Конспект урока русского языка по ФГОС ООО в 6 классе по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов».
Макарова С.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Старохотмировская СОШ»
Тема урока: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления знаний
Тема урока: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Цель урока: углубление знаний об источниках фразеологизмов, о связи фразеологии с культурой и историей народа – носителя языка
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- мотивация учебной деятельности учащихся;
- активизация познавательного интереса к учебному предмету;
- развитие у учащихся навыков самооценки;
Метапредметные результаты:
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение проектировать и моделировать процессы в учебных и практических ситуациях;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение оценивать свою работу и полученный результат.
познавательные универсальные учебные действия:
- умение работать с информацией;
- поиск решения проблемной ситуации;
- умение выполнять логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация понятий).
коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение выражать свою точку зрения.
предметные результаты:
- знание источников происхождения фразеологизмов в русском языке;
- умение применять знания в новой ситуации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Игра «Подскажи словечко!»
Учащиеся заканчивают выражения, объясняют их значение.
1. на мякине не…
2) стричь под одну …
3) разрубить гордиев …
4) танталовы …
5) А Васька слушает и…..
6) Фома…
- Как называются эти выражения? (Фразеологические обороты, фразеологизмы.)
- Какая наука изучает фразеологизмы? (Фразеология.)
Задание 1. «Фразеология и культура речи». Рассмотрите слайд и скажите, как связаны между собой фразеологизмы и культура речи.
Задание 2. «Фразеологизмы».
- Внимательно посмотрите иллюстрации. Объясните значение фразеологизмов и сделайте вывод об их значении.
Учащиеся объясняют значение фразеологизмов: «спустя рукава», «ни пуха, ни пера», «глаза разбежались», «скатертью дорога», «бежать сломя голову». Делают вывод о том, что значение фразеологизма не связано со значением слов, которые в него входят. Значение имеет фразеологизм в целом.
- Для чего нужны фразеологизмы в языке? (Фразеологизмы придают речи яркость, меткость и выразительность.)
- Где можно узнать значение фразеологизма? (Во фразеологическом словаре.)
Задание 3. «Фразеологические словари».
- Существуют специальные словари фразеологизмов, в которых можно узнать их значение. Посмотреть значение заинтересовавшего оборота можно посмотреть в «Учебном фразеологическом словаре» под редакцией Е. А. Быстровой, А. П. Окуневой, Н. М. Шанского. Толкование более распространённых фразеологизмов можно узнать в толковом словаре С. И. Ожегова или Д. Н. Ушакова.
(Учащиеся знакомятся с толкованием фразеологизмов, работая с фразеологическим словарём: «горячая голова» и «душа нараспашку».)
- Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца XVIII века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Ещё М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения.
3. Целеполагание.
- Ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение фразеологии. Прочитайте ещё раз тему урока и сформулируйте для себя цели урока:
Хочу узнать …
Хочу понять …
Хочу научиться …
4. Открытие новых знаний.
- Сегодня мы с вами познакомимся с историей происхождения фразеологизмов в русском языке. Давайте вновь обратимся к фразеологизмам, которые мы с вами называли в начале урока. С некоторыми из них мы уже встречались на уроках литературы. Попробуйте назвать их источники.
(Учащиеся высказывают свои предположения.)
- В русский литературный язык фразеологические обороты пришли из самых разнообразных источников. Происхождение фразеологизмов также можно узнать, заглянув во фразеологический словарь.
Работа учащихся с различными источниками информации:
- Фразеологическим словарём А. И. Молоткова,
- Интернет-сайтами: Фразеологический словарь, Фразеология.ру
На мякине не проведёшь, стричь под одну гребёнку (исконно русский)
Разрубить гордиев узел, танталовы муки (античный фразеологизм)
А Васька слушает да ест (выражение из басни И. А. Крылова «Кот и повар»)
Фома неверующий (фразеологизм из старославянского языка)
(Учащиеся делают выводы о происхождении данных фразеологизмов и составляют кластер)
«Источники фразеологизмов»:
Задание 4. «Как появляются фразеологизмы?» Собственно русские фразеологизмы связаны с историей нашего народа. Многие из фразеологических оборотов вошли в повседневную речь из устного народного творчества или связаны с обычаями древних славян и их верованиями: «у чёрта на куличках», «собаку съел», «бить баклуши». Многие из часто употребляемых фразеологизмов вошли в обиход из профессиональной речи ремесленников: «топорная работа», «тянуть канитель», «тянуть лямку». Давайте заглянем словарь и познакомимся с историей возникновения этих фразеологизмов.
Учащиеся работают с фразеологическим словарём, читают словарные статьи, объясняют значение и происхождение фразеологизмов.
Задание5. «Это интересно!»
- Фразеологизмы существуют во всех языках. Интересно сравнить фразеологизмы в иностранных языках с теми, которые употребляем мы. О бедном человеке русский скажет: «Гол как сокол», «ни гроша за душой». А англичане говорят: «Беден как церковная мышь». О глупом человеке русские говорят: «Тупой как сибирский валенок». А англичане скажут: «Глупый как гусь». Про людей, которые очень похожи друг на друга, русские люди говорят: «Похожи как две капли воды». А англичане: «Похожи как две горошины».
5. Усвоение новых знаний. Исследовательская работа учащихся.
- Сейчас, ребята, вам предстоит очень интересная работа. Выберите фразеологизм для своей исследовательской работы.
Составление план исследования фразеологизма:
Назвать выбранный для исследования фразеологизм.
Определить его источник.
Объяснить значение фразеологизма.
Рассказать историю происхождения фразеологизма.
Привести аналог фразеологизма из другого языка (если он есть).
Собрать и оформить информацию о фразеологизме в тетради.
(Индивидуальная исследовательская работа учащихся по плану (10 минут). Учитель при этом выполняет роль консультанта.)
6. Первичная проверка понимания. Выступления 2-3 учащихся (по желанию).
7. Первичное закрепление.
- Назовите фразеологизмы, пришедшие из фольклора (из русских народных сказок, пословицы, поговорки).
- Откуда пришли такие выражения, как проглотить пилюлю, играть роль, привести к одному знаменателю?
- Назовите авторов и литературные произведения, из которых стали крылатыми следующие фразы:
Да только воз и ныне там.
Как белка в колесе.
Пора, красавица, проснись!
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
На деревню дедушке.
- Привести примеры фразеологизмов, появившиеся в наши дни. (Например, зелёная улица, люди доброй воли).
8. Рефлексия.
- Ребята! Какие задачи вы ставили в начале урока? Давайте сделаем вывод:
- Я понял…
- Я узнал …
- Я научился …
- Ребята! Сегодня мы работали с фразеологическими словарями и другими источниками информации. Мы узнали, что источники фразеологизмов очень разнообразны. Одни фразеологизмы возникли в результате наблюдений человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными историческими и бытовыми событиями, третьи пришли из устного народного творчества и литературных произведений. Много фразеологизмов возникло в условиях работы людей различных профессий, большое количество фразеологических оборотов пришло из других языков. Рада, что урок был для вас интересен, и вы узнали много нового. Надеюсь, что вы будете внимательными по отношению к русскому языку и продолжите разгадывать его тайны.
9. Домашнее задание: 1) выписать в тетрадь понравившиеся фразеологизмы;
2) рассказать об 1-ом понравившемся фразеологизме (источнике, значении)