СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональные разновидности русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональные разновидности русского языка

Просмотр содержимого документа
«Функциональные разновидности русского языка»

Функциональные разновидности
современного русского языка


Вопросы для обсуждения

  1. Понятие функционального стиля. Стилеобразующие факторы: сфера общественной деятельности, способ коммуникации, функции, адресат, стилевые черты, языковые особенности, формы речи, жанры.

  2. Функциональные стили русского литературного языка. Их черты и жанры.


Методические рекомендации

Студенты должны усвоить понятие функциональных стилей, научиться различать их черты и жанры.


Практические задания

Задание 1. Узнайте стили по характеристикам:

А) Логично (последовательно, аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передается информация для сообщения знаний.

Б) Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

В) Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо в процессе общения людей.

Г) Прямо, призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

Д) Опосредованно через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

Задание 2. К каким стилям относятся данные жанры речи ? Ответ оформите в виде таблицы.

Диссертация, отчет, роман, рассказ, поэма, повестка, репортаж, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, постановление, реферат, обвинительное заключение, диалог, басня, заявление, фраза, лозунг, листовка, анкета, характеристика, ода, объявление, сказка, статья, заметка, договор, указ.


Задание 3. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к текстам каких функциональных стилей они принадлежат.

А) Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в каком его постигают «частные науки» (аристотелевский термин), есть общее и большего масштаба, а именно – в отдельности для каждой из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания (познания). Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа «необходимость», «случайность», «причинность», «связь», «время» и т.п. таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно-общее (компетенция отдельных наук), наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).

Б) Согласно Гражданскому кодексу РФ, обществом с ограниченной ответственностью (далее ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой (акцией), а лишь свидетельством, которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам (учредителям).

В) Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля.

Г) Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли дыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Джо Мартин, например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса – и в то же время студент университета Дьюка. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена мистера Мартина уже спит, Джо садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.

Задание 4. Найдите в учебнике или Интернете примеры трех функционально-смысловых типов речи. Назовите типы речи.