СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы контроля знаний студентов на занятиях специальных дисциплин

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлены формы и методы контроля знаний и умений студентов СПО на занятиях специальных дисциплин

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы контроля знаний студентов на занятиях специальных дисциплин»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»

















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


по теме «Современные формы и методы контроля

знаний студентов»


















2020



Методическая разработка по теме «Современные формы и методы контроля знаний студентов»






Составитель: Мизевич О.О. – преподаватель организации производства ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли», преподаватель ІІ квалификационной категории.









В методической разработке изложены методы и формы проверки и оценки знаний и умений студентов, используемые на занятиях специальных дисциплин.








Для преподавателей специальных дисциплин средних профессиональных образовательных учреждений








Рассмотрено и одобрено на заседании

цикловой комиссии организационно –

технических дисциплин


Протокол № ___ от _________________

Председатель ЦК ______ Н.В.Клименко




СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………4

  1. Контроль знаний – существенный элемент современного занятия…………..5

    1. Проверка и оценка знаний как психолого – педагогическая

проблема……………………………………………………………………5

    1. Место контроля знаний и умений обучающихся на занятиях…………6

  1. Методы и формы проверки и оценки знаний, используемые на занятиях.

по организации производства…………………………………………………....8

    1. Традиционные методы и формы контроля знаний и

умений обучающихся……………………………………………………...8

    1. Нетрадиционные формы и методы контроля знаний………………......11

  1. Заключение ……………………………………………………………………...16

Список литературы……………………………………………………………………..17

Приложения …………………………………………………………………………….18























Введение

Организация контроля за знаниями и умениями студентов в процессе обучения является важнейшим условием успешности образовательного процесса. Какой бы педагогической концепции ни придерживался преподаватель, контроль остается обязательным элементом в методической структуре учебного занятия.

Контролирование, оценивание знаний, умений студентов включается в диагностирование как необходимые составные части. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками обучения, сопровождают его развитие. Тем не менее, по сей день, идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет, назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества - категорическим определением успеваемости обучаемого или же наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы обучения. Противоречивый характер отметил ещё Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно, и взвешено пользоваться своим правом на оценку.

Строго критиковал современные формы контроля К. Д. Ушинский. Характеризуя его недостатки, подчеркивал, прежде всего, то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность обучающихся. Обычно педагог спрашивает одного или нескольких студентов, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединения с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего самому обучаемому. Попытки изменить подходы к школьному контролю, предпринимаемые в прошлом, ничего не делали, поскольку почти все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса - использовать ли в оценки, или обходится без них, но обучение без оценок (без контроля) не дело, и не могло дать ни каких результатов. [6]

Таким образом, заинтересовала тема изменения и возможность введения новых форм контроля знаний и умений студентов в процессе обучения, а также вопросы: какими критериями руководствуются преподаватели, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений студентов?

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить цель и место контроля знаний и умений студентов на занятиях спецдисциплин;

2) рассмотреть формы и методы контроля на занятиях по организации производства.

1. Контроль знаний - существенный элемент современного урока 1.1 Проверка и оценка знаний как психолого- педагогическая проблема


Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки студентов. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и студентами устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний обучающимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе дисциплины. Однако дидактические понятия проверки знаний и контроля результатов обучения имеют значительно больший объем в современной педагогике.

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для протекания педагогического процесса, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о промежуточных результатах.

Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в течение учебно - воспитательного процесса. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов педагогической деятельности или принципиальной перестройки всей системы работы.

Первоначально проверку и оценку за выполнением учебных действий производит преподаватель. Он расчленяет полученный результат на элементы, сопоставляет с заданным образцом, указывает на возможные расхождения, соотносит выявленные расхождения с недостатками учебных действий. Постепенно по мере овладения контролем студенты начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с заданным образцом, находить причины несоответствия и устранять их, изменяя учебные действия.

Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.

В отечественной педагогике также имеются обсуждаемые понятия. Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы педагога и образовательных учреждений, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний учащихся преподавателем. Термин педагогическая диагностика в отечественной науке имеет ограниченное употребление и применяется скорее в области воспитания, где обозначает измерение и анализ уровня воспитанности, что сближает его с психодиагностикой.

Применительно к процессу обучения целесообразно использовать термин педагогическая диагностика в указанном выше значении. Можно пользоваться и традиционными в отечественной дидактике терминами: контроль, проверка, оценка и учет знаний. Проверка и оценка знаний обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержания, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения («приборах»), об успешности обучения и неуспеваемости обучающихся.

Проверка и оценка знаний является для студентов стимулом для обучения. При умелой организации контроля можно повысить качество и результативность обучения, для этого необходимо знать функции, методы, виды и формы контроля.




1.2. Место контроля знаний и умений учащихся на занятиях по организации производства

Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями.

Как было установлено, основная цель проверки, как для студентов, так и для преподавателя, - выяснить, усвоили ли обучающиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая. Естественно предположить, что контроль нужен на разных этапах обучения и на разном уровне: тематический, зачет, экзамены и т.д.

Контроль, проводящийся после изучения небольших «подтем» или циклов обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим. Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя зачет или экзамены.

Преподавателю необходимо установить, какая форма контроля подходит для текущего контроля, а какая - для итогового. Это можно сделать, учитывая время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое она позволяет проверить. Так, например, устный опрос, работа с карточками и письменная проверка с полным правом могут быть отнесены к текущему контролю знаний и умений учащихся: они кратковременны и не могут охватить весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-разному, с разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так и итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются при текущей проверке. Зачет - форма итогового контроля, так как охватывает большое количество материала и занимает много времени. Самостоятельная и практическая лабораторная работа могут использоваться на итоговом контроле, однако, учитывая то, что они могут проверить ограниченный круг уменийстудентов, их целесообразно комбинировать, как было сказано ранее, с другими формами проверки.

Существует множество методов проставления, исправления отметок: каждый преподаватель может предложить свое. Однако, если оценки отражают работу студента по конкретной теме, его знания, они всегда должны быть доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует обучающихся к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их улучшению. Окончательными же являются лишь итоговые оценки.

Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются два вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое место в процессе обучения и выполняет определенные задачи обучения.















2. Методы и формы проверки и оценки знаний, используемые на занятиях по организации производства

Методы контроля - это способы деятельности преподавателя и обучающихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладения студентами требуемыми умениями и навыками.

Формы контроля знаний и умений обучающихся - многочисленные, разнообразные виды деятельности студентов при выполнении контрольных заданий.

Различают следующие методы контроля:

1. Традиционные

2. Нетрадиционные



2.1. Традиционные методы и формы контроля знаний и умений учащихся

Контроль знаний, умений и навыков студентов является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения обучающихся программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

Различают следующие формы и методы контроля:

Устный опрос. На занятиях контроль знаний студентов осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.

При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний студентов всей группы по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:

· выяснения готовности студентов к изучению нового материала;

· определения сформированности понятий;

· проверки домашних заданий;

· поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на занятии;

· при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи студентов. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений студентов. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность обучающихся.

Устный опрос осуществляется на каждом занятии. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания студентов на сложных понятиях, явлениях, процессах.

В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу группы, наиболее действенными приемами, которой являются:

· обращение с вопросом ко всей аудитории;

· конструирование ответа;

· рецензирование ответа;

· оценка ответа и ее обоснование;

· постановка вопросов студенту самими одногруппниками;

· взаимопроверка;

· самопроверка.

Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.

Заключительная часть устного опроса - подробный анализ ответов обучающихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. (Приложение 1)

Письменный контроль. Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа студентов одновременно. Используется письменный контроль знаний обучающихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

Зачет. Проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым студентом. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений студентов.

Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого студента характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности каждого из обучающихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы студент мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Преподаватель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого студента: всем даются индивидуальные задания. Студент может решать задачи, потом делать практическую работу, а затем беседовать с преподавателем.

Самостоятельная работа. Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности студентов.

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи преподавателя.

Контрольная работа. Проводится с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.

С помощью промежуточной контрольной работы преподаватель проверяет усвоение студентами материала в период изучения темы.

Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений студентов по отдельной теме, курсу.

Практическая работа. Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных производственных задач используется практическая работа, которая связана не только с теоретическим заданием, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания производственной программы различных цехов, расчетами количества потребителей и реализуемых блюд, расчетом и подбором механического, немеханического, теплового или холодильного оборудования и т.д.

Тест. Представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

Различают следующие виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них студент выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую студент может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.


Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или уплотненного контроля. Обычно это сочетание устного и письменного контроля. Достоинства этого метода в том, что он дает возможность основательной проверки нескольких обучающихся за небольшой промежуток времени; применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.




2.2 Нетрадиционные формы контроля знаний и умений студентов

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На занятиях возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.


Различают следующие нетрадиционные формы и методы контроля:

Кроссворд. Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые - на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за семестр, год), количество вопросов в них - 15-25.

Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

Викторина. Викторина - это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии занятия или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Сначала преподаватель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются преподавателем.

Игра. В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения. Учебные, деловые или деятельностные игры основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности.

Достоинство игры в том, что через эмоции сопереживания, внимание студентов концентрируется на ответе «сильного» учащегося, прошедшего отборочный тур, в результате чего лучше усваивается и закрепляется учебный материал. А установка в начале занятия на то, что им самим придется оценивать свои знания и знания одногруппников, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, побуждает к более строгому само- и взаимоконтролю.

Интерес к учебной деятельности у студентов возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре учащиеся действуют по внутреннему побуждению. Естественно, тесты, игры - это только фрагменты занятия, они вводятся в определённую часть урока в соответствии с его задачами.

Проектная деятельность. Объективную информацию об уровне знаний, умений и навыков учащихся дает использование в обучении метода проектов.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление студента и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему образовательное учреждение, а уметь применять их на практике.

Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: презентация, статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на занятиях: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди студентов; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от студентов высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль преподавателя заключается в подготовке студентов к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи им при планировании работы, в текущем контроле и консультировании студентов по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Конференция. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-конференцию. Урок-конференция - это своеобразный диалог по обмену информацией.

Такая форма урока требует тщательной подготовки. Студенты самостоятельно работают над заданием по рекомендованной преподавателем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение занятия подобного типа стимулирует обучающихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Создание словарей основных терминов. Например, по дисциплине «Организация обслуживания в специализированных предприятиях общественного питания» студенты составляют словарь основных терминов по различным темам курса, что дает возможность легко ориентироваться в них при выполнении практических заданий, при подготовке к текущему или итоговому контролю.

Виртуальная экскурсия. Проведение виртуальной экскурсии по предприятиям общественного питания будет очень похоже на проведение обыкновенной экскурсии: понадобится разъяснение студентам цели экскурсии, студенты более продуктивно усваивают материал, который они видят.

Внимание уделяется следующим навыкам: умению ориентироваться в различных источниках информации, умению пользоваться электронным каталогом, навыку поиска по ключевым словам, умение критически мыслить, исследовательские навыки, организационные навыки, информационно-коммуникационные навыки.

Ассоциативный кроссворд. Если необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по данной теме, можно использовать подобный кроссворд (или криптограмму), вписывая в клеточки подготовленной «решетки» (размеры произвольные) слова, которые имеют отношение к этой теме. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решетка заполнена буквами, которые, на первый взгляд, не образуют слова. Достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет большого труда найти остальные. Но самое главное не это. студенты должны дать им толкование, объяснить свои ассоциации.

Синквейн. В конце занятия студентам предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я сторка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое проедложение, раскрывающее суть темы;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым и эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

«Придумай применение». Прием используется для проверки практических навыков. Это форма устного фронтального опроса, который позволяет за короткое время оценить, насколько верно учащиеся могут связывать изученную теорию с практикой.
Суть приема: дается понятие, определение, дата, название. Учащиеся должны привести примеры, раскрывающие смысл.
Например, задается вопрос "Применение производственной программы цеха". Студенты не просто отвечают "для решения задач", а приводят конкретные практические примеры.


Брейн-ринг. Подготавливаются вопросы, требующие лаконичных ответов или на которые можно ответить однозначно "да" или "нет". Побеждает в ринге тот, кто сумеет безошибочно ответить подряд на 5 вопросов ведущего. Вместо вопросов можно использовать примеры устного счета, мини-задачи.

Таким образом, суть проверки оценки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний студентами, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, дисциплине. Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки обучающихся. Для правильной организации проверки и оценки знаний преподавателям необходимо использовать всевозможные формы и методы контроль.































Заключение

Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и учащимися устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, дисциплине.

Можно сделать вывод, что в современной методической литературе огромное значение отводится изучению методике преподавания дисциплины, в частности методике организации проверки и оценки знаний. Подробно описаны методы и приемы организации оценивания студентов на занятии.

Нетрадиционные формы проведения занятий позволяют не только поднять интерес студентов к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений обучающихся.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность занятия, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к дисциплине.

Развивающий, воспитывающий и контролирующий потенциал нетрадиционных контрольных занятий можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

формирование у обучающихся интереса и уважения к изучаемой дисциплине;

воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний и умений в различных сферах деятельности;

развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций студента;

повышение качества контроля знаний и умений студентов.

Таким образом, эффективность контроля знаний и умений обучающихся во многом зависит от умения преподавателя правильно организовать и грамотно выбрать ту или иную форму проведения контрольного занятия.

Список литературы

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. 2 изд., испр. и доп./ В.С. Аванесов.- М.: Адепт, 1998. - 217 с.

2. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф.Чертов. - М.: Академия, 1999. - 400 с.

3. Голубков В. В.: Методика преподавания литературы Государственное учебно-педагогическое издательство просвещения/В.В. Голубков.- РСФСР Москва- 1955

4. Королев М. Ф., Полле А. Б., Романькова Н. В. Образовательные стандарты и контрольно- оценочная деятельность./Королёв М. Ф - М., 1996.

5. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебное пособие для студентов педколледжей/ И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 547с.

6. Рез З. Я. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности./ Р. Ф. Брандесов, Т. В. Качурин и другие; Под редакцией З. Я. Рез.-2-е издание.-Москва: Просвещение, 1985.

7. Селевко Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей./Селевко Г. К. - М., 1996.

8. Шишов С. Е. Государственные стандарты общего среднего образования: опыт, проблемы, перспективы./Шишов С. Е. - М., 1997.

9. http:// www.edusite.ru/

10. http://www.yspu.yar.ru

11. http://zanimatika.narod.ru/Book9.htm

12. http://olga13-2.ucoz.ru/load/raboty_uchashhikhsja/5




































ПРИЛОЖЕНИЯ







Приложение 1


Вопросы для устного, фронтального опроса по теме «Организация работы доготовочных цехов»:

  1. На чем основывается производственная программа горячего цеха?

  2. От чего зависит режим работы горячего цеха?

  3. С какими цехами должен иметь удобную связь горячий цех?

  4. По каким признакам в горячем цехе различают блюда?

  5. Какие два отделения выделяют в горячем цехе?

  6. Какое оборудование устанавливают в суповом отделении горячего цеха?

  7. Какие технологические линии можно сгруппировать в соусном отделении?

  8. Какое оборудование устанавливают в соусном отделении горячего цеха?

  9. Какой инвентарь и посуду используют в горячем цехе?

  10. Куда поступают готовые блюда из горячего цеха?

  11. Где организуется холодный цех?

  12. Для чего предназначен холодный цех? Назовите ассортимент продукции холодного цеха.

  13. На чем основывается производственная программа холодного цеха?

  14. Какие особенности необходимо учитывать при организации холодного цеха?

  15. Какое механическое оборудование используется в холодном цехе?

  16. Опишите месторасположение холодного цеха.

  17. Какое немеханическое оборудование применяется в холодном цехе?

  18. Перечислите виды и типы холодильного оборудования, применяемые в холодном цехе.

  19. Перечислите инвентарь, инструменты, применяемые в холодном цехе.

  20. Какие технологические линии приготовления блюд могут выделяться в холодном цехе?

  21. Опишите организацию рабочего места приготовления салатов и винегретов.

  22. Опишите организацию рабочего места обработки гастрономических изделий.

  23. Опишите организацию рабочего места приготовления заливных блюд.

  24. Опишите организацию рабочего места приготовления бутербродов.

  25. Как организуется приготовление холодных супов в холодном цехе?

  26. Опишите приготовление сладких блюд в холодном цехе.

  27. Для чего предназначены технологические линии в соусном отделении, из чего они состоят?

  28. Назовите сроки реализации вторых горячих блюд.

  29. Какие блюда и гарниры запрещается оставлять на следующий день?

  30. Какие правила должны соблюдаться в случае вынужденного хранения оставшейся пищи?

Приложение 2

1.Производственный участок - это

А. часть предприятия, где осуществляется законченная стадия производственного процесса

Б. это обособленная в технологическом отношении часть предприятия

В. это крупное подразделение, которое объединяет цехи.

2.Рабочее место должно отвечать

А. антропометрическим данным человека

Б. санитарным нормам и правилам

В. строительным нормам и правилам

3. Рабочие места в цехе располагаются

А. во всех удобных для этого местах

Б. по ходу технологического процесса

В. не зависимо от технологического процесса

4. Горячий цех организуют..

А. на заготовочных предприятиях большой и средней мощности;

Б. в вагонах – ресторанах

В. на предприятиях с неполным циклом производства

5. В горячем цехе организуют отделения

А. тестоприготовительное

Б. суповое

В. соусное

6. Птицегольевой цех – это..

А. отделение по обработке мяса, рыбы и птицы и приготовлению полуфабрикатов;

Б. отделение по обработке субпродуктов и птицы

В. отделение для потрошения птицы

7. Централизованное производство полуфабрикатов из рыбы осуществляется

А. в доготовочных предприятиях

Б. в специализированных цехах заготовочных предприятий

В. в ресторанах и столовых

8. По требованиям научной организации труда температура воздуха в горячем цехе не должна превышать

А. 32 ̊ С

Б. 20 ̊ С

В. 23 ̊ С

9. Для дезинфекции куриное яйцо перед использованием

А. обрабатывают в 4–х секционной ванной

Б. обрабатывают дезинфицирующим раствором

В. промывают в горячей воде

  1. В каком цехе приготавливают горячие супы, бульоны, гарниры?

А. Холодный цех

В.Кулинарный цех

С. Горячий цех

Д. Все ответы верны



2.Предприятия общественного питания с широким ассортиментом блюд это?

А. Бар

В. Кафе

С. Ресторан

Д. Закусочная

Е. Ларек



3. Кто несет ответственность за соблюдение и контроль санитарных правил?

А. Руководитель ПОП

В. Директор ПОП

С. Работники

Д. Все ответы верны

Е. Налоговая



4. Меню это?

А . Соответствующий документ 
В. Перечень закусок, блюд, напитков, мучных кондитерских изделий , имеющихся в продаже на данный день с указанием цены

С. Накладная

Д . Сертификат

Е. Товарный чек



5. Что такое рабочее место работника ?

А . Это часть производственный площадки , где работник выполняет определенные операции

В . Производственные помещения

С. Организация питания без участия работника

Д. Санаторий

Е. Все ответы верны



6. Какими могут быть рабочие места?

А. Специализированные и универсальные

В. Модулированные

С . Стационарнные

Д. Универсальные

Е. Критические



7.Что должно соблюдаться при хранения сырья и продуктов?

А. Санитарные нормы

В. Контроль продуктов

С. Температура помещения

Д. Влажность помещения

Е. Все ответы верны



8. В каком цехе приготавливают горячие супы, бульоны, гарниры?

А. Холодный цех

В.Кулинарный цех

С. Горячий цех

Д. Все ответы верны



9.Холодный цех это?

А. Выдача супов

В. Прием грязной посуду

С. Выдача заказов

Д. Выдача салатов

Е. Буфет

Приложение 3




Цех – это…

Более крупное производственное подразделение, которое создается в крупных цехах как промежуточная ступень

Производственный участок – это…

Производственное подразделение предприятия, в котором осуществляется первичная обработка сырья, изготовление полуфабрикатов и доведение их до высокой степени готовности

Отделение – это….

Часть предприятия, где осуществляется законченная стадия производственного процесса





















Приложение 4

Кроссворд




1

Х




2

С

О

Р

Т

И

Р

О

В

3

К

А


4

Г


Л



О



5

О

В

О

Щ

Н

О

Й


Н



Р


Д


Д

6

М

Я

С

Н

О

7

М


8

С

У

Х

И

М


Ч


Ы


Я


Т



И

Й

С


Е


Й


Н



Р



О

С


Й

К



И


Й



По горизонтали:

  1. Первая производственная операция в цехах?

5.В каком цеху повар выполняет предварительные операции – мойку, чистку овощей, плодов и ягод?

6.Этот цех имеется только на крупных предприятиях, а в других предприятиях организуют первичную обработку рыбы в …..

8.Помещение кондитерского цеха должно быть….


По вертикали:

  1. Какой цех служит для приготовления холодных блюд и закусок?

3.Организуется этот цех лишь на крупных предприятиях общественного питания, мелкие же предприятия не имеют собственного производства и закупают мучные кондитерские изделия у промышленности.

4. В каком цеху доводят до готовности блюда?

7.В каком цеху производят обвалку туш, полутуши и четвертины?

Приложение 5




Синквейн


Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я сторка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое проедложение, раскрывающее суть темы;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).


Например,


1 – цех;

2 – горячий, основной;

3 – подготавливать, доготавливать, обрабатывать;

4 – заканчивается технологический процесс приготовления;

5 - подразделениею

26