Формирование умений работы с учебной литературой
Михалькова Ирина Николаевна, специалист высшей квалификационной категории, учитель математики ГБОУ ЛНР «Краснолучская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 29»
Краткая аннотация.
Сегодня все большее значение приобретают умения работать с учебной литературой. Эти умения позволяют получать знания, формировать самообразовательные умения, готовят к непрерывному образованию на протяжении всей жизни. Роль учителя – научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации.
Ключевые слова: учебная литература, самообразовательные умения, активная мыслительная деятельность, доминанты, опорный конспект, кластер.
Учебник – основополагающий компонент учебно-методического комплекса. Для кого пишется учебник? Для учителя или для учащихся? С точки зрения функциональности учебных пособий, ответ прост: и для учителя, и для ученика. Полноценный учебник у учителя должен формировать педагогическое сознание формируемых предметных целей, раскрывать перед ним логику обучения, а для ученика быть источником информации и инструментом усвоения учебного материала. Многие учащиеся просто не умеют работать с книгой. И одна из основных задач учителя – формирование умений и навыков работы с учебной литературой.
Актуальность данной темы в том, что эти умения позволят самостоятельно получать знания в процессе работы с источниками информации, формировать самообразовательные умения, они готовят учащихся к непрерывному пополнению своих знаний на протяжении всей жизни.
Педагоги уделяют много времени поиску собственных методов и приемов работы, способствующих тому, чтобы выработать у детей навыки и умения самостоятельно работать с учебной литературой, воспитывают у детей умения серьезного и глубокого чтения. В этой статье будут представлены мои наработками в этом вопросе.
Читая учебную литературу, ученик должен научиться выделять главное из прочитанного, формулировать, усваивать его и прочно запоминать. Этого он может добиться только выполняя над изучаемым материалом активную мыслительную деятельность. Перед учителем возникает проблема: чем стимулировать интерес и деятельность учащихся для наиболее активной работы над материалом учебника? Активность мыслительной деятельности возрастает, если соблюдать следующие условия: 1) одновременно с работой над материалом ученик выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять изучаемый материал; 2)это задание направляет усилия ученика на использование определенного приема мыслительной деятельности; 3)ученик обладает знаниями, необходимыми для выполнения этого задания, и навыками применения данного приема мыслительной деятельности; 4)этот прием соответствует содержанию материала, и чем в большей мере это проявляется, тем сильнее активизируется деятельность; 5)материал является не слишком легким.
Следует помнить и использовать дидактическое правило: сначала ставится конкретное задание, которое должны будут выполнить учащиеся по ходу ознакомления с материалом, и только после уяснения учащимися этого задания им предлагается читать соответствующий параграф.
Задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся, могут быть поставлены как учителем, так и самими учениками, что открывает перспективный путь развития учащихся.
При работе с текстом учебника необходимо правильно организовать процесс чтения. Важную роль при этом играет и скорость чтения,
и восприятие информации. В сочетании этих двух показателей может сократиться в несколько раз время работы с текстом. Детей можно научить извлекать базовое содержание быстро и надежно, проводя анализ текста: вначале выделить ключевые слова, затем построить смысловые ряды, где формулируются доминанты.
У учащихся следует сформировать четкий алгоритм работы с учебным материалом:
1. Перед чтением любого текста сначала бегло просмотрите его целиком, только после этого переходите к углубленному чтению.
2. Обратите внимание на выделенные части текста, его подзаголовки, таблицы, схемы, рисунки. Постарайтесь определить особенности построения текста.
3. При чтении выделяется наиболее важная информация. Она часто идет после слов: в итоге, в результате, выводы и т.д.
4. Если какой-то участок текста недостаточно понят, то вернитесь к нему, но делайте попытку его осмысления после прочтения не предложения, а законченного смыслового фрагмента текста.
5. Надо помнить, что части текста могут быть в разной степени информационно насыщены.
6. Закрепляйте прочитанный текст серией вопросов. Рекомендуется в конце работы с учебной статьей составить тезисный план или конспект.
В учебной деятельности важно не только быстро читать, но и усваивать материал, сохраняя его в памяти. Память можно и нужно тренировать. В зависимости от того, что нужно запомнить(идею, отрывок текста, формулу, рисунок и т.д.), используются различные виды памяти. Может доминировать или зрительная, или слуховая, или двигательная память. Но развивать постепенно надо все виды памяти. Для лучшего запоминания информации в ней следует наметить опорные моменты – ориентиры. Они легко запоминаются, и с ними связаны целые фрагменты учебного текста. Материал запоминается легче, если он является целью какой-нибудь поисковой деятельности. Отсюда вывод: учитель должен организовать деятельность так, чтобы предмет запоминания являлся целью этой деятельности.
В любой работе есть свои «плюсы» и «минусы». Перед учителем, приступающим к работе по предлагаемой методике, возникает ряд проблем. «Прежде, чем учить других, научись сам»,- по такому принципу должна строиться работа самого учителя. Сначала учителю самому нужно овладеть разными мыслительными приемами так, чтобы показывать учащимся, как пользоваться этими приемами. Опыт работы показал, что это совсем не простая задача. Но она вполне выполнима. Потом работа с книгой на уроке требует больше времени, чем рассказ учителя. Однако это время окупается со временем. Перед учителем обязательно возникнет вопрос: все ли параграфы учебников пригодны для самостоятельной проработки учащимися? К сожалению, не все. Поэтому, выбирая материал для работы учеников с учебником, педагогу приходится учитывать уровень доступности соответствующего текста учебника. Также можно часть нового материала учителю рассказать самому, а часть оставить для самостоятельной работы учащихся. Самая важная проблема, возникающая перед педагогом при обучении работе с книгой, – как добиться того, чтобы все ученики выполняли рекомендации учителя, и как проконтролировать эти процессы. В этой проблеме педагогу поможет конспектирование. В своей работе я использую составление опорного конспекта (кластера).
Опорный конспект (кластер) – это графическая форма организации информации, в которой закодировано основное содержание подлежащего изучению учебного материала в его существенных связях и взаимоотношениях, это система опор в виде ключевых слов и фраз, аббревиатур, рисунков, графиков, чертежей, формул, условных знаков, позволяющих представить основное содержание материала в ходе его изучения и применения как целостной, логически завершенный образ. Кластер способствует систематизации и обобщению учебного материала. Конспект должен быть небольшим, легко охватываемым взглядом. Он способствует удержанию в сознании человека большого объема полной учебной информации. По конспекту, который самостоятельно составил учащийся, можно проследить, какими приемами мыслительной деятельности он пользовался и в какой степени усвоил учебный материал.
Источниками учебной информации сегодня все чаще выступают электронные учебники, виртуальные энциклопедии, различные Интернет-ресурсы. Все описанные в статье методы работы с текстом позволяют организовать работу и с этими источниками информации.
Обученность детей тесно связана с уровнем сформированности умений работать с учебной литературой. Чем лучше будут сформированы данные умения, тем выше будет глубина знаний учащихся.