Формирование социо-культурной компетенции на уроках французского языка (из опыта работы).
Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является развитие личности школьника, способного участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.
В процессе обучения развивается социо-культурная компетенция - знание национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях и умения осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями.
Развитие и формирование социо-культурной компетентности средствами иностранного языка предполагает овладение учащимися:
безэквивалентной лексики и реалий страны изучаемого языка
природно-климатических, экономических, общественно-
политических особенностей страны изучаемого языка, основных вехах ее исторического развития
Социо-культурное развитие учащихся способствует:
пониманию взаимосвязи между сложившимися образцами поведения и традициями, ценностями, отношениями, присущими культуре изучаемого языка
пониманию взаимосвязи между идеологией и продуктами материальной и духовной культуры страны изучаемого языка и франко-говорящих стран
осознанию роли родного языка и культуры в развитии общечеловеческой культуры
формированию аналитического подхода к изучению зарубежной культуры в сопоставлении с культурой своей страны
развитию у учащихся языковой культуры описания реалий страны изучаемого языка и реалий российской жизни на иностранном языке
формированию оценочно-эмоционального отношения к
миру.
Сейчас все дети, начиная со второго класса изучают иностранный язык. Преимущество по-прежнему отдается английскому языку, но тем не менее и нынче двадцать пять второклассников выбрали для изучения французский язык. Конечно, этому предшествует большая подготовительная работа с родителями. Я выхожу на родительский собрания в первые классы, рассказываю о своей работе, об успехах детей изучающих французский язык, о детях, которые закончили школу и продолжают изучать язык во всех вузах города, провожу открытые уроки для родителей или внеклассные мероприятия.
Процесс изучения французского языка в школе призван не только обеспечить школьникам возможность овладеть еще одним способом общения. Он должен ввести детей в мир другой культуры. Становление и развитие страноведческой мотивации, в основе которой лежит интерес к жизни сверстника за рубежом, к культуре страны изучаемого языка, ее народу является одной из ведущих целевых установок.
Уже на первом уроке во втором классе я знакомлю детей с именами собственными (мужскими и женскими), как звучит имя ребенка на французском языке, как приветствуют французские дети друг друга и взрослых.
Сказочные персонажи Petit Chaperon Rouge, Chat Botte, Cendrillon, Blanche Neige, герои мультфильмов Pit, Riquiqui, Roudoudou присутствуют на уроках, помогая детям изучать французский язык.
Маленькие дети любят играть, потому на уроках в начальной школе мы часто играем. Дети знакомятся с названиями игр, одновременно усваивая лексику. Игры и занимательные ситуации способствуют развитию воображения, внимания, фантазии и творчества.
В начальной школе я знакомлю детей с праздниками во Франции (Рождество, Новый Год, 1 апреля - День Рыбки, 1 мая - День Ландышей), сравниваем с праздниками нашей стране, учимся писать поздравления.
На уроках в начальной школе дети учатся употреблять формулы речевого этикета в ситуациях: выражение согласия и одобрения, удивления и сожаления, радости, поздравления; знакомятся с песнями и считалками. В начальной школе происходит первое знакомство с поэзией В. Гюго и Мориса Карема, Пьерра Гамарра.
Для того, чтобы поддержать интерес детей к французскому языку в конце каждой четверти я провожу урок-конкурс на лучшего знатока французского языка. Задания строятся на изученном материале. Дети бывают очень активны на таких уроках. За каждый правильный ответ дети получают фишку. В конце урока подводим итоги и называем победителей. Награда - хорошая отметка, а в конце года три лучших ученика в параллели получают на линейке грамоты за успехи в изучении французского языка и маленький сладкий подарок.
Для родителей в начальной школе я тоже провожу открытые уроки, чтобы они видели, чему научились их дети.
На материале первого года обучения мы с детьми сочинили сказку «Лесная школа» и выступили перед родителями и перед родителями будущих первоклассников, чтобы также сориентировать их на изучение французского языка.
В 5-6 классах дети знакомятся с особенностями жизни французских сверстников (их школьная жизнь, любимые занятия и увлечения, книги, музыка, спорт), с традициями и праздниками французского народа.
Наряду со страноведческой информацией о Франции, учащиеся знакомятся с элементами культуры отдельных франкоговорящих стран: Швейцарии, Бельгии, а также получают представление о распространении французского языка в мире (понятие франкофонии).
В 7-8 классах знакомятся с художественными произведениями известных французских авторов: Пьера Грипари, Мишеля Турнье, Жан- Мари Густав лё Клезио, Рене Госини. Обучение чтению и устной речи проводится на основе отрывков из их произведений, а также на основе статей из французской детской прессы (“Okapi”, “Le Tabloid”, le Journal des enfants). В 9 классе происходит более тесное знакомство с достопримечательностями Парижа, музеями и театрами. Благодаря видеозаписи мы совершаем экскурсию по улицам и площадям столицы, посещаем собор Нотр-Дам и Версальский Дворец, любуемся ночным Парижем. На основе прочитанных текстов ребята говорят о направлениях в искусстве, знаменитых французских писателях, художниках, артистах, исторических личностях.
Побывав в музее Дома Дружбы «Ярославль-Пуатье» дети узнали о истории города-побратима Ярославля, его сегодняшнем дне, культурном и экономическом развитии региона. После экскурсии в кабинете французского языка была оформлена фотовыставка.
Важной составной частью социо-культурной компетенции является развитие у школьников своего собственного культурного самосознания через воспитание уважения к культурным и языковым различиям в Европе и во всем мире. Общение на иностранном языке носит не только межкультурный, но и межличностный характер. Оно во многом зависит от умения людей взаимодействовать друг с другом, т.е. от степени сформированности социальной компетенции, которая в учебном процессе ориентирована на личностные характеристики учащихся.
Обучение иностранному языку неразрывно связано с предоставлением учащимся возможности творческого самовыражения. Поэтому на уроках, особенно на заключительных уроках по теме я использую сюжетно-ролевые и сценарные игры.
Вот, например, как проходит заключительный урок в восьмом классе по теме “Notre planete, ςа nous regarde”.
Урок проходит в форме «круглого стола».
Ведущий - ученик объявляет тему и участников «круглого стола», среди которых представители организации Гринпис Франции и Канады, ребята, посетившие Переславский дендрарий, представитель Ярославской Организации защиты природы. Каждый ученик играет свою роль. Во время этого урока ребята использовали материал учебника французского языка, сведения, полученные по предмету «Экология», а также исследования, проведенные одним из учеников класса о состоянии экологии в нашем Дзержинском районе. Были использованы схемы, диаграммы, открытки, оформлена выставка книг и плакатов на тему защиты природы. В конце урока, как бы подводя итог, ученик прочитал стихотворение Жака Шарпантро “L’arbre”.
Конечно, такие уроки требуют очень большой подготовки, но зато и дети и я, как учитель, видим результат своего труда.
И еще об одной форме творческого самовыражения детей я бы хотела сказать. Это инсценировки и миниспектакли, в которых дети любят участвовать. На первом конкурсе инсценирования французских сказок в Ярославле мы показали сказку «Золушка». В ней участвовали дети 5 класса. В позапрошлом учебном году с учениками 6 и 10 классов подготовили миниспектакль по повести-сказке Антуана де Сант-
Экзюпери «Маленький принц». В прошлом году с малышами подготовили миниспектакль «Космическое путешествие».