ФИО участника Ермакова Марина Андреевна
Предмет Русский язык
Класс 3
Тема урока Какие бывают тексты?
Цель урока Создание условий для формирования знаний о типах текста и умения различать их
Задачи:
1) дидактическая формировать умения определять признаки типов текстов
2) развивающая развивать умения ориентироваться в признаках типов текста
3) воспитательная воспитывать у учащихся культуру речи
Планируемые результаты:
Предметные умение определять тип текста
Метапредметные:
- познавательные умение анализировать, обобщать, делать выводы
- коммуникативные научиться работать в паре
- регулятивные научиться оценивать свои действия
Личностные формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
ФИО участника Ермакова Марина Андреевна
Предмет Русский язык
Класс 3
Тема урока Какие бывают тексты?
Цель урока Создание условий для формирования знаний о типах текста и умения различать их
Задачи:
1) дидактическая формировать умения определять признаки типов текстов
2) развивающая развивать умения ориентироваться в признаках типов текста
3) воспитательная воспитывать у учащихся культуру речи
Планируемые результаты:
Предметные умение определять тип текста
Метапредметные:
- познавательные умение анализировать, обобщать, делать выводы
- коммуникативные научиться работать в паре
- регулятивные научиться оценивать свои действия
Личностные формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Ход урока:
1. Оргмомент
- Ребята, вспомните, что такое пословица?
Пословица – это изречение, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.
- И наш урок я хотела бы начать с пословицы, которую вы видите на экране. Прочитайте её сперва про себя. Теперб прочитаем её вместе 3, 4…
«Каков ум, такова и речь»
-Как вы думаете, в чём смысл этой пословицы?
-Верно, наша культура речи, её насыщенность, словарный запас зависит от нашего ума и образованности. Поэтому по речи судят интеллектуальную развитость человека, его ум, способности.
- Ребята, к нам на урок пришел кот профессор. Он хочет, помочь нам сегодня стать маленькими профессорами. У вас на столе лежат профессорские шапочки с делениями на уровни. При выполнении каждого задания вы будете раскрашивать по одному уровню. В конце урока мы посмотрим, кто раскрасил шапочки полностью и стал настоящим профессором. Раскрашивать шапочку вы можете в любой из цветов.
2. Актуализация знаний
Начнем урок с повторения ранее изученного материала. Посмотрите на слайд.
За окном цветет __________. На улице ярко светит ____________. Во дворе ребята играют в ____________. В небе летают и поют __________.
- Прочитайте. Что затрудняет понимание смысла прочитанного?
- Какого члена предложения не хватает? (подлежащего).
- Подумайте, о каком времени года идет речь? (весна).
- Верно, а какие признаки весны вы знаете?
(Предлагаются подлежащие: сирень, солнышко, мяч, птицы)
-Добавьте подходящие подлежащие. Давайте устно определим грамматическую основу данных предложений.
Можем ли назвать записанные нами предложения текстом? Докажите свою точку зрения.
- Для этого давайте вспомним, что же такое текст.
Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны по смыслу. Текст имеет свою тему и главную мысль. Текст можно озаглавить.
- Определите, какой это тип текста. Можем ли мы это сделать? Возникло затруднение. Как вы думаете почему? (мы не знаем типы текстов).
- На основе проблемы самостоятельно сформулируйте тему урока, отгадав анаграмму АККИЕ БЫВЮАТ ТЕКТСЫ
- Верно, тема нашего урока: «Какие бывают тексты?»
- На основе проблемы самостоятельно сформулируйте цель нашего урока (узнать, какие бывают типы текстов, их признаки и научиться их различать)
- Для того, чтобы достичь цели сегодня на уроке, нам необходимо спланировать свою деятельность. Расставьте пункты плана в правильной последовательности. (один из волонтеров выходит к доске)
Планирование деятельности
1.Узнать, какие бывают тексты и их признаки
2.Закрепить изученное
3.Проверить полученные знания
- Не забывайте про технику безопасности: не работайте с панелью грязными и влажными руками, работайте маркером или пальцами; Будьте аккуратны с проводами.
- Если вы согласны покажите класс. Закрасьте у себя на шапочке первый уровень, если вы правильно сформулировали тему, цель и план урока.
3. Открытие нового знания
- Поработаем по первому пункту плана и узнаем какие бывают типы текстов. Для этого я предлагаю вам поработать в парах и провести мини-исследование. Ребята, как ы работаем в парах? У каждого на партах лежит лист с текстом. Вам необходимо прочитать данный текст и предположить к какому из типов он относятся.
- Но для начала, откройте учебники на странице 13 и рассмотрите схему. Какие бывают тексты?
-Какой текст называется текстом повествованием?
-Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию?
-Какой текст называется текстом-описанием?
-Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?
-Какой текст называется текстом-рассуждением?
-Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению?
- Молодцы, ребята, а теперь начнём наше исследование.
Текст 1
Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было его прогонять. Собака весело побежала впереди меня.
Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил её в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес её мне.
Текст 2
Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмёшь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед. Вот почему мы все любим Нордика.
Текст 3
В нашем доме живет очень красивый кот. Усы и брови у него длинные и белые. Глаза похожи на круглые зеленые пуговицы. Шерсть у этого кота чёрная, как уголь, а мордочка белая.
- Закончили, какие бывают тексты? (повествование, описание, рассуждение)
- Итак, первая пара, к какому типу относиться ваш текст? (повествование)
- Почему? Какой бы вы вопрос задали данному тексту?
- Как вы думаете сколько снимков можно сделать, читая или рассказывая данный текст? (Можно сделать несколько снимков (Что произошло в начале, потом, в конце)).
- Вторая пара, к какому типу вы отнесли свой текст? (рассуждение) (текст 2).
- Почему? Какой бы вы вопрос задали данному тексту? Сколько снимков можно сделать в данном тексте? (Снимки сделать нельзя, так как это рассуждения самого человека о собаке).
- Третья пара, к какому типу вы отнесли свой текст? (описанию) (текст 3).
- Почему? Какой бы вы вопрос задали данному тексту?
- Как вы думаете, сколько снимков можно сделать? (Признак предмета можно увидеть одновременно и изобразить в одном снимке.)
- На основе вашего исследования и ваших наблюдений, сделайте вывод, какие бывают типы текстов (повествование, описание, рассуждение). На какие вопросы отвечает текст повествования? Описания? Рассуждение?
Микровывод:
Существует три типа текста – повествование, описание, рассуждение. Текст-повествование сообщает о том, что произошло, случилось, как развивались события. Отвечает на вопросы (кто, что, где, когда). Текст-описания – изображает предмет, явление. Отвечает на вопросы (какой, какая, какие, какое). Текст- рассуждения - это размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Отвечает на вопросы (почему предмет такой, почему к нему такое отношение).
- Если мы провели исследование и узнали, какие бывают тексты и их признаки, раскрасьте у себя в шляпе второй уровень. Как закончите, покажите посадкой, сядьте ровно, руки положите на парту.
4. Закрепление
Поработаем по второму пункту и закрепим полученные знания. Для этого я предлагаю вам поработать в группах. Как мы работаем в группах?
1 группа: … будет работать у интерактивной доски
2 группа: … будет работать на местах, для этого … пересядь на … парту.
- Ребятам из первой группы необходимо будет прочитать текст, и написать, к какому типу он относится, на какой вопрос отвечает и сколько снимков можно сделать в данном тексте. (задание проводится с использование интерактивной доски. )
Подснежник. Первый весенний цветок . Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нем жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.
- Ребятам из второй группы необходимо будет определить на какие вопросы отвечает каждый из предложенных текстов.
2 группа
Дружба, что же это такое? Этим вопросом не одно поколение задаются вопросом. На эту тему написано много художественной литературы и снято фильмов. Но, мне кажется, что до конца ответить на этот вопрос не удалось никому.(рассуждение)
Вчера я ходил в цирк и видел тигра! Какие они красивые и сильные. Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.( повествование)
Такса- это собака. У неё короткие и сильные лапы, длинное, приземистое тело. У этой собаки – висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравиться. (описание)
- Не забывайте про технику безопасности: не работайте с панелью грязными и влажными руками, работайте маркером или пальцами; Будьте аккуратны с проводами.
- Поменяйтесь местами. Осуществите взаимопроверку и взаимооценку. Если все верно, покажите 5.
- Садитесь на свои места. Ребята, если вы верно выполнили данное задание, раскрасьте на шапочке следующий уровень.
- Как закончите, покажите посадкой.
- Поработаем по третьему пункту плана и проверим полученные знания. Выполните индивидуальную разноуровневую проверочную работу. Выберите карточку с заданием, которое вы точно сделаете. Зеленая карточка – легкая, вам необходимо будет определить тип текста. Красная карточка – задание повышенного уровня сложности. Самостоятельно составить кластер по теме «Какие бывают тексты?» и написать на какие вопросы отвечает каждый из типов.
Выполнить задание вам помогут знания, полученные на уроке.
Зеленая карточка
Задание. Определите тип текста
1.Я всегда мечтала побывать на Байкале. И вот моя семья купила билеты в отпуск на Байкал
___________________________
2.Байкал- это моя любовь. Озеро и прибрежные территории отличатся уникальным разнообразием флоры и фауны, а впечатления от красоты Байкала незабываемые.
_______________________________
3.Я люблю озеро Байкал. Потому что он наполняет мою душу красками и добратой.
______________________________________
Красная карточка
Самостоятельно составьте кластер по теме «Какие бывают тексты». Напишите на какие вопросы отвечает каждый из типов.
Типы текстов
- Осуществим самопроверку. Кто выполнил задание на зеленой карточке, поднимите правую руку. Давайте проверим под документ-камерой. Если все остальные выполнили задание также, то покажите класс.
- Кто выполнил задание на красной карточке, поднимите левую руку. Давайте проверим под документ-камерой. Если вы выполнили задание также, то покажите солнышко.
- Молодцы.
- Если вы без ошибок выполнили самостоятельную работу, то раскрасьте последний уровень в шляпе. Как закончите, покажите посадкой.
5. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
- Вспомним, какую цель мы поставили в начале урока. (узнать какие бывают типы текстов, их признаки и научиться их различать)
- Если мы достигли поставленной цели и выполнили намеченный план, то покажите солнышко
Рефлексия
- Итак, если на уроке у вас не было затруднений, вы поняли новую тему и справлялись со всеми заданиями, то покажите 5. (если возникали какие-то трудности, и вы совершили 1-2 ошибки при выполнении заданий, по покажите 4)
- Я согласна с вашей самооценкой!
- У вас у всех закрашены полностью профессорские шапочки. И наш кот профессор вас поздравляет! Теперь вы все маленькие профессоры.
- Ребята, вы помните, с чего мы начали урок?
- Верно, с пословицы «Каков ум, такова и речь»
- Ребята, мы с вами выполняли много различных заданий сегодня на уроке, знаний у вас стало больше? На уроке вы узнали новые слова? Значит мы с вами обогатили наши ум и речь.
- Ведь действительно, ребята, сегодня вы были настоящими учёными, которые обогатили себя новыми знаниями и умениями, которые пригодятся вам для дальнейшего изучения русского язык. Спасибо за урок. Я закончила!