СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность на уроках истории (из опыта работы)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность на уроках истории (из опыта работы)»

Формирование функциональной грамотности на уроках истории     Жердева Анна Николаевна, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ п. Юбилейный Котельничский район

Формирование функциональной грамотности на уроках истории

Жердева Анна Николаевна,

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ п. Юбилейный

Котельничский район

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней .

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней .

Читательская Математическая Финансовая грамотность грамотность грамотность ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Естественнонаучная грамотность Креативное Глобальные мышление компетенции

Читательская

Математическая

Финансовая

грамотность

грамотность

грамотность

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ГРАМОТНОСТЬ

Естественнонаучная

грамотность

Креативное

Глобальные

мышление

компетенции

Средства формирования • пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) • познавательные игры, викторины, уроки-дебаты • исторические диктанты и эссе • изучение исторических и правовых документов • чтение вариативных источников • исследовательские работы

Средства формирования

• пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.)

• познавательные игры, викторины, уроки-дебаты

• исторические диктанты и эссе

• изучение исторических и правовых документов

• чтение вариативных источников

• исследовательские работы

Читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Когда Давид принёс показать Саулу голову убитого им Голиафа , Саул спросил его: «Чей ты сын?» Давид ответил: «Я — сын Иессея, который живёт в Вифлееме ». При разговоре присутствовал Ионафан, сын царя Саула. Он был рослым и мужественным юношей. Ионафан от души полюбил Давида и заключил с ним дружеский союз. В знак этого союза он подарил Давиду свою одежду, пояс, меч и лук. Давид также полюбил Ионафана. Однако Саулу не нравилась их дружба. Когда Давид убил Голиафа, то народ прославлял его, восклицал: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» Услышав эти песни, Саул очень огорчился, потому что он жаждал славы только для себя. С тех пор он стал завидовать Давиду и хотел убить его. Можем ли мы сразу определить , о какой стране идет речь? Найдите в тексте имена, географические объекты, упоминание событий, которые помогут в атрибуции текста ( слова подчеркнуть)

Когда Давид принёс показать Саулу голову убитого им Голиафа , Саул спросил его: «Чей ты сын?» Давид ответил: «Я — сын Иессея, который живёт в Вифлееме ». При разговоре присутствовал Ионафан, сын царя Саула. Он был рослым и мужественным юношей. Ионафан от души полюбил Давида и заключил с ним дружеский союз. В знак этого союза он подарил Давиду свою одежду, пояс, меч и лук. Давид также полюбил Ионафана.

Однако Саулу не нравилась их дружба. Когда Давид убил Голиафа, то народ прославлял его, восклицал: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» Услышав эти песни, Саул очень огорчился, потому что он жаждал славы только для себя. С тех пор он стал завидовать Давиду и хотел убить его.

  • Можем ли мы сразу определить , о какой стране идет речь?
  • Найдите в тексте имена, географические объекты, упоминание событий, которые помогут в атрибуции текста ( слова подчеркнуть)

Карамзин Н.М. История Государства Российского. К.3., 1989 г.

… 20 июня в прекрасный летний день самозванец вступил в Москву торжественно и пышно.

Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шестернями, и верховые лошади царские, богато украшенные, далее барабанщики и полки россиян, духовенство с крестами и Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки  и стрельцы. Звонили во все колокола московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий  Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!»

    Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу.

  • О каком событии идет речь в документе Н.М.Карамзина?  Как описанные события характеризуют внутриполитическую обстановку в России в начале 17 века?   ( извлечение информации в явном и неявном виде )   определять основную идею представленного фрагмента
  Математическая грамотность   – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира

  Математическая грамотность   – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира

«Образование Древнерусского государства».   12 – 2 – 1 . Вопрос :   – Что можно узнать о процессе образования древнерусского государства? Ответ: из  12 племенных союзов  восточных славян образовалось сначала  2 государственных центра , а потом  1 государство  или высказывают другие предположения. Мотивация создана, дети с интересом выясняют, как происходил процесс создания двух государственных центров вокруг Киева и Новгорода и их объединения.

«Образование Древнерусского государства».

 

12 – 2 – 1 .

Вопрос :

 

– Что можно узнать о процессе образования древнерусского государства?

Ответ: из  12 племенных союзов  восточных славян образовалось сначала  2 государственных центра , а потом  1 государство  или высказывают другие предположения. Мотивация создана, дети с интересом выясняют, как происходил процесс создания двух государственных центров вокруг Киева и Новгорода и их объединения.

Применив знания исторических дат, произведите с ними арифметические действия, в результате которых будет выявлена дата важного исторического события. Назовите это событие. Чем оно было знаменательно для истории России? (разгром печенегов при Ярославе Мудром +битва при Доростоле)-(призвание варягов+образование Древнерусского государства)*3 +208=Х (1036+968)-(862+882)*3+208=988
  • Применив знания исторических дат, произведите с ними арифметические действия, в результате которых будет выявлена дата важного исторического события. Назовите это событие. Чем оно было знаменательно для истории России?

(разгром печенегов при Ярославе Мудром +битва при Доростоле)-(призвание варягов+образование Древнерусского государства)*3 +208=Х

(1036+968)-(862+882)*3+208=988

Финансовая грамотность  - понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности

Финансовая грамотность  - понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности

«На пирамиде египетскими письменами было обозначено, сколько редьки , лука, чеснока съели рабочие. И, как я очень хорошо помню, переводчик, который читал мне надпись, объяснил, что на все это было израсходовано 1600 талантов серебра... Если это верно, то сколько же денег пошло на железные орудия, на хлеб и одежду для рабочих, так как строительство всех этих сооружений продолжалось 20 лет …». Геродот
  • «На пирамиде египетскими письменами было обозначено, сколько редьки , лука, чеснока съели рабочие. И, как я очень хорошо помню, переводчик, который читал мне надпись, объяснил, что на все это было израсходовано 1600 талантов серебра... Если это верно, то сколько же денег пошло на железные орудия, на хлеб и одежду для рабочих, так как строительство всех этих сооружений продолжалось 20 лет …». Геродот
Естественнонаучная грамотность-    отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук

Естественнонаучная грамотность-    отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук

Используя материал «Схема эволюции человека», дать ответы на следующие вопросы. ВОПРОС 1 . В чем состоит главная идея представленной информации? ВОПРОС 2 У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.

Используя материал «Схема эволюции человека», дать ответы на следующие вопросы.

ВОПРОС 1 . В чем состоит главная идея представленной информации?

ВОПРОС 2

У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.

Глобальная компетентность-   рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия
  • Глобальная компетентность-   рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия
Сделать эскиз рекламного проспекта для туристов, посещающих Египет. используя интернет, подготовьте презентацию «Мода Петровской эпохи»
  • Сделать эскиз рекламного проспекта для туристов, посещающих Египет.
  • используя интернет, подготовьте презентацию «Мода Петровской эпохи»
Креативное мышление . - способность к продуктивному творческому подходу тема «Правление князя Владимира. Крещение Руси» в групповой работе использовать приём «кластер». К ученикам 6 класса обратился с просьбой князь Владимир (включение аудио,видео обращения) о том, как ему укрепить свою власть и государство в целом. Используя текст учебника, раздаточные дополнительные материалы, ученики предлагают различные варианты решения проблемы. Напишите сочинении о восстании гладиаторов от имени участника восстания

Креативное мышление . - способность к продуктивному творческому подходу

  • тема «Правление князя Владимира. Крещение Руси» в групповой работе использовать приём «кластер». К ученикам 6 класса обратился с просьбой князь Владимир (включение аудио,видео обращения) о том, как ему укрепить свою власть и государство в целом. Используя текст учебника, раздаточные дополнительные материалы, ученики предлагают различные варианты решения проблемы.
  • Напишите сочинении о восстании гладиаторов от имени участника восстания
«…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…»  Альберта Эйнштейна

«…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…»

Альберта Эйнштейна