Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
на курсах повышения квалификации по ИОЧ
ИБ-1-2 «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
(с 02.11. 2015 года по 13.11 2015 года)
на тему: Формирование патриотических чувств у учащихся начальных классов на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Выполнила:
Ананьева Валентина Евгеньевна
учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Надеждино муниципального района Кошкинский
2015 год
Формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ.
Н.Г. Чернышевский
Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству.
Н. Г. Чернышевский . |
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Для реализации этой цели можно поставить следующие задачи:
создание условий для формирования культуросообразной личности младшего школьника, гражданина России;
воспитание чувства любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны,
поддержка стремления знать историю России, желания соответствовать нравственному облику великих соотечественников
Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом.
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народ, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Патрио́т — патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриарх Алексий II говорил:
«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.
Уроки литературного чтения
Большой выбор произведений в каждом классе позволяет проводить работу по воспитанию учащихся. Устное народное творчество позволяет привить любовь к русской культуре, показывая ее колорит, широту русской души. Читая былины о богатырях, учащиеся получают первое представление о героях, защищавших Родину от врагов. Познают удаль молодецкую, силу богатырскую, чувство долга, любовь к своей земле. Читая стихи русских поэтов прививается любовь к родной природе. Ведь поэты писали эти стихи под впечатлением красоты, самобытности, неповторимости родного края. Работа над рассказами о святых людях позволяет ребятам познать принципы жизни угодников Божиих, степень выполнения заповедей и большую любовь к Богу, к русскому народу и Родине. Наравне с традиционными методами работы над литературными произведениями можно использовать и те, которые помогут вовлечь в воспитание своих детей и родителей. Для ребят будет интересно, если знакомство с новым произведением будет происходить не на уроке в школе, а дома через «семейное чтение».
А в классе ребята могут обсудить мнения, поставить оценку прочитанному произведению как за себя, так и за родителей, проговаривая их точку зрения. Можно задавать ребятам коммуникативно-мотивированные домашние задания по прочитанному в классе. В этом случае родителям отводится роль адресата сообщения. Т.е. учитель просит ребят рассказать дома о том, что они прошли и поделились своими впечатлениями с родителями, высказали свое мнение. В этом случае очень важно, чтобы родители умели выслушать своего ребенка, а не отталкивали его. Целесообразно, на мой взгляд, проводить уроки классного чтения «по семейным заявкам». Если родитель видит какие-то свои недостатки в воспитании ребенка, но не может или не знает как их устранить, то он может обратиться к учителю с заявкой на прочтение и обсуждение в классе с детьми какого-либо произведения, показывающего этот недостаток. Еще можно проводить уроки семейного чтения, когда родители наравне со своими детьми вступают в обсуждение прочитанных произведений.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни.
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма.
Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки» в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца
Внеурочная и внеклассная деятельность
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет педагога создают благоприятные
предпосылки для успешного решения данной проблемы. Процесс осознания себя как личности сопровождается формированием адекватной самооценки, сравнения себя с другими. Всё это является основой для построения воспитательного процесса, направленного на патриотическое воспитание школьников. 
Важным звеном в системе патриотического воспитания учащихся является музейная работа. Наш школьный музей боевой славы по праву считается центром патриотического воспитания. Важнейшая задача музея – осуществление связи поколений: подрастающего и непосредственных участников боевых событий. Опыт работы в младших классах показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа, родного края родного края.
Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, совершающими героический подвиг в тылу, работающими во имя Великой Победы. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление. Встрече с ветеранами предшествует большая поисковая работа. Ученики собирают дополнительную информацию, которая после тщательного отбора используется на мероприятии. Содержание поисковой работы способствует формированию у младших школьников мотивов гражданского, патриотического поведения и ответственности. Подобные занятия оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких, участников величайших событий истории, заставляют гордиться подвигом Родины, использовав архивный материал семей учащихся ,завершили исследовательскую работу « Наши деды – солдаты Победы» 
К Дню Победы ученики нашей школы выпускают школьные стенгазеты, делают открытки для ветеранов, готовят концерты для ветеранов 
«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», — писал В.А.Сухомлинский.