Формы работы с родителями в целях повышения
образовательных результатов обучающихся
Е.В. Шаталова
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с.Синявка, Грязинского района, Липецкой области
[email protected]
Каждый родитель хочет видеть в своем ребенке компетентную всесторонне развитую личность, обладающую крепким фундаментом знаний, нацеленную на получение высокого результата в своей деятельности, честную и справедливую, внимательную и великодушную, профессионально ориентированную, способную принимать правильные решения в экстренных ситуациях и многое другое.
Согласно новой образовательной траектории родители являются непосредственными уучастниками учебно-воспитательного процесса. Не секрет, что правильное и грамотное взаимодействие таких социальных институтов, как семья и образовательное учреждение, дают основу для благоприятного развития, воспитания и обучения подрастающего поколения.
Мероприятия, направленные на повышения уровня педагогической грамотности родителей, дают свои плоды. Но также остается большой пласт, обладающий низким уровнем педагогических знаний, постоянно испытывающий затруднения при решении проблем личностного и психического развития детей.
На протяжении всего существования школы неразрывно с ним существует проблема родителей в учебно-воспитательном процессе.
Подготовка домашнего задания никогда не вызывает восторг среди школьников. Оно направлено на закрепление пройденного материала и тренировку в решении поставленных задач разной сложности. Если с нахождением в школе ученик может смириться, то подготовка заданий не вызывает никакого энтузиазма. Главная задача родителей в этом случае помочь ребенку преодолеть негативное отношение к домашней работе. Родителям необходимо привить ребенку осознание важности выполнения заданий наравне с занятиями, которые выполняют взрослые. Ребенок должен выработать привычку обязательного выполнения заданий, и непременно ощущать уважительное отношение к своему занятию со стороны родителей, понимать ценность и серьёзность своего труда.
Основными методам работы с родителями являются: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, главной целью которых является их обогащение педагогическими знаниями и навыками. К традиционным мы можем отнести родительские собрания, общешкольные и общеклассные конференции, индивидуальное общение с педагогом, посещение на дому, общение по телефону, а также с использованием социальных сетей.
Традиционные формы взаимодействия включают в себя коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные приемы.
В данное время наибольшей популярностью среди педагогов пользуются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Главная цель такого взаимодействия - установление неформальных контактов между родителями и педагогами и их привлечение к образовательному процессу в школе.
В основе новых форм взаимодействия лежит принцип партнерства и диалога. Явным плюсом подобного диалога является не навязывание конкретной точки зрения, а помощь в поиске собственного решения для выхода из проблемной ситуации.
При любой форме взаимодействия важная роль отводится анкетированию, тестированию и социологическому опросу родителей и педагогов.
Назову некоторые способы взаимодействия педагога и родителей при решении учебных проблем:
совместное изучение особенностей и способностей детей;
выявление проблем ребёнка в учёбе и поиск способов их решения с привлечением других педагогов и самого ученика;
составление программы развития ребёнка (на перспективу);
обсуждение, анализ учебных достижений ребёнка, коллектива класса совместно с родителями;
знакомство родителей с особенностями учебных планов, образовательных стандартов, требованиями к учащимся, согласование этих требований;
согласование с мнение родителей на введение специальных предметов, курсов, факультативов;
При выборе наиболее эффективного способа взаимодействия с родителями педагог предлагает на выбор варианты участия в учебном процессе.
выполнение индивидуально или совместно с детьми творческих домашних заданий (составление кроссвордов, газеты, викторины и конкурсов, написание сочинения);
организация экскурсия (на природу, в музей, на предприятие, по различным городам);
выступление на классных часах или уроках перед учениками, проведение части урока;
семейные конкурсы и соревнования;
совместные проекты и исследования;
подготовка различных мероприятий;
обсуждение проблемной ситуации и поиск выходов из нее.
Особое место во взаимодействии родителей и педагога отводится психолого-педагогическому сопровождению. Формы психолого-педагогического сопровождения:
лекция – подробное раскрытие содержания и сущности проблемы воспитания. Главное – анализ педагогических ситуаций.
родительская конференция – обсуждение важных и насущных проблем общества, школы, коллектива, членами которых являются дети. Родительские конференции имеют большое значение в системе воспитания подрастающего поколения. Важными темами являются конфликты в детских коллективах, вредные привычки, проблемы взаимодействия детей и родителей. К подготовке родительских конференций необходимо привлечь психолога или социального педагога. Их задачей является проведение социологических и психологических опросов по проблемным вопросам, а также ознакомление с итогами и выводами. Родители принимают непосредственное участие в обсуждении на основе анализа собственного опыта. Итогом конференции должны стать решения и набор мероприятий по проблеме.
родительские тренинги – ознакомление родителей с основными педагогическими приемами, актуальными вопросами воспитания и обучения детей.
тренинг - выработка у родителей умений по воспитаю детей, эффективному выходу из проблемной ситуации, тренировке педагогических умений и навыков. Это одна из самых эффективных форм взаимодействия, направленная на коррекцию и улучшение отношений родителей со своим ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Участи е обоих родителей на тренинге обязательно. От этого зависит эффективность и быстрота результата. Максимальная численность посещающих занятие 12-15 человек. Активность родителей на тренинге и постоянное посещение – залог успеха. Для получение устойчивого результата необходимо посещение 5-8 занятий. Тренинги должны проводиться школьным психологом или приглашенным специалистом. Они помогут родителям вновь ощутить себя ребенком, пережить снова детские впечатления.
Родители с особым энтузиазмом выполняют такие тренинговые задания как «крокодил», «любимая игрушка», «сказочный мир», «детские мечты», «воспоминания», «сказка о моей семье».
круглый стол – обсуждение наиболее острых вопросов, касающихся воспитания детей, обмен опытом по проблемной ситуации, тренировка педагогического мышления
открытый урок – ознакомление родителей с программой учебного предмета, календарно тематическим планированием, особенностями преподавания в условиях ФГОС, методами, формами, способами преподавания, требованиями учителя. Такие уроки помогают избежать конфликтных ситуаций и недопонимания в отношениях родителей и педагога относительно учебного процесса.
Индивидуальная консультация – обмен информацией родителей и педагога, дающей реальную информацию по уровню обученности ребенка, трудностях, возникающих в учебном процессе, его поведении, социальном окружении, склонностях и т.д. Данная форма взаимодействия наиболее необходима при наборе класса педагогом. Она помогает преодолеть беспокойство и тревоги родителей, при разговоре о своем ребенке. При подготовке к консультации, необходимо заранее подготовить ряд вопросов, которые могут помочь при планировании работы с классом. Такие консультации носят индивидуальный и ознакомительный характер, а также способствует налаживанию контакта между родителями и педагогом. Учитель при этом выясняет наиболее важную информацию для профессиональной деятельности.
особенности здоровья;
увлечения, интересы;
модель общения в семье;
моральные ценности и нормы семьи;
особенности поведения и поведенческие реакции;
черты характера;
посещение семьи – знакомство и условиями жизни и быта семьи, работа с родителями;
родительское собрание (общешкольное, классное) - осмысление на основе педагогики воспитательного процесса.
Общешкольные собрания проводятся 2 раза в год. Главная цель – ознакомление родителей с целями, задачами, направлениями деятельности образовательного учреждения, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность ОУ, итогами проделанной работы. Данные собрания проходят в виде отчета деятельности школы за определенный период. Обычно на них выступает администрация, родительский комитет школы. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного примера в воспитании детей, методов совместного положительного опыта взаимодействия родителей у учителей. В качестве итога можно предусмотреть награждение семей с высокими результатами воспитательной деятельности.
Классные родительские собрания проводятся минимум 4 раза в год. Главная цель – постановка учебно-воспитательных задач, поиск и определение направлений сотрудничества родителей и образовательного учреждения, планирование воспитательной работы, рассмотрение педагогических ситуаций. Зачастую классные родительские собрания проводятся один раз в четверть. Данное мероприятие должно служить не только приобретению информации об успеваемости ребенка, но и стимулом для родителей к просвещению, расширению кругозора, стать хорошим родителем и примером для подражания для своего ребенка. Родительское собрание помогает проанализировать достижения детей в учебной деятельности, скорректировать процесс обучения. Это возможность для демонстрации успехов ученика в его труде. Основной упор должен быть с делан на качество образования школьника, уровень его интеллектуальных способностей, нераскрытый потенциал, мотивацию и заинтересованность в учебном процессе, а не об оценках за урок. К родительскому собранию необходимо подготовить выставки творческих работ учащихся, тем самым продемонстрировать достижения не только в учебной деятельности.
Тема и методы проведения классных родительских собраний продиктованы зачастую условиями жизни. Они должны отражать возрастные особенности школьников, цели и задачи УВП стоящие как перед школой, так и перед родителями.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. не акцентировать внимание на ошибках и неудачах. Главная цель – просвещение.
2. учитывать возрастные особенности детей.
3. нет теории без практики: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. не обсуждать и не осуждать личность ученика.
Примерная тематика консультаций:
1. Ребенок не уверен в своих силах. Как ему помочь?
2. Плохая память. Как ее развить?
3. Многодетная семья .Как преодолеть трудности в воспитании?
4. Наказание. Способы правильного воздействия.
5. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
6. Непонимание в семье.
7. Одаренный ребенок.
8. Влияние улицы. Как уберечь от негативного воздействия?
9. Проблемы общения со старшим поколением.
Различные традиционные и нетрадиционные методы взаимодействия родителей и классного руководителя имеют общую цель – создание счастливой гармонично развитой личности, достигающей успеха в различных видах деятельности, являющуюся активным членом социума.
Примеры форм работы с родителями в целях повышения
образовательных результатов обучающихся
Направление | Форма взаимодействия | Тема |
Психолого-педагогическое | Лекция | Роль родителей в обучении и воспитании школьников в условиях современного образования |
| Родительские тренинги | Правила моей семьи |
| Дискуссии | Поощрение или наказание? Методы воспитания школьников среднего звена |
| Круглый стол | Мой ребенок первоклассник |
| Родительские клубы. Совместная деятельность детей и родителей. | Снова в школу… |
| Консультации (в том числе и групповые) | Повышение мотивации у учеников 6 класса |
Участие родителей в вопросах повышения качества образования | Родительский день | Особенности организации УВП на ступени основного общего образования |
| Лекция | Формирование познавательных УУД как основа для повышения качества образования |
| Акции | Мероприятия, проводимые совместно с волонтерскими организациями, предприятиями, органами местного самоуправления |
| Круглый стол | Беседа с представителями КДН, опеки и попечительства, поликлиник и больниц, социальной защиты населения |
| Конференция НОУ «Поиск» | Проект – залог успешного развития познавательной деятельности |
| Открытые уроки | Деятельность учащихся на уроках математики в условиях ФГОС ООО |
| Предметные недели | Хотим все знать! («Своя игра» для детей и родителей по истории) Тотальный диктант по русскому языку для родителей |
| Семинар, консилиум | Защита семьи, детства и духовно нравственных ценностей, как основная защита целостности государства. |
| Экспертный совет | Портфолио ученика |
| Конкурсы | Выборы президента школы |
Привлечение родителей к социально-значимым мероприятиям | Экскурсионная деятельность | Посещение музеев, городов, предприятий региона |
| Волонтерское движение | Вместе против СПИДа! |
| Субботники | Создание «Аллеи выпускников» |
| Рейд | Оценка качества горячего питания |
| Посещение семей, находящихся в группе риска | Подростки – наша ценность |
| Мастер-класс | Создание дымковской игрушки |
Литература
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2002 .
Лобза О.В. Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни. М., 2000.
Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями. М., 2015.
Эффективные формы и приемы работы с семьей. Родительские собрания. / Под ред. С.Е. Матушкина. Волгоград, 2015.