Формы организации обучения
Подготовила: студентка Ш-21 группы
Власова Анастасия
Форма организации обучения - это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности учащихся. Система организации обучения – это совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга. Основные организационные системы обучения: · Система индивидуального обучения (сложилась в первобытном обществе) · Индивидуально – групповая система · Классно-урочная система (разработана Я.А. Коменским) · Лекционно-семинарская система
Функции систем форм организации обучения
- обучающе-образовательная;
- воспитательная;
- организационная;
- психологическая;
- развивающая;
- интегрирующе-дифференцирующая;
- структурирующая;
- стимулирующая;
- дополняющая и координирующая.
Формы обучения
В современной дидактике различают понятия « форма обучения » и « форма организации обучения ».
Существуют три формы обучения:
Индивидуальная
Коллективная
Индивидуально-групповая
Формы обучения
1. Индивидуальная (сущность индивидуального обучения заключается в том, что учитель проводит обучающую работу с отдельным учеником по изучению какого-то отдельного вопроса, учитывая индивидуальность его восприятия и усвоения изучаемого материала).
2. Индивидуально-групповая (учитель занимается с группой детей, объединенных по определенным индивидуальным критериям: по уровню учебной подготовки, по степени обучаемости, по способностям, интересам и т.д.).
3. Коллективная (занятия проводятся одновременно со всем классным коллективом, по одному и тому же учебному материалу, с использованием фронтальных методов работы. Учебный материал усваивается в результате коллективных усилий, общего для всего класса «мозгового штурма»)
Формы обучения
Все три формы обучения могут использоваться в рамках одной организационной формы обучения. Таким образом, форма обучения по отношению к организационной его форме является частным понятием, носит подчиненный характер. Учитель должен стремиться к оптимальному использованию форм обучения в рамках определенной организационной формы, зная недостатки и преимущества всех трех форм обучения.
Классификация современных форм организации обучения.
По цели обучения
- формы теоретического обучения(лекция);
- формы практического обучения (конференция);
- формы смешанного обучения (факультатив, урок, семинар, домашняя учебная работа, труд в мастерских, на пришкольном участке, производственная практика).
По количеству учащихся :
- массовые;
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
Классификация современных форм организации обучения.
По месту учёбы:
- школьные (школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном участке);
- внешкольные(домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
По продолжительности учебного занятия:
- классический урок (45 минут);
- спаренное занятие (90 минут);
- спаренное укороченное занятие (70 минут);
- уроки «без звонков» произвольной длительности.
Организационные формы обучения
Организационные формы обучения – это внешние очертания учебного процесса, связанные не только с количеством обучающихся, но и со временем и местом обучения, а также с порядком осуществления обучения .
Организационные формы обучения
К организационным формам обучения относятся:
- урок как основная в современной школе коллективная организационная форма обучения;
- так называемые другие организационные формы обучения, достаточно широко применяющиеся в учебном процессе, однако являющиеся вспомогательными по отношению к уроку (разнообразные учебные экскурсии, факультативы и практикумы, дополнительные занятия с различными дидактическими целями, внеклассная учебная работа – предметные кружки, олимпиады, предметные вечера и т.д.; домашняя учебная работа учащихся, репетиторство).
Урок как основная форма организации обучения в школе
Урок - это основная форма организации обучения в школе, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для овладения знаниями, формирования умений и навыков, личностного развития всех учащихся.
Признаки урока, отличающие его от других организационных форм:
1) Постоянная группа учащихся.
2) Руководство деятельностью школьников с учётом особенностей каждого из них.
3) Овладение основами изучаемого материала происходит непосредственно на уроке.
Типы уроков
По ведущему методу (Н.Н. Казанцев):
· Урок – беседа
· Урок – лекция
· Урок – экскурсия
· Урок самостоятельной работы
· Лабораторные и практические уроки
· Уроки с разнообразными видами заданий
По ведущей дидактической цели и месту урока в системе уроков:
· Урок ознакомления с новым материалом.
· Урок закрепления и повторения знаний
· Урок по общению и систематизации изученного материала.
· Урок выработки и закрепления умений и навыков.
· Урок проверки знаний и разбора проверочных работ
· Комбинированные (смешанные) уроки.
Структурные элементы урока
Примерная структура комбинированного урока:
1. Орг. момент
2. Проверка домашнего задания и опрос учащихся.
2. Изучение нового материала.
3. Первичная проверка усвоения.
4. Закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений.
5. Повторение ранее изученного в виде беседы
6. Проверка и оценка знаний учащихся.
7. Задание на дом