Выступление учителя русского языка и литературы Митуповой И. Г.
в творческой лаборатории учителя СОШ № 60 г. Улан – Удэ
по теме «Формирование навыков смыслового чтения»
1.Обоснование выбора темы:
Сегодня нужно говорить о реальной проблеме формирования очень сложного и важного навыка - смыслового чтения. Это фундамент всех УУД. Потому каждый учитель в рамках своего предмета должен проводить работу по формированию, развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения. В понятие «смысловое чтение» входит поиск необходимой информации, понимание основного смысла, преобразование и интерпретация полученной информации, оценка достоверности информации, выражение собственного отношения к новому.
В конце жизни Гёте сказал: «Добрые люди... не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. Я затратил на это восемьдесят лет и все еще не могу сказать, что достиг цели». Действительно, чтение — сложная многогранная деятельность мозга, в которую включены процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, воли. Вся наша жизнь так или иначе связана с этим навыком.
2. Обращение к аудитории (на экране дан сплошной текст): какие ощущения вы испытали от того, что вам пришлось заставить себя прочитать и вникнуть в этот текст.
То же самое испытывают ученики. Страх перед текстом, его объёмами, структурой (например, большие проблемы у наших детей возникают при работе с таблицами, схемами, графиками, текстами поэтическими и драматическими), неумение преодолеть страх убивают желание читать и учиться.
3. - Теперь вспомним содержание самого процесса чтения. Навык чтения состоит их двух независимых операций: озвучивания и понимания текста, которые не слиты даже у бегло читающего взрослого человека. А что такое беглое чтение? Беглое чтение — это не быстрое озвучивание, это — быстрое понимание. О полноценном беглом чтении мы можем говорить только тогда, когда смысловой единицей восприятия текста является целое предложение. В этом случае, читая, ребенок сразу схватывает смысл целого предложения и легко понимает любые тексты.
4. Практикум по известному афоризму И. Бабеля о чтении “Каждый интеллигентный человек должен прочитать за свою жизнь восемь-десять книг. Каких именно? Чтобы узнать это, прочтите тысяч пятнадцать томов”.
Сначала мы раскрываем содержание текста: нужно прочитать тысячи книг, чтобы найти восемь-десять главных, которые помогут стать интеллигентным человеком. Затем объясняем текст, давая собственное его толкование: необходимо много читать, думать над прочитанным, постоянно отбирая лучшие книги, которые помогут формированию твоего внутреннего мира, ведь только так можно стать интеллигентным человеком — думающей личностью, способной к созидательной деятельности. И, наконец, “присваиваем” добытые новые знания как собственные: хочу ли я стать интеллигентом? Интеллектуалом, образованным и творческим человеком, имеющим собственную позицию, не позволяющим манипулировать своим сознанием и не желающим быть пешкой в чужой игре? Что для этого необходимо? Много читать. Но для такой цели подходят не все книги. Есть восемь-десять самых важных лично для меня, надо постараться их найти. Можно делать это, отыскивая упоминания о тех книгах, которые повлияли на становление характера знаменитых людей. Можно сократить этот путь, прислушавшись к мнению специалистов. Мне кажется, что целесообразнее поступить именно так.
Проверьте вместе выполнение этого задания. Вряд ли у вас возникнут разногласия по первой позиции (раскрытие содержания). Вторая позиция (интерпретация) может отличаться и зависит от того, какие именно слова вы посчитали опорными (интеллигентный человек, восемь-десять книг, пятнадцать тысяч томов) и как объясняете их в зависимости от собственных представлений. Третья позиция (присвоение новых знаний) у всех вас будет различна, поскольку именно здесь наиболее полно выражены личностные качества.
5. Один из главных критериев уровня развития навыка чтения – полнота понимания текста. Ученики испытывают серьезные затруднения с воспроизведением основного смысла, сути прочитанного. Предлагаемый метод поэтапного осмысления текста позволяет сформировать умение понимать прочитанный материал. Этот метод необходимо регулярно использовать на любом предмете. Вспомним содержание метода смыслового чтения:
- предоставление ученикам контекста - представление о базовом
- обучение выделению слов-маркеров
- обучение находить смысловые ряды - суть текста, смысловое ядро - доминанту, ведь большинство текстов избыточны на 70—80%, а смысловое ядро заключается в оставшихся 20—30%.
4. Важность понимания текста:
- знание слов и внимание к каждому отдельному слову
- знание норм языка
Приводятся примеры с анализом литературоведов и др. специалистов
5. Вывод о необходимости выработки навыков качественного чтения. Необходимо
овладевать методиками и стратегиями чтения.