Формирование ценностного отношения к здоровью обучающихся подросткового возраста на уроках физической культуры»
Актуальность, представленной темы
Недостаточная двигательная активность, отсутствие интереса к физической культуре и спорту.
Недостаточная образованность обучающихся в сфере физической культуры, что ограничивает их возможности перейти к целенаправленному улучшению своего здоровья, организации здорового образа жизни.
Отсутствие личной мотивации к повышению уровня физической подготовленности.
Не соблюдение правил и отсутствие навыков ведения здорового образа жизни (наличие вредных привычек).
Возможный выход решения проблемы
Создание нового подхода к уроку физкультуры, базирующегося на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения использование новых инновационных направлений на уроках физической культуры.
Отсюда вытекают цели моей работы
Формирование у обучающихся мировоззрения: здорового образа жизни.
Воспитание культуры здоровья, как одной из важнейших составных
частей общей культуры.
Средств, методов и способов много, главное выбрать те, что ближе ребенку, заинтересовать его в своем предмете, научить его получать удовольствие даже от тяжелой, монотонной и не очень интересной физической работы, обогатить его интеллектуальный багаж необходимыми теоретическими и практическими знаниями, научить его самостоятельно применять эти знания в жизни.
Основные задачи, которые я решаю в работе
Воспитывать устойчивый интерес к предмету физическая культура.
Формировать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Формировать адекватную самооценку состояния своего здоровья.
Совершенствовать функциональные возможности основных систем организма.
Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.
Моя задача объяснить и научить, чем выше показатели физической подготовленности, тем выше качество здоровья. Учитель должен помочь развить то, что дано ребенку от природы, причем развить не максимально, а оптимально. Этим достигается стойкое ощущение успеха, повышается уверенность в себе.
Достигнутые результаты
Уровень посещаемости занятий 100%.
Пропуски только по уважительным причинам.
3. Улучшение результата в виде улучшения состояния здоровья
обучающихся.
4. Созданы благоприятные условия для обучения и развития.
5. Положительная динамика в формировании учебной мотивации.
В своей работе широко применяю проблемно-поисковый метод, исследовательский метод, самостоятельную работу. Цель применения этих методических подходов – это воспитание у обучающихся стремления к самопознанию, усиление мотивации и развитие познавательного интереса к занятиям физической культурой и формированию ценностного отношения к здоровью.
Здоровье подростков рассматривается как деятельность, направленную на усвоение социального опыта и формирование всесторонне развитых потребностей в отношении аспектов здорового образа жизни: физического, социального, личностного, эмоционального, духовного реализуемых школой, семьей. Включенность подростков и их родителей в разнообразные виды деятельности, адекватных аспектам здорового образа жизни и привлечение широкого круга участников этого процесса является важнейшим условием решения данной проблемы. Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме неудовлетворительного состояния здоровья подростков, на родительском собрании было проведено анкетирование.
Результаты социологического исследования и интерпретация полученных результатов
Анкетирование родителей подростков (текст анкеты в Приложении №4), в котором приняло участие 40 человек, показало, что состояние здоровья своего ребенка как хорошее оценивают 60 % родителей, 20 % оценивают как нормальное; 20 % - как плохое.
![]()
Состояние здоровья своего ребенка проверяют раз в месяц – 0%; раз в полгода – 30 %; раз в год – 70 %; никто не считает, что в этом нет необходимости.
![]()
Физкультурой и спортом постоянно занимаются 20 % родителей; часто – 30 %; очень редко – 30 %; не занимаются – 20 %.
Занимается физкультурой и спортом постоянно 20 % детей; часто – 20 %; очень редко– 40 %; не занимаются – 20 %.

Считают недопустимым употребление спиртных напитков – 0%; возможным умеренное употребление во время праздников – 70 % считают это недопустимым в присутствии ребёнка – 30 %.

Курение считают вредной привычкой все родители; 30 % из них считают, что недопустимо курить в присутствии ребёнка.

Свое питание считают рациональным только 30 % родителей, 60 % - считают нерациональным; 10 % затрудняются ответить.

Питание своего ребенка считают рациональным 60 % родителей; 30 - считают нерациональным; 10 % затрудняются ответить.

Для ребенка предпочитают отдых на море 30 % родителей; дома – 20 %; в санатории – 10 %; в деревне – 40 %.

Досуг проводят у бабушки 20 % детей; гуляют во дворе с родителями – 60 %; смотрят телевизор – 20 %; с друзьями – 0%.

Знают, что значит вести здоровый образ жизни, 70 % родителей; нет – 20 %; затрудняются ответить - 10 %.

Знания о здоровом образе жизни родители получают из специальных книг по воспитанию дошкольников – 10 %; из средств информации 80 %; в школе – 10%.
Вывод: Исследование показало, что работа по формированию здорового образа жизни у детей ведётся чуть больше, чем в половине семей. Многие дети не занимаются спортом, неправильно питаются, наблюдают, как родители курят и употребляют спиртные напитки, ведут неподвижный образ жизни.
Родителям были даны рекомендации по формированию здорового образа жизни у подростков. В этом учебном году было проведено повторное анкетирование родителей.
Результаты повторного анкетирования показали:
1. Родители начали проявлять больший интерес к проблеме формирования здорового образа жизни своих детей. Их стали интересовать проблемы физического воспитания, профилактики заболеваний, оздоровления ребенка, его психофизиологического развития, вопросы приобщения детей к культурным ценностям. Показатель количества заинтересованных в решении данных вопросов родителей на сегодняшний день достиг 60%.
2. Отношение к педагогической литературе в целом осталось прежним. Однако периодические издания по вопросам воспитания детей начали читать 80% родителей. Из них регулярно - 10%.
3. Интерес к совместной работе с детьми вырос на 40% и в настоящее время проявляется уже у 60% родителей.
4. Родители стали вести активный образ жизни, подавая пример детям.
Основным этапом моей работы явилось проведение социологического опроса обучающихся 5-7 классов МБОУ СОШ № 10 по вопросу ценностного отношения подростков к здоровью. Для исследования была составлена анкета. Было опрошено 44 человека. Сделан сравнительный анализ по ценностному отношению подростков к здоровью.
Первым этапом исследования стало установление места здоровья в иерархии ценностей подростков. Участникам исследования был задан вопрос, отметьте в списке самый важный фактор, который обеспечивает благополучие существования человека.
Фактор | Количество ответов |
Семья | 15 |
Карьера | 6 |
Здоровье | 10 |
Достаток | 4 |
Образование | 5 |
Интересная работа | 3 |
Свобода | 1 |
Д
Можно констатировать, что на момент исследования у подростков здоровье в иерархии ценностей оказывается на втором месте. Это обозначает, что подростки считают здоровье одной из приоритетных ценностей.
Следующий вопрос, заданный подросткам: от чего или кого зависит твое здоровье. Результаты показаны в таблице. Цифры могут превышать абсолютное число участников исследования, так как можно было выбрать несколько ответов.
| Количество ответов |
От родителей | 10 |
От учителей | 7 |
От врачей | 3 |
От самого себя | 10 |
От ведения здорового образа жизни | 4 |
От экологической обстановки | 20 |

Видно, что большинство подростков перекладывают ответственность за свое здоровье на третьих лиц, на экологическую обстановку. При этом такой фактор, как ведение здорового образа жизни, не получил большого количества голосов.
Вторым этапом исследования стало содержание ценностного отношения к здоровью. Участникам исследования было задано несколько вопросов.
Первый вопрос касался интересов обучающихся в проблематике ЗОЖ. Им предлагалось отметить наиболее интересные темы о здоровье.
Темы о здоровье | Количество ответов |
Избыточный вес | 5 |
Вред наркотиков | 8 |
Вред алкоголя | 7 |
Вред курения | 6 |
Физкультура и спорт | 7 |
Правильное питание | 11 |

Анализируя данные, можно сделать вывод о том, какие темы по здоровью наиболее востребованы подростками, а это значит, что эти проблемы являются для них самыми важными и интересными.
Второй вопрос - как подростки оценивают свое здоровье.
![]()
Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что большинство подростков считают, что у них хорошее здоровье, однако результаты медосмотра показывают другое: более 30% учащихся 5-7 классов имеют различные хронические заболевания, среди них болезни ЖКТ, опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой системы, а также болезни глаз. Данные свидетельствуют о неадекватной оценке своего здоровья.
Третий этап исследования касался изучения образа жизни подростков.
На вопрос, занимаешься ли ты спортом, (не считая уроков физкультуры), были получены результаты.
![]()
Результаты говорят о низкой двигательной активности. Причем чем старше обучающиеся, тем меньше они занимаются спортом и физкультурой во внеучебное время.
Следующий вопрос выяснял, употребляют ли наши подростки вредные для здоровья продукты.
![]()
Анализируя полученные результаты анкетирования, можно констатировать, что обучающиеся часто употребляют вредные для здоровья продукты питания, и только единицы не употребляют их в пищу.
Также я выяснял, употребляли ли когда-либо наши обучающиеся алкоголь, наркотики, никотин.
Обобщая результаты опроса, становится ясным, что многие подростки курят и употребляли алкоголь хоть один раз в жизни, знакомы с наркотиками, отрадно, что среди ребят нет таких, кто сам пробовал эти вещества.
Самое интересное, что все 100% анкетируемых знают о том, что никотин, алкоголь и наркотики приносят значительный вред здоровью человека.
Четвертый этап исследования определял социальную активность подростков в решение проблем сохранения и укрепления здоровья.
В вопросе выяснялось, нуждаются ли подростки нашей школы в практических и теоретических знаниях о здоровье.
![]()
Анализируя результаты, становится ясно, что большинство подростков полагают, им не нужны знания о здоровье, причем мотивируют эти ответы тем, что и так много знают в этой области.
Материалы исследования дают основание считать, что причиной положительных изменений в состоянии здоровья, физической подготовленности обучающихся является использование широкого круга средств, главным образом средств физической культуры, которые обеспечили качественное изменение отношения обучающихся к своему здоровью. Особенно благоприятные изменения наблюдались в показателях сдачи контрольных нормативов.
Положительное влияние на формирование ценностных ориентаций оказало использование мной «алгоритма формирования потребности подростков к своему здоровью». Об этом свидетельствуют результаты анкетного опроса обучающихся о влиянии различных факторов на здоровье человека.
Обучающиеся проявили целеустремленность и энергию в работе, стали больше заботиться о своем здоровье, проявляя настойчивость в преодолении трудностей.