«Мудрец подобен водам родника
Постигнуть мудрость - в жизни разобраться
И передать ее ученикам
Чтобы плодов от их трудов дождаться».
Целью обучения по предмету географии считаю развитие общей культуры школьников, формирование у них системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли и значения их деятельности в отношении природы и общества. В своей работе ориентируюсь на творческий подход к организации процесса обучения, формировании у учащихся системы знаний по географии, развитию творчески активной личности.
Мое педагогическое кредо: Вверх по лестнице жизни к: Добру, Истине, Красоте.
Важнейшая составляющая часть педагогического процесса ,- личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. В настоящее время работаю над проблемой изменения стратегии «от знаний к проблеме» на стратегию «от проблемы к знаниям».
Идеи изменения выражены:
- в раскрытии учащимися роли географии в формировании современной картины мира и развитие отчетливых географических представлений;
-знакомстве и отработке навыков работы связанных с определением положения отдельных ориентировочных пунктов на карте, глобусе;
- освоение, как теоретическом, так и практическом уровне основ работы при ориентировке по карте, глобусе;
Концепция изменений заключается в том, чтобы:
- формировать у школьников географическую картину единого мира на основе усвоения знаний о природе, населении и хозяйстве, формировании у них сознания необходимости усвоения моральных ценностей человечества.
В процессе обучения использую активные и творческие методы обучения как методы, способствующие привитию интереса к предмету. Деятельность учеников ориентирована на самостоятельное постижения учащимися проблем, имеющих для них жизненно важный смысл.
Применяю в практической деятельности работу, направленную на самостоятельное получение знаний, освоение определенных умений и навыков в процессе совместной деятельности на уроке. Самостоятельная работа ориентирует школьников на развитие самостоятельности и инициативы- качеств, способствующих активизации творческих сил школьников с учетом их физических возможностей и сочетания здоровья. Самостоятельные работы подразделяю по источникам использования географической информации и по содержанию. В первом случае применяю весь комплекс источников информации учебника: схемы, рисунки, диаграммы, климатограммы и т.п. Использую их на разных этапах урока: проверка знаний учащихся, при объяснении, закреплении нового материала. Даю возможность детям творчески подходить к составлению схем, таблиц, проектов, сообщений, презентаций. По содержанию самостоятельные работы направлены на характеристику компонентов природы, характеристику природных комплексов, объяснения влияния природы на условия жизни и хозяйственной деятельности человека. На уроках географии учащиеся отрабатывают различные умения, применяют навыки работы с различными источниками информации, учатся самостоятельно приобретать знания, творчески подходить к выполнению заданий.
Большую помощь в составлении проектов играет кружковая работа, которая направлена на расширение кругозора учащихся как знание закономерностей всей планеты, так и знание природы родного края.
Задачи, решаемы на занятиях кружка:
Формирование у школьников убежденности в необходимости охраны природы родного края, пропаганде экологических знаний.
Развитие способностей воспитанников к творчеству через практическое использование знаний и навыков в области краеведения.
Формирование ценностного отношения к природе родного края и всем формам жизни
Развитие интеллектуальных и практических навыков, связанных с изучением, охраной и восстановлением природной среды; умение устанавливать причинно- следственные связи, оценивать обстановки, прогнозировать и проектировать будущее;
Становление активной жизненной позиции.
Кружковая робота тесно взаимосвязана с уроками. Энтузиазм к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются желанием учащихся к познанию нового в данном предмете. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда товарищей воспитывает у учащихся такие качества как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Работа кружка сводиться не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет определенную роль в становлении таких личных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
В успехе кружковой работы немаловажную роль играют активные способы и формы обучения: диспуты, конференции, деловые игры. Они разрешают организовать активный обмен мнениями, способствуют в формировании оценочных суждений, умений отстаивать свою точку зрения. Выбор активных форм деятельности связан с возрастными психологическими и физиологическими возможностями ученика.
Цель программы: развитие мышления и формирование личности детей через изучение особенностей природы родного края; экологических проблемах своего города; рассмотрении вопросов, связанных с улучшением экологической обстановки как в мире, так и в своем крае, своем городе.
Использую в своей практике парную и групповую форму работы, которые также развивают самостоятельность школьников, способствуют углубленному изучению программы, позволяют повышать эффективность урока. Необходимое условие групповой работы – включение всех категорий учащихся в процесс посильной для них познавательной деятельности, т.е. осуществляю дифферецированный подход к подбору заданий и часто предлагаю задания по выбору самих учащихся. Так группа «сильных» школьников получает минимум указаний по выполнению заданий, для детей со средним уровнем подготовки дается план, где указывается последовательность работы, «слабые» школьники получают инструкцию с более подробным планом и указанием источников информации. Особенно часто применяю в своей практике систему обучения В.Ф. Шаталова, методику составления опорных схем и конспектов. Применяя данную методику, развиваю потенциальные возможности школьников, формирую умения работать с различными источниками информации. Опорные схемы позволяют воспринимать учащимися изучаемый материал осмысленно, развивают познавательную деятельность, помогают в подготовке домашних заданий. В системе обучения с применением опорного конспекта прослеживается принцип развивающего обучения от простого механического воспроизведения до выполнения индивидуальных и творческих работ наибольший эффект на уроках дает не использование предлагаемых схем в готовом виде, а непосредственная совместная деятельность учеников и учителя. Построение схем позволяет отобрать наиболее важные знания, ключевые понятия, которые необходимы учащимся при последующей самостоятельной работе.
В целях формирования познавательного интереса к предмету, дальнейшего совершенствования урока и повышения эффективности обучения использую работу с учебником. Она весьма разнообразна и проводиться на разных этапах обучения на уроке: при изучении нового материала, при отработке и закреплении знаний и умений, при проверке и оценке качества знаний. От успеха работы с учебником во многом зависит качество домашней работы школьников, поскольку умения работать с ним обеспечивает связь между классной и домашней работой, способствует росту познавательной самостоятельности школьников. В 6-м классе учащиеся впервые знакомятся с учебником географии, поэтому показываю на первом уроке отличительные особенности работы с ним. Учитывая особенности восприятия школьников данного возраста, где преобладает наглядно-образное мышление, широко использую яркие, красочные рисунки, фотографии, которые способствуют более успешному усвоению учебного материала. Обращаю внимание на то, что в данном курсе многие приемы работы с учебником (ориентирование в учебнике, объяснительное чтение, выделение главного в тексте ориентирование в вопросах и заданиях) вводится впервые, поэтому на первых этапах осуществляю совместную работу с учащимися с различными источниками информации, нацеливаю на нахождение главного. Приемы работы с разными компонентами учебника ввожу индуктивным путем, даю чаще всего в виде правил, развернутых планов. Так в теме «Гидросфера» работаем со схемой «Мировой круговорот воды в природе», с таблицей по определению географического положения моря, географического положения реки. Учащиеся вычерчивают опорные схемы, знакомятся с номенклатурой учебника, находят данные объекты на физической карте, составляют характеристику морей, озер, рек. Изучение курса «География материков и океанов» начинаю со знакомства с памяткой «Как работать с учебником», где достаточно подробно сказано о приемах ориентировки в учебнике, о работе с различными компонентами- текстом, картами, схемами, рисунками, климатограммами. Большую помощь учащимся в работе с текстами учебника оказывают типовые планы характеристик отдельных компонентов природы, природных комплексов, помещенные в конце учебника. Значительное место отвожу приему работы с текстом и текстовыми картами одновременно, опираясь на прием сопоставления карт, благодаря которому объясняю причины и следствие каких- либо явлений. Особенно часто применяю этот прием при изучении таких тем, как «Рельеф Земли», «Климатические пояса Земли», «Природные комплексы».
В 6 классе при изучении тем: "Основные формы рельефа суши","Реки","Озера" предлагаю задания разного уровня сложности:
1)выделить главные мысли изученного;
2)дать характеристику явлением, процессам, найти упомянутые географические объекты на карте;
3)сравнить физическую карту с климатической.
Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справляться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.
Домашние задания учащимся предлагаю дифференцированные:
1.Составить сложный план рассказа (1 уровень);
2.В каждом абзаце выделить главную мысль (2 уровень);
3.Сделать ЛОК (лист опорного конспекта)по тексту параграфа (3 уровень);
В 10 классе, при изучении темы "Трудовые ресурсы и занятость населения", предлагаю разноуровневые задания.
1.Рассмотреть возрастную пирамиду развитых стран (1 уровень).
2.Сравнить возрастную пирамиду развитых и развивающихся стран (2 уровень).
3.Проанализировать изменения в структур занятости населения в отдельных стран мира. Составить прогноз предполагаемых изменений ,которые могут произойти в дальнейшем(3 уровень).
Изучая южные материки, прием сопоставления карт отрабатываю с учащимися, а при изучении северных материков школьники самостоятельно применяют его. Работа со статистическими материалами, представленная в форме таблиц, климатограмм начинается с изучения материков. Здесь вводиться прием анализа диаграмм, который невозможен без знания климатической карты.
Обученность ребят в работе с картой определяю 3-мя уровнями: понимать карту(1 уровень) - читать карту(2 уровень) -знать карту(3 уровень)
На 1-м этапе обучения работе с картой в 6 классе при изучении темы "План и карта» знакомлю ребят с ее языком разновидностями, учу распознавать географическую действительность по изображению объектов, представлять по памяти расположения изучаемых объектов.
При изучении темы"Внутренние воды Африки"в курсе географии 7-го класса учащимся предлагается следующая ситуация.
Река Нил - одна из крупнейших рек Африки. В разгар лета, когда жара достигает предела, уровень реки начинает подниматься и Нил выходит из берегов. А ведь он зажат с двух сторон пустынями и, казалось бы, летом, наоборот, должен сильно обмелеть. В чем причина его ежегодных разливов?
Группа учащихся, последовательно отвечающие на предложенные вопросы, выстраивают связной рассказ о причинах этого явления:
1 гр.
Где Нил берет начало?
От слияния каких двух рек он образуется?
2 гр.
В пределах каких природных зон и климатических поясов протекает?
В каких из них находятся истоки?
3 гр.
Каковы источники питания притоков Нила?
Когда уровень воды их максимален и почему?
Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими.
Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.
Репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию страны, материка”.
Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.
И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сопоставив физическую и тектоническую карты Украины, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы.
В своей работе использую различные виды контроля: индивидуальный, фронтальный, тестирование групповая. Использую элементы взаимоконтроля и самоконтроля. Особенно хорошо это удается при групповой форме, когда во главе группы стоит капитан. Преимущества заключаются в том, что каждая группа выбирает определенный темп работы, ученики могут показать свои индивидуальные способности и выбирают посильную для каждого работу. В группе ученики приобретают полезный опыт общения со сверстниками, формируется самоконтроль, умение объективно оценивать работу каждого. Ответ ученика оценивается по следующим критериям: правильность ответа, полнота, умение работать по карте, анализ допущенных ошибок. В результате такого контроля достигается проверка знаний как у отвечающих, так и у проверяющих. Индивидуальный контроль выражается в том, что школьник самостоятельно выполняет его у доски или на рабочем месте. В данном случае осуществляю дифференцированный подход к работе с индивидуальными карточками с учетом уровня подготовленности учащихся. По характеру заданий применяю такие формы опроса как устный, тестовый; самостоятельные письменные и практические работы, работу с различными источниками информации. Таким образом, для успешного проведения контроля осуществляю гибкое сочетание текущей проверки ЗУН школьников, проводимой на разных этапах урока с итогово-тематическим контролем, организованным после изучения каждой темы. Результаты контроля обязательно комментирую учащимся. Разнообразие форм и методов работы, особенно тех, которые поощряют индивидуализацию обучения школьников с учетом их умственных способностей и состояния здоровья, коллективное творчество положительные результаты: полная успеваемость.
Считаю, что источником творчества любого учителя является общение с детьми, сотрудничество, взаимопонимание, уважение к личности ребенка. Всю свою работу направляю на постоянный творческий поиск нового, на развитие познавательного интереса к предмету, воспитание социально-развитой личности и на сохранение его здоровья, на дифференцированный подход в процессе воспитания и обучения школьников.
В работе использую технологии : формирование творческой личности, технология «Создание ситуации успеха», Технология организации групповой учебной деятельности школьников, проектная технология, информационно коммуникативная технология, Технология опорных конспектов.
Технология формирования творческой личности. Большое внимание в работе с учащимися уделяю факторам:
- фактор взаимообношений- это фактор отношений, который осуществляется между учителем и учащимися;
- фактор эмоциональной самореализации- разноуровневая и дифференцированная по содержанию организация обучаемого процесса;
- фактор творчества- развитие творческих способностей каждого учащегося, максимальное развитие самодеятельности, свободное выражение своего «Я»;
- фактор здоровья- формирование здорового способа жизни школьников.
Обучение на уроках происходит через игру.
Урок в технологии формирования творческой личности, направленный на пробуждение фантазии, развитие эмоционального восприятия учебного процесса включает:
Интеллектуальную разминку.
Проверку домашнего задания:
Обсуждение творческого задания и создание моделей.
Отгадывание загадок. Создание моделей отгадок.
Обучения приемов фантазии- (оживление, увеличение- уменьшение, изменение законов природы, внесение нового качества);
Работа в группах. Создание сочинений.
Защита творческих работ.
Творческое домашнее задание: подготовить рисунки к своему рассказу и др.
На уроках географии в системе технологии провожу: урок- путешествие; урок- «Брейн-ринг»; урок-КВН.
С целью углубления знаний материала урока за счет реализации межпредметных связей провожу: интегрованные уроки, уроки-панорамы;
Для развития творчества учащихся, реализации их потребностей в общении, формировании идеала проводиться творческая мастерская, пресс-конференция;
При защите проектов учащихся, рефератов реализуется проблемно-поисковая, научно- исследовательская и экспериментальная работа.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.
Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление.
Создание проблемных ситуаций.
Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: какие климатообразующие факторы определяют климат Европы? Покажите схематически
Дидактические игры:
“Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.
Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.
Ребусы.
Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.
Технология «Создание ситуации успеха».
В использовании технологии главной моей задачей является создать ситуацию успеха для развития личности ребенка, дать возможность каждому почувствовать радость достижения успеха, веры в собственные силы. Технология «Создание ситуации успеха» вырабатывает у учащихся ценное человеческое качество – стойкость в борьбе с трудностями. А неудачи, которые случились, их не сломят. Организация ситуации успеха решает множество проблем психологического характера учащихся.
В технологии «Создания ситуации успеха» применяю приемы: «Невмешивания» - максимальная самостоятельность в решении проблем «надежным» учащимся. В работе с учащимися категории «Уверенные» провожу «Холодный душ». Для категории «Неуверенные» для возможности учащимся поверить в собственные силы провожу прием «Эмоциональное поглаживание». В приеме «Гадкий утенок» для категории «Разочарованные» считаю необходимым увидеть , понять такого учащегося, создать все условия для его развития. Большой ролью учителя считаю и в ситуации типа «Мышь в сметане». Это второй тип «Разочарованных», которые попали в сложную ситуацию, но не перестают бороться до победы. Задача заключается в возможности показать учащимся то, что они личности способные преодолеть трудности.
Прием «Эмоциональный всплеск» - дает энергетический заряд учащимся уверенности в трудную минуту, напомнить о его большой интеллектуальной возможности.
Прием «Обмен ролями» дает возможность проявить себя. В использовании приема показываю учащимся , что они способны сделать намного больше, чем от них ожидают.
Технология организации групповой учебной деятельности школьников.
Групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах, объединенных учебной целью при непосредственном руководстве учителя.
Используя технологию групповой учебной деятельности школьников, организовываю как фронтальное обучение, при котором весь класс работает над одним учебным заданием, в едином темпе, так и индивидуальную работу, где ученик работает самостоятельно. Темп его работы определяется степенью целеустремленности, развитию интересов, способностей. Руководство работой каждого ученика осуществляю через задания, которые учащиеся предлагают в группах. В групповой учебной деятельности учащиеся показывают высокие результаты усвоения знаний, формирование умений. Объясняется это тем, что «в этой работе слабые учащиеся выполняют по объему заданий на 20-30 % больше, чем у во фронтальной работе.
Главными задачами при использовании технологии считаю:
- научить школьников сотрудничеству в выполнении групповых заданий;
- стимулировать моральные переживания взаимного обучения, заинтересованности в успехе товарища;
- формировать коммуникативные рефлексивные компоненты учебной деятельности: целеустремленность, планирование, контроль, оценку;
- объединять фронтальную, индивидуальную и групповую формы учебной деятельности;
- активизировать активность каждого ученика;
Активность учащихся достигаю благодаря распределению запланированного группе задания на части по количеству участников группы. Таким образом каждый ученик выполняет свою часть работы и объясняет способ ее выполнения другим. После выполнения задания учащиеся на специальных карточках отображают оценку роботы всей группы, и дают оценку роботе каждого учащегося в группе.
Для отображения деятельности учащихся предлагаю такие вопросы:
Функционирование в группе:
- Решила ли группа поставленную перед ними задачу?;
- Какие были трудности?;
- Были ли решены трудности и каким образом?.
2. Роль учащихся:
- Какую роль ты выполнял в группе?
- Были ли трудности и почему?
- Был ли ты полезным в группе? В чем конкретно?:
а) в поиске информации;
б) в предложении плана роботы;
в) в предложении решения трудностей.
3. Индивидуальная работа (коллективная работа):
- Работал ли ты самостоятельно в том время, когда вся группа работала вместе?
4. Оценка:
- Как ты определяешь то, что выучил?
При работе в парах предлагаю приемы: взаимопроверка, взаимодиктанты, составление плана рассказа.
В 6 классе при изучении тем «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера», «Биосфера» организовываю работу в парах следующим образом: учащиеся подготавливают дома карточки с загадками. На уроке по очереди школьники исполняют роль «учителя», читая свою загадку.
Эта лента голубая,
Неспокойная такая,
Меж лесами вьётся
И о берег бьётся.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То....
(Река.)
Я не маленький ручей,
Я и шире, и длинней!
А ещё я глубока,
Потому что я...
(Река.)
Днём на сушу с моря дует,
Ночью – в сторону другую.
Ты назвать бы мне помог
Тот прибрежный ветерок.
(Бриз.)
Если вглубь материка
Он забрёл из океана,
Значит, будут облака,
А порой и ураганы.
К нам с дождём приходит он,
Влажный ветреный ...
(Циклон.)
Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода.
(Остров.)
Потом учащиеся просят одноклассника ее отгадать. Если отгадка неправильная, то «учитель» свободно читает загадку еще раз. После правильного ответа «ученик» записывает в тетрадь отгадку. После этого учащиеся меняются ролями. Когда учащиеся овладевают приемами работы в группе, ввожу сложную от групповой деятельности – кооперативную работу, которая предусматривает взаимодействие не только членов группы, но и взаимодействие между группами.
Проектная технология
Особое внимание уделяю такому аспекту, как мотивационный аспект В этом мне помогает использование инновационных технологий, которые позволяют усилить мотивацию учения. К таким технологиям относятся интерактивные технологии. Они стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность обучаемых. Используя указанные технологии, я вижу общение в системе “ученик-учитель”, создаю возможности для решения творческих заданий. Используя интерактивные технологии, создаю комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, моделируют на уроках жизненные ситуации; используя ролевые игры, организую общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций. Интерактивные технологии я применяю и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также во время обобщения и контроля.
При проведении уроков, использует самые разнообразные формы: урок-поиск, урок-исследование, урок-размышление, урок-игра, урок-театр, урок-путешествие, бизнес-урок, уроки защиты проспектов, урок-аукцион, урок-лекция с использованием мультимедийных средств, уроки-соревнования, , урок-беседа за круглым столом, урок-эврика, урок размышление, урок взаимообучения, урок-конференция, при контроле знаний используется урок - общественный смотр знаний, урок-геобизнес, урок-семинар, урок-фестиваль, урок-экспедиция, уроки психологических тренингов, интегрированные уроки, урок - географическое открытие и другие. Также использую на уроках элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр: “снежный ком”, “азбука”, “отгадай героя-путешественника”, “отгадай термин”, “турнир-восхождение”, “продолжи рассказ”, исправь ошибку, взаимоконтроль и самоконтроль. Все названные уроки по построению, выбору темы, формулировке основной проблемы исходят из принципов личностно-деятельностного подхода в обучении. Они позволяют мне активизировать внутренний мир ребенка, его мыслительную деятельность, обратиться к его личностному опыту, пробудить мотив к учению, прививать самостоятельность. В старших классах большой интерес вызывают у обучаемых уроки конференции, которые предполагают общение в одной аудитории людей, работающих над разрешением какой-либо (теоретической или практической проблемы. Движущей силой любой конференции является диалог- диспут. Так очень интересно проходит пресс-конференция в 10 классе “Государства-карлики”. Целью этой конференции я ставлю активизацию познавательной самостоятельности, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний, знакомство с мини-государствами Европы.
Информационно коммуникативная технология.
Информационно коммуникативные технологии оказывают заметнее влияние на содержание, формы и методы обучения, используемые мной на современном этапе. По моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют довольно сложные задания по оформлению исследовательских работ, составлению проспектов, презентации путешествия, слайд-проектов. В своей педагогической деятельности использую электронные учебники по географии для 6,7,8,9,10 классов. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Учащиеся приобретают опыт публичного выступления, что является необходимым для современного человека.
.
Технология опорных конспектов.
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–9-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.