СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формы размножения организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием ресурсов и модулей Библиотеки ЦОК. По терминам и пнятиям использовался прием Кластера,  рефлексис проводилась по правилу синквейна. На закрепление материала целесообразна необходима подборка живых организмов с разными способами размножения из реальной жизни (функциональная грамотность).

Просмотр содержимого документа
«"Формы размножения организмов"»

Тема урока: «Формы размножения организмов».

Цель урока: углубить и закрепить знания о сущности размножения, его биологической роли. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации в условиях профилизации обучения средствами критического мышления и информационно – коммуникационной технологии.


Задачи урока:

Обучающие: продолжить формирование знания об особенностях полового, бесполого, вегетативного размножения организмов, их цитологических основах, умения устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу узнать, узнал», составлять кластеры, работать с компьютерной презентацией.

Развивающие: активизация речевой и мыслительной деятельности учащихся. Развитие познавательного умения, логики, умения применять теоретические знания, полученные на уроках, на практике. Совершенствование навыков взаимопроверки.

Воспитательные: воспитание положительного отношения к знаниям, развитие культуры речи. Создание условий для увлечённого учения и чувства гордости за совместный результат познавательной деятельности.


Планируемые результаты обучения:


Личностные: 

  • ответственное отношение к учению, мотивация на получение новых знаний, умение управлять своей познавательной деятельностью. Отражение готовности и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности.

  • развитие представлений о практической значимости каждого способа размножения;

  • формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении);

  • проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций.


Метапредметные

Познавательные УУД: 

Базовые логические действия:

  •   использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий по теме формы размножения организмов (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями).

Базовые исследовательские действия:

  • формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами, выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения.

Работа с информацией:

  • ориентироваться в различных источниках информации, анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость, умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (библиотека ЦОК).


Коммуникативные УУД:

  • осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии).

Регулятивные УУД:

  •  умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность; умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать соответствие полученного результата заявленной цели, умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.

Предметные УУД:

  • умение решать биологические задачи, выявлять причинно-следственные связи между исследуемыми биологическими процессами и явлениями, делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов;

  • владение системой биологических знаний, которая включает: основополагающие биологические термины и понятия, биологические теории, законы и принципы;

  •   обобщить, систематизировать и развить известные учащимся понятия о формах и способах размножения организмов;

  • показать их биологическую роль;

  • подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении.

  •  сформировать новые понятия – клон, фрагментация, шизогония, полиэмбриония.

Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний с учётом полученных).

Методы и методические приёмы: изучение нового материала проводится с опорой на уже изученный материал, объяснительно-иллюстративный, эвристический, работа с текстами учебника и дополнительной литературой, тестирование. Метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский; метод акцентирования внимания, анализа, метод познавательной деятельности.

Оборудование для учителя: ПК и проектор, экран.

Для учащихся: живые и гербарные экземпляры растений (размножающихся вегетативным путем), дидактических материал, ноутбук
























Технологическая карта урока.


п\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД


Организационный

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Вступительное слово учителя. Притча

“Притча "5 мудрецов" о предназначении и жизненных путях человека Пять мудрецов заблудились в лесу. Первый сказал: - Я пойду влево — так подсказывает моя интуиция. Второй сказал: — Я пойду вправо — недаром считается, что «право» от слова «прав». Третий сказал: — Я пойду назад — мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу. Четвёртый сказал: — Я пойду вперёд — надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое. Пятый сказал: — Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня. Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону.

Кто выбрал правильный путь?

Учитель кратко повествует ответ) Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очерёдности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие — нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался... Все поступили правильно. Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других. Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли — человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами. Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться. Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных. Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведёт к развитию. Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение... PS. Каждый собственный Путь важен для человека...


В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, найти такой путь, при которой все будут чувствовать себя комфортно, а познание плодотворным и интересным.


Готовятся к уроку



















Обсуждение ребят

























































Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2.

Актуализация знаний по теме:

«Форма размножения организмов»

Какие важные процессы в организме вы изучали ранее, важные для живого организма? (Свойства живых организмов)

Ответы учащихся: Питание, дыхание, транспорт веществ, движение, рост, развитие, размножение, обмен веществ и тд


3.

Постановка познавательной задачи










Модуль: Мотивирование на учебную деятельность

Модуль: Целеполание

Обратите внимание на следующие определения, которые у вас есть на столе. В них скрыта тема урока. Сейчас постараемся ее определить.

Об этом процессе говорят: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время».

Жизнь – такое маленькое слово и такое емкое по содержанию.

Почему возможно продолжение жизни?

- Рассмотри изображение «Воспроизведение организмов» Библиотека ЦОК

Жизнь на Земле существует и продолжается во времени, благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к ….

( размножению или самовоспроизводству).

Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? И какова тема урока?

ЦЕЛЬ урока;


- «Лови ошибку» Библиотека ЦОК. Внимательно рассмотри таблицу, определи, допущена ли здесь ошибка

Обсуждение в парах















Отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ.


 Самостоятельно определяют тему урока, записывают в тетрадь.










Рассматривают фото и отвечают на вопросы

Находят и исправляют ошибку

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности, умение работы в парах.

Познавательные, логические: умение создавать обобщение, устанавливать аналогии, логическое рассуждение, умозаключение

4.

Изучение нового материала

Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.


Что такое размножение?- Благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается.

Как понять выражение?

«Это единственный путь к бессмертию?»

(именно в размножении заключается смысл жизни и бессмертия любого организма).

Отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ.


 Самостоятельно определяют тему урока, записывают в тетрадь.















Ответ: дать определение «Размножение»

(Размножение – это основное свойство всех организмов, которое заключается в воспроизведении себе подобных и обеспечивает продолжение существующего вида.)

Размышление

Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные. Формируют умение оформлять свои мысли устной форме, сопоставляют свои суждения с суждениями других участников диалога.

Формируют базовые логические действия: устанавливают причинно-следственные связи между объектами изучения, строят логические рассуждения выдвигают гипотезы. Выделяют признаки классификации, основания для обобщения и сравнения.


5.

Первичное усвоение новых знаний

Кластер по терминам и понятиям

Учитель организует самостоятельную работу.

Обсуждение результата

Анализируют записи, отвечают на вопросы, формируют выводы с помощью учителя, дополняют свои записи в тетрадях.


Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.


Модуль: Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Просмотрим анимации (Библиотека ЦОК), делаем по видео записи ОК в тетрадях, отвечают на вопросы


Что нового вы узнали (испытали затруднение) из видео?

Добавить записи в кластер-самостоятельная работа в процессе просмотра видеоролика


Работают с видео (анимацией). Самостоятельная работа.

Отвечают на вопросы


Рассматривают понятия,дополняют кластер: Шизогония, споруляция, фрагментация, партеногенез, клонирование, коньюгация

Познавательные: аналогия, структурирования знаний, извлечение необходимой информации.

6.

Закрепление знаний.

Модуль:

Проверка первичного усвоения

Выполните задание на ПК и дайте правильны ответ. Результаты запишите в таблицу

Выполняют задания в индивидуально.



Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия


Модуль: Диагностика, самодиагностика

Выполните задание на ПК в паре и дайте правильны ответ. Результаты запишите в таблицу


Выполняют задания в индивидуально.

Лист сдают учителю.



7.

Развитие функциональной грамотности

Игра «Я знаю что…»


Используя полученные знания на уроке, объясните, каким способом размножаются организмы, находящиеся в черном ящике.

(улитка, растение, мед (пчела), рыбки, корзина с фруктами и овощами, дрожжи, грибы, бабочка, птица

и т.д.)

У каждого на столе номера

Каждый подходит к столу и определяет формы размножения по доставшемуся номеру

Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Познавательные: аналогия, структурирования знаний, извлечение необходимой информации.

8.

Рефлексия

По правилу синквейна:

Первая строка. Кто? Что?  Одно существительное, отражающее тему.

Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.

Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.

Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.

Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.


Примеры ответов:

  1. Тема, ключевое слово: размножение. 

  2. Описание понятия: закономерный природный процесс, свойство живого. 

  3. Действие: продлевает род, сохраняет вид, обеспечивает разнообразие. 

  4. Чувства: в нём источник бессмертия и света. 

  5. Повторение сути: размножение. 

Ещё один вариант синквейна на тему «Размножение»

Размножение.

В нём источник бессмертия и света. Радуюсь, люблю, живу!

Будь же весел, живой! Мирозданье бесконечно. 


Личностные: внутренняя позиция ученика. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения).

8.

Информация о домашнем задании.

Просмотреть в Библиотеке ЦОК видеоколлекцию, обучающий ролик «Двойное оплодотворение», сделать ОК

Записывают домашнее задание.



Каждое утро в Африке просыпается газель. Она знает, что должна бежать быстрее льва, иначе её ждёт смерть. Каждое утро просыпается лев. Он знает, что должен бежать быстрее газели, иначе он умрет с голоду. И неважно, лев вы или газель, потому что, когда взойдет солнце, вам придется бежать. Либо вы сами придете к пониманию этого, либо вас заставит это сделать жизнь - выбор за вами. (Эдуард Фияксель)

















































РАБОЧИЙ ЛИСТ

  1. Фамилия Имя ученика ________________________________________________

  2. «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время».

«Жизнь – такое маленькое слово и такое емкое по содержанию».

  1. Составить кластер по теме «Формы размножения организмов»











Значение



Определение






РАЗМНОЖЕНИЕ









































  1. Составить синквейн

Правила синквей:

  • Тема, ключевое слово: Кто? Что?  Одно существительное, отражающее тему.

__________________________________________________________________________

  • Описание понятия: Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.

___________________________________________________________________________

  • Действие: Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.

___________________________________________________________________________

  • Чувства: Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

____________________________________________________________________________

  • Повторение сути: Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.

____________________________________________________________________________



  1. Эффективность моей работы Ф.И. ________________________________________



п/п

Наименование оцениваемой работы

Критерии оценки

Баллы

1

Кластер по теме «Формы размножения организмов» на основании видео

1-5 баллов


2

Фронтальная работа на уроке

1 балл за ответ


3

Определение формы размножения по предметам (функциональная грамотность)

0/1 балл


4

Проверка первичного усвоения знаний

0/1 балл


5

Диагностика, самодиагностика

1-5 баллов


6

Заполнение синквейна

0/1



ИТОГО БАЛЛОВ/ОЦЕНКА







Ваша оценка:______________





Спасибо за работу!