Фрагмент урока
по теме «Какие бывают тексты?»
по учебнику «Русский язык», 3класс, часть 1, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (программа «Школа России»), стр. 12-14.
Чтение задания, определения задачи работы.
- Ребята, откройте учебник на странице 13 и прочитайте задание номер 13
- Что мы должны сделать? ( Мы должны рассмотреть схему «Типы текстов»)
- Верно, ребята, сегодняшняя наша задача познакомиться с типами текстов.
Повторение понятия текст, анализ схемы «Типы текстов».
- Что такое текст? Что мы о них знаем?( Мы знаем ,что текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений)
- Ребята, существуют разные типы текстов. Давайте их рассмотрим в представленной схеме
- Какие бывают типы текстов? (Повествование, описание, рассуждение)
- Обратите внимание на тип текста – повествование. Чем отличается тип текста повествование от других типов текстов? ( Тип текста – повествование отличается от других типов текстов тем, что в нём рассказывается, сообщается о чём- либо).
- Какие вопросы можно задать, чтобы определить тип текста – повествование? (Чтобы определить тип текста – повествование можно задать такие вопросы как: что? Где? Как? Когда произошло?)
- А теперь обратите своё внимание на тип текста- описание. Как вы думаете, почему именно так называется этот тип текста? ( Тип текста- описание называется именно так ,потому что в нём описывается внешний вид человека, животные, картина природы, события).
- А по каким вопросам можно определить тип текста – описание? ( Можно определить тип текста по таким вопросам как: какой? Какая? Какое? Какие?)
- И давайте рассмотрим последний тип текста – рассуждение. Чем отличается тип текста - рассуждение от других типов текстов?( Тип текста –рассуждение отличается от других типов текстов тем, что в нём объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий).
- Какой же вопрос поможет нам определить тип текста- рассуждение? ( Нам поможет определить тип текста- рассуждение вопрос « почему?»)
Разбор упражнений по типам текстов, определение задач работы с каждым упражнением, подведение микроитога после каждого упражнения.
- Итак, ребята, давайте откроем страницу 12 и прочитаем текст под упражнением номер 11 (Дети читают текст)
Задача упражнения: формирование умения определять тип текста - описание.
- Ребята, докажите, что вы прочитали текст ( Мы прочитали текст ,так как высказывание состояло из нескольких предложений).
- Как вы думаете, какой тип данного текста? ( Тип данного текста- описание).
- Почему же? ( В тексте описывается внешний вид соловья и можно задать вопрос «Какой?» )
- Ребята, вы совершенно правы , ведь именно этот вопрос ,нам указывает ,что это какой тип текста? ( Тип текста- описание
Микроитоги
- Если в текста описывается внешний вид человека ,животного, картина природы, события ,то это какой тип текста?
- Если к тексту можно задать такие вопросы как : Какой ,Какая? Какие? Какое? , значит это какой тип текста?
- Правильно, ребята, а теперь давайте прочитаем текст под упражнением номер 12 ( Читают текст)
Задача упражнения: формирование умения определять тип текста - повествование.
- То, что вы прочитали можно назвать текстом? Мы прочитали текст ,так как высказывание состояло из нескольких предложений).
- Как вы думаете, какой тип данного текста? ( Тип данного текста- повествование).
- Как вы определили, что это тип текста- повествование? ( Рассказывается о утёнке, который упал в ямку и можно задать такие вопросы как « Что? Как?»
Микроитоги
- В тексте рассказывает или сообщается о чём- либо ,значит это тип текста …
- Какие вопросы можно задать к типу текста – повествование?
- Правильно, ребята, откройте страницу 14 и прочитайте текст под упражнением номер 15 ( Читают текст)
Задача упражнения: формирование умения определять тип текста - рассуждение
- Можно ли назвать текстом то, что вы прочитали? Мы прочитали текст ,так как высказывание состояло из нескольких предложений).
- Как вы думаете, какой тип данного текста? ( Тип данного текста- рассуждение).
- А что указывает на то, что это тип текста- рассуждение?( На тип текста- рассуждение указывает вопрос в первом предложение « почему…?» и ответ на это вопрос ,то есть объясняется почему из космоса Земля кажется голубой, а Венера серебристой?).
- Правильно, ребята ,ведь сам же вопрос помог нам определить какой это тип текста
Микроитоги
- В тексте имеется вопрос «почему?» ,значит тип текста …
- В чём сущность типа текста- рассуждение?