Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с.Кандры
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ
Протокол №1 Протокол № 1 МС №1 с. Кандры
от «18 » августа 2014 г. от «20 » августа 2014 г. ________________ Салишова Р.Ф.
Руководитель ШМО ________Бахтиярова Л.Р.. приказ №134 от «01 » сент. 2014
_________Муллагильдина О.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
по предмету «Русский язык»
«Готовимся к ГИА»
9 класс
Муллагильдина О.В..
учитель русского языка и литературы
2014-2015
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по учебному курсу кружка «Готовимся к ГИА» разработана в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, требованиями основной общеобразовательной программы основного общего и среднего общего образования МБОУ СОШ №1 с. Кандры на 2014-2015г., учебным планом на 2014-2015 учебный год, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №1 с.Кандры на 2014-2015 учебный год, приказом «Об утверждении перечня учебников, допущенных (рекомендованных) для организации образовательного процесса в МБОУ СОШ №1 с. Кандры на 2014-2015 учебный год.
При составлении рабочей программы были использованы нормативные документы:
– Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
–Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089;
– Примерные программы по учебным предметам;
– Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе учебной программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы под руководством Баранова М Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. - М.: Просвещение, 2009.
Цель кружка:
Задачи:
формировать навыки и умения ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из множества правил соответствующее конкретному правописанию;
учить приемам содержательной компрессии текста;
обучать созданию текста (тип речи – рассуждение) с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.п.;
совершенствовать навыки самостоятельной работы со справочной литературой;
формировать навыки исследовательской работы;
учить самоанализу, применению знаний в практической деятельности.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №1 с. Кандры рабочая программа для 9 класса предусматривает проведение кружка по русскому языку в объеме 1 час в неделю (17 часов).
Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электрон. носителе. В 2 ч. / Т. А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2008.
Содержание рабочей программы
1.. Структура экзаменационной работы в формате ГИА.
Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
2. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.
Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Часть 1
3. Сжатое изложение.
Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
4. Сжатое изложение.
Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма "Исключение".
5. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма "Обобщение".
6. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема "Упрощение".
7. Выбор приемов сжатия.
Написание изложения.
Часть 2
8. Сочинение на лингвистическую тему.
Критерии оценивания изложения. Структура сочинения на лингвистическую тему.
9. Учимся формулировать тезис.
Понятие тезиса. Этапы выделения тезиса.
10. Учимся аргументировать.
Понятие аргументов. Виды аргументов.
11. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Варианты выводов в сочинении.
12. Сочинение-рассуждение по тексту.
Критерии оценивания. Структура сочинения-рассуждения по тексту.
13. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.
Примеры тезисов сочинения.
14. Учимся аргументировать.
Виды аргументов.
15. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.
Варианты выводов в сочинении.
16. Фактические ошибки.
Виды фактических ошибок
17. Речевые ошибки.
Виды речевых ошибок.
18. Грамматические ошибки.
Виды грамматических ошибок.
Часть 3
19. Понимание текста.
Работа с текстами разных стилей. Понятие стиля и типа речи.
20. Лексическое значение слова.
Понятие лексики. Прямое и переносное значение слова.
21. Выразительные средствА.
Тропы и фигуры речи. Метафора. Антитеза. Синекдоха. Олицетворение. Сравнение.
22. Фонетика.
Понятие фонетики. Звуки речи. Гласные. Согласные. Характеристика звуков речи.
23. Правописание корней.
Правописание корней с чередованием, с безударной гласной в корне слова.
24. Правописание приставок.
Правописание приставок пре- и при-, звонкие и глухие согласные, неизменяемых на письме.
25. Правописание суффиксов.
Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий, прилагательных, существительных, наречий.
26. Синонимы.
Понятии синонимии. Нейтральные синонимы.
27. Словосочетание.
Понятие словосочетания. Виды словосочетаний. Типы связи в словосочетании. Согласование Управление. Примыкание.
28. Грамматическая основа предложения.
Понятие грамматической основы. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого.
29. Предложения с обособленными членами .
Понятие обособления. Обособление определений, обстоятельств, приложений.
30. Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания при обращениях, вводных словах и предложениях, вставных конструкциях.
31. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Понятие ССП. Сочинительные союзы. Отличие простых предложений с однородными членами от ССП. Пунктуация в простом и сложном предложении.
32. Знаки препинания сложноподчиненном предложении.
Понятие СПП. Средства подчинения. Типы придаточных. Пунктуация в СПП.
33. Сложные предложения с различными видами связи.
Виды связи в СПП. Однородное подчинение, параллельное подчинение, смешанное подчинение.
34. Сложные бессоюзные предложения. Диагностическая работа в форме ГИА.
Понятие БСП. Знаки препинания в БСП.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
самостоятельно работать с контрольно-измерительными материалами (внимательно читать формулировку задания и понимать его смысл; четко следовать инструкциям, сопровождающим задание; выполнять различные типы тестовых заданий; самостоятельно распределять время на выполнение заданий);
ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа;
писать сочинение;
сокращать текст изложения.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания уровня подготовки обучающихся)
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
-текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);
-промежуточный (проводится в форме творческих работ);
-итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ГИА и критериями оценивания.
Перечень учебно-методического обеспечения (УМК)
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для чителя.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2000.-159с.
2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс./сост.К.В.Егорова.-М.:ВАКО,2011.-96с.
3. Ладыженская Т.А. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электрон. носителе. В 2 ч. / Т. А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2008.
4. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменац. варианты: 36 вариантов/под ред.И.П.Цыбулько.-М.: Национальное образование,2015.-240с.
5. Русский язык.9кл. Подготовка к ГИА-2015: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной. -Ростов на Дону:Легион,2014.-432с.
6. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./ М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский - М.: Просвещение, 2009.
Словари
1.Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся.-2-е изд.,перераб.-М.: Просвещение,1989.-383с.
2. Ожегов С.И.Словарь русского языка:70000 слов/под ред.К.Ю.Шведовой.-22-е изд.-М.:Рус.яз.,1990.-921с.
3. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы.-35-е изд.-М.:Просвещение,1980.-224с.
4.Орфоэпический словарь. Серия энциклопедия русского языка./ ред.Т.Н. Гурьева. -М.: Мир книги, 2003.-400с.
5.Словарь иностранных слов. / ред.Т.Н. Гурьева. -М.: Мир книги. 2003.-416с.
6.Словарь синонимов./ред.А.П.Евгеньева. -Ленинград: Наука, 1975
7.Словарь сочетаний. Серия энциклопедия русского языка. /ред. Б.А. Зильберт. -М.: Мир книги,2003.-416с.
8.Словарь трудностей. Серия энциклопедия русского языка. / ред.Т.Н. Гурьева. -М.: Мир книги,2003.-416с.
9.Фразеологический словарь. Серия энциклопедия русского языка/ред.Гурьева Т.Н.-М.: Мир книги,2003.-384с.
10.Школьный словарь иностранных слов./сост.А.А.Медведев.-М.: Центрополиграф, 2011.-607с.
11.Школьный этимологический словарь./сост. И.С.Пигулевская.-М.: Центрополиграф, 2008.-543с.
12.Энциклопедия русского языка. Слитно, раздельно, через дефис. / ред.Т.Н Гурьева.-М.: Мир книги,2003.-416с.
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Сроки проведения урока | Примечания |
план | факт |
1 | Структура экзаменационной работы в формате ГИА | 1 | | | |
2 | Знакомство с критериями оценивания заданий с развернутым ответом | 1 | | | |
Часть №1 |
3 | Сжатое изложение. Что такое микротема | 1 | | | |
4 | Сжатое изложение. Отработка приема «Исключение» | 1 | | | |
5 | Сжатое изложение. Отработка приема «Обобщение» | 1 | | | |
6 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема «Упрощение» | 1 | | | |
7 | Выбор приемов сжатия текста | 1 | | | |
Часть №2 |
8 | Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценивания. Структура сочинения на лингвистическую тему | 1 | | | |
9 | Учимся формулировать тезис | 1 | | | |
10 | Учимся аргументировать | 1 | | | |
11 | Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему | 1 | | | |
12 | Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания | 1 | | | |
13 | Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения | 1 | | | |
14 | Учимся аргументировать | 1 | | | |
15 | Учимся писать вывод сочинения-рассуждения | 1 | | | |
16 | Фактические ошибки | 1 | | | |
17 | Речевые ошибки | 1 | | | |
18 | Грамматические ошибки | 1 | | | |
Часть№3 |
19 | Понимание текста. | 1 | | | |
20 | Лексическое значение слова. | 1 | | | |
21 | Выразительные средства. | 1 | | | |
22 | Фонетика. | 1 | | | |
23 | Правописание корней. | 1 | | | |
24 | Правописание приставок. | 1 | | | |
25 | Правописание суффиксов. | 1 | | | |
26 | Синонимы. | 1 | | | |
27 | Словосочетание. | 1 | | | |
28 | Грамматическая основа предложения. Сложноподчиненное предложение | 1 | | | |
29 | Предложения с обособленными членами. | 1 | | | |
30 | Знаки препинания в простом осложненном предложении. | 1 | | | |
31 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | | | |
32 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | | | |
33 | Сложные предложения с различными видами связи. | 1 | | | |
34 | Сложные бессоюзные предложения. Демоверсия – ОГЭ 2015 | 1 | | | |