СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государство и право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс предусматривает формирование индивидуального правового сознания, способствует подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве.

Просмотр содержимого документа
«государство и право»


г. Белово

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76»







ПРОГРАММА

«Государство и право»

Факультативный курс



для учащихся 9-х классов













МБОУ « СОШ № 76»

Учитель истории и обществознания

Бавина Елена Викторовна













2015

г. Белово

Данный курс (по выбору) предусматривает формирование индивидуального правового сознания, способствует подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве. Программа предназначена для учащихся, проявляющих интерес к юридическим наукам и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях юридического профиля.

Программой предусмотрены лекционные, семинарские занятия, деловые игры, круглые столы, написание творческих работ.

Программа рекомендована для учителей истории и обществознания, ведущих курсы по выбору (предпрофильная подготовка).













































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наше общество постепенно начинает осознавать необходимость избавления от правового нигилизма, от того пренебрежительного отношения к закону, которое, увы, все еще проявляется и во многих действиях государственных органов, и в политических решениях должностных лиц, и в поступках граждан.

Составная часть этой работы – правовое обучение и воспитание школьников. Практическая направленность курса «Государство и право» проявляется в том, что, во-первых, учащиеся получают представление о политических и правовых институтах и нормах, с которыми им придется столкнуться в жизни, во-вторых, часть учащихся после изучения этого курса может утвердиться в выборе профессии юридического профиля. Таким образом, этот курс имеет значение и для профориентации школьников.

Главные цели курса – формирование индивидуального правового сознания, обогащение социального опыта личности.

Основные задачи курса – способствовать подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве, дать им систему знаний о государстве и праве, необходимую для развития личности в соответствии с демократическими, гуманитарными идеалами. Еще одна существенная задача – содействовать осознанию главенства закона над политикой и идеологией.

Используя материалы курса, необходимо развивать демократизм мышления учащихся, терпимость к противоположным мнениям, формировать такие компоненты общей культуры личности, как толерантность, миролюбие и способность к миротворчеству. Важно добиваться также, чтобы изучение права способствовало профилактике конфронтационных установок, настраивало на недопустимость решения социальных проблем экстремистскими методами. Необходимо также подвести учащихся к пониманию того, что в правовой и политической сфере объективно существует многовариантность в решении непростых проблем, однако это такая многовариантность, которая предполагает признание некоторых общезначимых принципов.

Основные формы занятий – лекции и практические работы с элементами диспута. Можно также применять деловые игры, круглые столы, написание творческих работ. Форма контроля – зачет.

Требования к знаниям учащихся.

При изучении курса «Государство и право» учащиеся будут:

  • иметь представления:

о нормах общественного поведения, праве и законе, гражданском праве, понятии гражданского общества;

  • знать:

основные права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина, действия закона во времени и пространстве, отрасли частного права, взаимодействия гражданского общества и правового государства;

  • владеть:

информацией о государстве и правах человека, системе органов исполнительной власти, правоохранительных органах, понятии и признаках государства.

Программа рассчитана на 20 часов.



Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов


лекции

Прак. занятия

Итоговый контроль

Человек и гражданин

2



Право и справедливость

2



Закон и власть

5



Отрасли частного права

3



Практическая работа


1


Гражданское общество и правовое государство

5



Практическая работа


1


Итоговый контроль - зачет



1

Итого: 20 часов


Содержание программы

«Государство и право», 9 класс (20 часов)


Тема 1: Человек и гражданин (2 ч.).

Нормы общественного поведения. Обычай. Мораль. Право. Государство и права человека. Идея естественных прав. Право на жизнь. Смертная казнь. Основные права и свободы человека и гражданина. Гражданство. Конституционные обязанности гражданина.

Тема 2: Право и справедливость (2 ч.).

Право как «высшая воля». Право как мера свободы и справедливости. Справедливость как сочетание права и морали. Отличия права от морали. Понятие и структура нормы права. Классификация правовых норм. Система права. Субъект и объект правоотношения. Содержание правоотношения. Юридические факты. Правонарушение. Виды правонарушений и ответственности. Случаи освобождения от ответственности. Субъекты юридической ответственности.

Тема 3: Закон и власть (5 ч.).

Право и закон. Право, закон и разделение властей. Источники права. Основной закон. Законы и законодательная власть. Действие закона во времени и пространстве. Систематизация законов. Подзаконные акты. Виды подзаконных актов. Судебный прецедент. Обычай и договор. Осуществление законов. Виды осуществления законов. Толкование законов. Система органов исполнительной власти. Правоохранительные органы. Функции милиции. Функции прокуратуры. Функции нотариата. Правосудие. Судебная власть. Конституционный суд. Суды общего назначения. Система хозяйственных судов. Уголовный процесс. Состязательность. Судебное следствие. Прения сторон. Приговор. Порядок обжалования приговора. Гражданское судопроизводство. Исполнение приговоров. Надзорное судопроизводство. Принципы правосудия. Правоприменительные процедуры. Правовое сознание и правовая культура. Правовая психология. Правовая идеология.

Тема 4: Отрасли частного права (3 ч.).

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Юридические лица. Виды юридических лиц. Сделки. Объекты гражданского права. Понятие собственности. Правомочия собственника. Защита права собственности. Виды (формы) собственности. Приватизация. Собственность юридических лиц. Государственная собственность. Муниципальная собственность. Хозяйственное ведение и оперативное управление. Понятие обязательства. Понятие договора. Изобретательское право. Наследственное право.

Трудовое право. Право на труд. Трудовой договор (контракт). Рабочее время и время отдыха. Дисциплинарная и материальная ответственность. Охрана труда. Социальное страхование. Порядок разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров.

Семейное право. Условия вступления в брак. Права супругов. Права и обязанности детей и родителей. Конвенция о правах ребенка.

Практическая работа – 1 час

Тема 5: Гражданское общество и правовое государство (5 ч.).

Понятие гражданского общества. Политические партии. Средства массовой информации.

Государство. Понятие и признаки государства. Формы государственного правления. Монархия. Республика. Формы государственного устройства. Унитарное государство. Федеративное государство. Федерация и автономия. Конфедерация. Политический режим. Демократия. Учреждения демократии. Избирательные системы. Авторитаризм. Тоталитаризм.

Понятие правового государства. Признаки правового государства. Процесс становления правового государства.

Практическая работа – 1 час

Итоговый контроль – зачет 1 час

Итого: 20 часов



































ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ





  1. Авторитаризм

  2. Государство

  3. Гражданское общество

  4. Демократия

  5. Договор

  6. Закон

  7. Избирательная система

  8. Источники права

  9. Монархия

  10. Мораль

  11. Обычай

  12. Подзаконные акты

  13. Политические партии

  14. Право

  15. Правовое государство

  16. Правонарушение

  17. Правоохранительные органы

  18. Разделение властей

  19. Республика

  20. Сделка

  21. Семейное право

  22. Собственность

  23. Тоталитаризм

  24. Трудовое право

  25. Юридические лица

  26. Нигилизм






















Приложение № 1

Методические рекомендации


Тема № 1 Человек и гражданин (2 ч.).

Методические приемы организации занятия: игра «заявка» (работа в группах – вспомнить и записать не менее 10 терминов, без которых невозможно обойтись при изучении этой темы); беседа об эволюции норм общественного поведения; работа с дефинициями; эвристическая беседа «Государство и право человека»; объяснение классификации прав и свобод человека и гражданина; повторительная беседа с репродуктивными вопросами.


Тема № 2. Право и справедливость (2 ч.) Методические приемы организации занятия: постановка проблемных вопросов; работа с дефинициями «Право» и «мораль»; объяснение структуры нормы права; изложение классификации правовых норм; беседа о системе права;

объяснение сущности правоотношения, правонарушения, юридической ответственности.


Тема № 3. Законовласть (5 ч.) Методические приме организации занятий: эвристическая беседа «Право, закон и разделение властей»; объяснение, как действует закон во времени и в пространстве; изложение систематизации законов; работа с дефинициями «Подзаконные акты», судебный презент; продуктивно-познавательные вопросы по теме «правоохранительные органы; ролевая игра «Суд»; обобщение – правовое создание и правовая культура.


Тема № 4. Отрасли частного права (3 ч.) Методические приемы организации занятия: работа с дефинициями; эвристическая беседа; объяснение сущности понятий «Трудовое право», «Трудовой договор»; деловая игра «устройство на работу»; изложение по теме «Рабочее время и время отдыха»; репродуктивные вопросы об условия вступления в брак; тренинг «Брачное объявление»


Тема № 5. Гражданское общество и правовое государство (5 ч.). Методические приемы организации занятий: работа с дефинициями «Гражданское общество», «государство»; беседа в формах государственного правления; эвристическая беседа о демократии, авторитаризме, тоталитаризме. Делова игра «Выборы»; объяснение сущности правового государства; дискуссия в процессе становления правового государства в России.


Итоговое занятие (1 ч.). Тестирование (образец прилагается)

















Приложение № 2


Итоговое занятие по курсу «Государство и право»


Цель: проверить знания учащихся по курсу «Государство и право», сформированность учебных умений и навыков, понимание принципа главенства закона.


Оборудование: листы с заданиями теста и вариантами ответов.


Задания теста:

1. Примером правонарушения является следующий факт:

а) ученик Г., играя с мечом разбил окно в чужой квартире

б) ученик С., получив в библиотеке книги, не поблагодарил библиотекаря

в) ученик Е., не выполнил домашнее задание

г) гражданин А., вернул взятые у приятеля в долг 10 рублей через неделю после установленного срока.


2. Конституцию как основной закон государства характеризует то, что

а) положения, включаемые в нее, не могут быть изменены

б) она принимается парламентом страны

в) ей должны соответствовать все нормативные акты

г) она детально определяет нормы всех отраслей права.


3.Верны ли следующие суждения о делении права на частное и публичное?

1.Деление права на частное и публичное означает юридическое признание того, что государство имеет право вмешиваться во все сферы жизни общества.

2.Деление права на частное и публичное означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которое государства и его органов ограничено законом.

а) Верно только 1. б) верно только 2. в) верно и 1 и 2. г) оба суждения неверны.


4.Верны ли следующие суждения о всеобщей декларации прав человека?

1.Во всеобщей декларации прав человека собраны все документы о правах человека.

2. Во всеобщей декларации прав человека определены международные стандарты прав и свобод человека.

а) верно только 1. б) верно только 2. в) верно и 1 и 2. г) оба суждения неверны.


5.Какому понятию соответствует следующее определение?

Система норм, устанавливаемых и охраняемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения?


6.Запишите пропущенное слово:

Примером нормы… права является следующая норма: «Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения».


7. Установите соответствие: к каждой ветви власти, указанной в первом столбце, подберите соответствующие полномочия из второго столбца.

Ветви власти

Полномочия

        1. Законодательная власть

        2. Исполнительская власть

        3. Судебная власть

а) создает законы

б) защищает право

в) реализует принятые решения


8.Восполните пробел в приведенной ниже схеме

Государственная власть РФ



Президент Правительство РФ Суды РФ



9.Восполните пробел в приведенной ниже схеме

Федеральное Собрание



Совет Федерации

10.Какие из перечисленных санкций применяются за административные правонарушения?

а) Увольнение с работы

б) Предупреждение

в) Лишение свободы

г) Исправительные работы

д) Ссылка


11.К политическим правам не относится право:

а) национальной принадлежности

б) на объединение

в) на свободу информации

г) на обращение


12. Правительство РФ к… ветви власти.

а) законодательный

б) исполнительной

в) судебный

г) ни к одной из перечисленных


13.Гражданин РФ обладает основными правами и свободами человека с:

а) 7 лет

б) 16 лет

в) 18 лет

г) рождения


14. Высшей юридической силой обладает:

а) Конституция РФ

б)Указ Президента РФ

в) Постановление Правительства РФ

г) Распоряжение министра


15.Строгое и полное осуществление правовых норм всеми субъектами права – это:


16.К личным правам не относится право на:

а) свободу совести

б) жизнь

в) мирные собрания

г) передвижение


17. Правосудие в РФ осуществляется:

а) только судами

б) Президентом РФ

в) судами и Президентом РФ

г) судами и органами власти


18.Нормы уголовного права применяются если:

а) гражданин нарушил правила дорожного движения

б) совершен захват заложников

в) гражданин не оплатил проезд в транспорте

г) гражданин охотился до сезона охоты


19. Назовите добровольный и равноправный союз, характеризующийся

  • записью в актах гражданского состояния

  • обретением определенных прав и обязанностей

  • тем, что производится в личном присутствии граждан

  • тем, что возможен с определенного возраста


20.В РФ государственной религией является:

а) православие

б) католичество

в) мусульманство

г) ни одна из них


21. Обвиняемый считается виновным по:

а) фактам, предоставленным следователем

б) показаниям свидетелей преступления

в) решению общественного суда

г) решению суда


22.Самым ранним источником права является:

а) правовой обычай

б) закон

в) международный договор

г) конституция


23.К нормативно-правовым актам органов исполнительской власти относится:

а) Постановление Правительства РФ

б) Федеральный закон

в) Устав города

г) Конституция РФ


24.Отрасль права, регулирующая отношения между работодателем и наемны работником, - это:

а) гражданское право

б) административное право

в) трудовое право

г) уголовное право


25. Часть правовой нормы, предусматривающая последствия ее исполнения, - это:



26. Определите правовые отношения, регулируемые нормами гражданского права:

а) получение наследства

б) расторжение брака

в) конфискация имущества

г) получение премии


27.Часть правовой нормы, которая описывает само правило поведения, называется?

а) диспозиция

б) санкция

в) презумпция

г) гипотеза


28.Принимать свои конституции могут только:

а) области

б) края

в) республики

г) автономные округа


29.Правовой институт, устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, называется:


30.Изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия курса «Государство и право» и, опираясь на собственный жизненный опыт, на факты общественной жизни, привести аргументы в обоснование своей позиции.


«Горе земле, которой подчиненные начальника и суды, а не законы управляют гражданами и делами»

М.И.Кутузов
























КЛЮЧ

к итоговому тесту по курсу

«Государство и право»


  1. А

  2. В

  3. Б

  4. Б

  5. Право

  6. Гражданского

  7. 1а; 2в; 3б

  8. Федеральное собрание

  9. Государственная Дума

  10. БГД

  11. А

  12. Б

  13. Г

  14. А

  15. Законность

  16. В

  17. А

  18. Б

  19. Брак

  20. Г

  21. Г

  22. А

  23. А

  24. В

  25. Санкция

  26. А

  27. А

  28. В

  29. Гражданство






















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ



  1. Даминова П.С. Граждановедение. 9 класс: методическое пособие к учебнику Я.В.Соколова, А.С.Прутченкова «Граждановедение». .

  2. Обществознание: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

  3. Свод кодексов и законов Российской Федерации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ



  1. Мушинский В.О. Основы правоведения.-М.,2014.

  2. ШилободМ.И.,Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф.. Политика и право.-М.,2013.

  3. Конституция Российской Федерации: словарь-справочник школьника.-М.,2013.