СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социокультурной компетенции у учащихся на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье подчеркивается необходимость обучения иностранному языку в культурологическом аспекте, раскрываются потенциальные возможности дисциплины Иностранный язык в формировании социокультурной компетенции учащихся. Автор предлагает конкретные рекомендации и разнообразные формы работы по приобщению учащихся к иноязычной культуре, при этом подчеркивается необходимость изучения культуры страны изучаемого языка в диалоге с родной культурой.

Просмотр содержимого документа
«Формирование социокультурной компетенции у учащихся на уроках английского языка»

Формирование социокультурной компетенции у учащихся на уроках английского языка



Аннотация: В статье подчеркивается необходимость обучения иностранному языку в культурологическом аспекте, раскрываются потенциальные возможности дисциплины Иностранный язык в формировании социокультурной компетенции учащихся. Автор предлагает конкретные рекомендации и разнообразные формы работы по приобщению учащихся к иноязычной культуре, при этом подчеркивается необходимость изучения культуры страны изучаемого языка в диалоге с родной культурой.


Современная модель обучения иностранному языку в школе ориентирована на культурологический контекст. Необходимо глубоко знать культуру, историю, обычаи и традиции народов страны изучаемого языка.

Социокультурная направленность уроков иностранного языка предполагает включение в их содержание аутентичных художественных, публицистических и научных текстов, включающих сведения о стране изучаемого языка, образе жизни и общественном укладе, культуре и быте, тексты-высказывания носителей языка о культуре, об отдельных фактах культуры и отношения к ним, демонстрирующие менталитет народа.

Неоценимую помощь в приобщении к иной культуре могут оказать видеофильмы, диафильмы и кинофильмы. Несомненно, учебно- методический комплекс должен включать в себя полный набор всех фактов культуры народа из всех сфер жизни, которые можно представить зрительно на фотографиях, иллюстрациях, схемах, плакатах, слайдах, на компьютере.

Источником культурологической информации являются средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы).

Сближению с культурой страны изучаемого языка, созданию социокультурного контекста развития личности школьника, постижению культурных ценностей народа в разных сферах деятельности способствует внеклассная работа. Внеклассную работу можно подразделить на организационно-структурную (в форме клубной и кружковой работы) и неструктурную (в виде периодических массовых мероприятий). Большую помощь в формировании у школьников социокультурной компетенции могут оказать лингвострановедческие кружки, имеющиеся во многих средних школах, где в доверительной и непринужденной обстановке учащиеся знакомятся с общественной и культурной жизнью страны изучаемого языка. Так, коммуникативные навыки и умения совершенствуются у ребят, посещающих так называемые Conversational Clubs (Клубы общения).Члены клуба обсуждают самые разнообразные проблемы на английском языке. При этом они учатся следовать коммуникативным правилам говорящего и слушающего, проявлять инициативность в общении, преодолевать скованность, регулировать свои эмоции, т.е. соблюдать культуру общения. При правильном подборе тех, имеющих культуроведческую и страноведческую направленность, которые в то же время были важными и интересными для школьников, побуждали бы их к дискуссии, происходит формирование социокультурной компетенции у учащихся.

Глобальная сеть Интернет в наше время является виртуальной языковой и социокультурной средой. Интернет представляет собой не только обширный банк данных о культуре того или иного народа, но и возмещает недостаток общения с реальными носителями языка вне языковой среды благодаря телекоммуникационным системам. В Интернете школьник, у которого нет возможности побывать в стране, может сделать это виртуально. Большие возможности Интернет дают свободу общения с реальными носителями любого иностранного языка.

В плане приобщения школьников к ценностям иноязычной культуры хорошо зарекомендовали себя ежегодные недели иностранного языка в школах, которые могут включать в себя викторины, олимпиады, игровые эстафеты, театральные постановки, конкурсы, просмотр кинофильмов на английском языке и т.д.

В ходе учебно-воспитательного процесса считается целесообразным проведение нетрадиционных уроков – уроков-деловых игр, уроков-эстафет, уроков за «круглым столом», уроков-путешествий, уроков-экскурсий и т.д. для создания атмосферы, благоприятствующей совершенствованию коммуникативных и социокультурных навыков и умений, повышения у школьников интереса к иностранному языку.

Представляется аксиоматичным, что овладение иноязычной культурой должно осуществляться в диалоге с родной. Только пережив родную культуру в ее соотнесенности с культурой страны изучаемого языка, можно стать настоящим гражданином Отечества и полноправным гражданином мира.