадетов форме. На этапе оперирования знаниями, кадетам предлагается выбор: сделать рисунок от руки или в программе Paint, что позволяет кадетам продемонстрировать уровень владения ИКТ и применить знания по информатике в другой области.