Слайд1. ФОРМЫ РАБОТЫ
ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
Эффективность и качество обучения математике определяется не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и всесторонним развитием учащихся, их логическим мышлением.
Слайд2 (определение ТЗ.)
Главную потребность сегодняшнего дня составляет реализация развивающего обучения. Огромная роль в этом принадлежит умению решать текстовые задачи.
Слайд3
Думаю, вы со мной согласитесь, что решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как средство развития общеучебных умений: рассуждать, доказывать, анализировать.
Умение решать текстовые задачи является одной из серьёзных проблем у учащихся школы.
Слайд4 (Цель работы)
В своей работе с младшими школьниками при обучении решению текстовых задач я использую такие формы организации учебной деятельности как фронтальная, парная, групповая, коллективная и индивидуально-обособленная. Данные формы работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают мне объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки учеников всего класса.
Парная форма работы. Освоение парной формы работы учащимися проходит с первого класса. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища, постоянно готовиться к ответу, потому что его обязательно спросят. Кроме того, ученик получает возможность еще раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает напарника. Большинству ребят нравится эта форма работы, т.к. они могут делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищами, свободно сидеть. Учащиеся говорят, но разговор деловой. Они ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться. На уроке дети быстро, охотно переключаются на эту деятельность. Конечно, появляется шум, но это рабочий шум. Постепенно дети научаться работать без лишнего шума.
Часто я использую игровую форму при обучении решению ТЗ. Слайд5 Например, детям нравятся задачки в стихах, которые можно удачно использовать на устном счёте во время урока.
Следующая форма организации деятельности учащихся – групповая работа. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Группа обычно состоит из 4 человек в зависимости от вида работы, цели. Каждая группа получает задание, которое должна выполнить за определенное время. При выполнении задания можно обращаться за помощью друг к другу, можно и поспорить, лишь бы найти верные решения и правильные ответы. Обычно во время групповой работы включаю элемент соревнования, что вызывает больший интерес. В конце занятий обязательно подводится итог и оценивание работы в группах.
Еще один вид – коллективная работа. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Типичный пример – работа учащихся в парах сменного состава. Из опыта работы: на уроке математики после совместного разбора задачи – самостоятельная работа: осуществить план решения задачи . Ученик, который первым справился с заданием, подходит к учителю. Проверив правильность выполнения работы, педагог назначает его своим «консультантом» с целью осуществления проверки задания у ребят всего класса. Постепенно число «консультантов» увеличивается, при необходимости оказывается помощь в оформлении решения задачи.
Индивидуально-обособленную форму организации учебной деятельности еще называют самостоятельной работой учащихся. При проведении самостоятельной работы на уроке необходимо предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе ее выполнения. Прежде всего, здесь необходимы карточки с учетом индивидуальных способностей и уровня имеющихся знаний учащихся.
В своей практике использую памятки по решению задач, схемы, таблицы.
Так, например, при решении задачи: «С одного куста черной смородины собрали 3 кг ягод, а с другого на 2 кг больше. Сколько всего килограммов черной смородины собрали с двух кустов?» я организую самостоятельную работу учащихся следующим образом: «Сильным» предлагаю карточки: Слайд6
Другим учащимся готовлю карточки – помощники: Слайд7
– с краткой записью (или иллюстрацией) задачи
– с планом решения
– с готовым решением, но с заданием – объяснить каждое действие
Такая работа создает благоприятные условия для развития младшего школьника, ставит его в ситуацию успеха, но трудоемка для учителя.
Формирование у учащихся умения решать текстовые задачи – один из важнейших вопросов курса математики в начальной школе.
Основная идея в организации обучения при решении текстовых задач состоит в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые в процессе своей собственной деятельности. Должен быть деятельностный подход, т.е. «обучение, обеспечивающее включение детей в учебно-познавательный процесс».
Для достижения поставленной цели в обучении младших школьников решению текстовых задач, учителю необходимо варьировать и сочетать различные формы работы на уроках математики. Удачно проходит на каждом уроке коллективная и индивидуальная работа, а также работа в парах. Учащиеся овладевают умениями слушать других, учатся предлагать свои решения и стараются доказать их объективность и правильность.
Такая целенаправленная работа даёт положительные результаты.