Гибкость и методика ее воспитания.
1. Гибкость - физическое качество. Гибкость - это способность выполнять движение с большой амплитудой в 1-4 классах. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. В научных, исследованиях ее обычно измеряют в угловых градусах; в практике пользуются менее точными линейными мерами. Для гибкости предложено большое число способов и приборов - Н.А.Герасимова, Е.П. Васильева, Диллон и Дефибо) и других. Я же на уроках использую три метода измерения гибкости:
а) Наклон из положения сидя на полу так, чтобы пятки находились на линии А - В - расстояние между пятками 20-30 см, ступни вертикально.

б) Стоя на гимнастической скамейке и.п. ноги: вместе, наклон вперед — вниз, руки опускаются вниз, кисть расправлена. Касание ребра скамейки кончиками пальцев оценка - 3, пальцы кистей рук опускаются за ребро - 4, кисти рук «уходят» за ребро скамейки - 5. Колени должны быть прямые, фиксируются учителем или партнером. При таком учете гибкости, учащиеся сами видят результат выполнении упражнения, не только свой, но и могут оценить одноклассников.
в) Стоя на полу, и.п. - ноги вместе, наклон вниз, кончики пальцев касаются пола отметка -3, пальцы ложаться под прямым углом по отношению к тыльной стороне ладони - 4, кисти рук полностью ложатся на пол – 5, выполняется с фиксацией коленных суставов партнером, учителем.
Гибкость бывает активная и пассивная.
Активная - способность достигать больших амплитуды движения в каком либо суставе за счет активности мышечных групп проходящих через этот сустав, амплитуда подъема ноги в упражнении равновесия на одной - «ласточка».
Пассивная гибкость определяется наибольшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешнего усилия, пример: наклон вперед, сидя на полу, партнер оказывает давление на спину.
Показатели активной гибкости менее соответствующих показателей пассивной гибкости. Гибкость зависит от эластичности (податливости) мышц и связок. Эластичные свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием нервной системы например: при эмоциональном подъеме, выполняя упражнение на оценку гибкость увеличивается.
Существенную роль в ограничении подвижности суставов играет возбуждение растягиваемых мышц имеющие, вероятно, охранительную природу. С ростом гибкости растягиваемые мышцы начинают возбуждаться при больших амплитудах движения, их активность при этом снижается. Гибкость не зависит от особенностей телосложения, в частности от длины пропорций тела.
Для активной гибкости большее значения имеет так «активная недостаточность мышцы» (М.Ф. Иваницкий) т.е. падение сократительной мышцы при ее значительном укорочении.
Гибкость зависит от внешней температуры среды: при повышении температуры она увеличивается. На гибкости больше чем на других физических качествах, сказывается суточная периодика. В утренние часы гибкость снижена. Колебание гибкости под влиянием разных условий (температура, время дня, сезон) обязательно учитываются при тестировании, выполнении упражнений на оценку, проведении уроков и тренировочных занятий. При неблагоприятных условиях, ведущих к снижению гибкости, увеличиваю время разминки.. Измерив гибкость у детей начальной школы (1-4 кл.) в различных условиях, получил такую картину: в 9.00 утра + 10, в 12.00 часов дня +13,после пребывания в холодной среде +12, после 10 - минутной двигательной разминки в 13.00 дня +20,после окончание занятий в 14.00 часов дня (после пятого урока) +15.
Существует мнение, что у детей гибкость больше, чем у взрослых. Это не всегда так. Гибкость достигает качества и максимума к 15-16 в некоторых суставах и движениях максимальная подвижность в суставах в детском возрасте легче, чем в старшем.
Гибкость отрицательно связана с силой: занятия силовыми упражнениями могут вести к ограничению подвижности в суставах суставы как бы стопорятся, вот поэтому в младшем и среднем возрасте никогда не нагружаю детей силовыми упражнениями, максимального уровня. Однако это отрицательное влияние можно преодолеть если рационально сочетать упражнения на «гибкость» и на «силу» можно добиться высокой степени развития физических качеств. В процессе развития физических качеств не следует добиваться предельного развития гибкости. Ее нужно развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений, (иначе может развиться заболевание суставов и связок). Величина гибкости должна несколько превосходить ту максимальную амплитуду, с которой выполняется («запас гибкости»).
Наибольшее значения имеет подвижность позвоночного столба» а в особенности его грудного отдела, тазобедренных и плечевых суставов.
2. Методика развития гибкости. Для развития гибкости на растягивание, они делятся на две группы активные движения и пассивные.
1)простейшие наклоны- на счет «раз»- наклон; на счет «два» - выпрямится
2)пружинистые движения - на счет- «раз», «два», «три» - наклоны на счет «четыре» - выпрямиться;
3) Маятниковые движения (вперед, назад, в. сторону)
Ко второй группе (пассивные) отношу упражнения с само захватами, а так же с помощью. Степень этих упражнений и их воздействие соответствует их перечислению, в такой последовательности их включаю в комплексы разминки. Помимо названных использую статические упражнения, даю задания сохранить неподвижность тела в условиях максимальной амплитуды. Пассивные статические упражнения (поза сохраняется, за счет внешних усилий) несколько менее эффективны, чем активные. Активные статические упражнения весьма действенны, их использую в воспитании гибкости, как дополнительное средство (задания на дом) мышцы сравнительно мало растяжимы. Если пытаться растянуть их в одном движении, например, сделав максимальный наклон вперед - то эффект будет очень малым, а от повторения к повторению следы упражнения суммируются, и если сделать несколько десятков наклонов, то увеличение амплитуды будет вполне заметным. Мышцы, которые ограничивали движение, станут сопротивляться к растягиванию. Поэтому упражнения на растягивание даю выполнять сериями. На занятиях упражнения даю до появления легкой болезненности в мышцах, это и есть сигнал к прекращению работы. Упражнения на растягивание дадут больший эффект если их выполнять ежедневно и даже несколько раз.
Учащимся, которым нужно дополнительно развивать гибкость даю задания на дом и советую при подготовке других домашних заданий, делать перерыв с выполнением заданных упражнений мною). Если же цель - поддержание гибкости, можно ограничится облегчёнными заданиями. Задание на дом, для развития гибкости и поддержания её даю индивидуально, предварительно разъясняю и показываю, несмотря на то, что в утренние часы гибкость у всех снижена, упражнения так же эффективны, как и в другое суток. На уроках их включаю в разминку, либо даю в конце основной части, в зависимости от темы урока. Прежде, чем дать упражнения на гибкость, нужно чтобы занимающиеся были хорошо разогреты.
Мышцы после хорошей разминки в разогретом состоянии находятся недолго, при комнатной температуре не более 10 минут. При занятиях на свежем воздухе - обязательно это учитываю. Можно конечно увеличить время разогрева, т.е. сохранить тепло (одеть теплую одежду).
После активных упражнений гибкость сохраняется дольше, чем после пассивных, поэтому когда в плане урока – упражнения для развития гибкости, даю в основном активные упражнения, с большей дозировкой, с меньшими паузами.
Поскольку гибкость лучше развивается в детском и подростковом возрасте, основную работу по ее воспитанию планирую с 1-го по 8-ой классы, дальше идет совершенствование, поддержание гибкости. Индивидуально, отдельным учащимся даю упражнения на развитие гибкости. Если правильно организовать процесс по развитию и воспитанию гибкости на уроках физического воспитания, то в последующие годы надо будет лишь поддерживать гибкость на достигнутом ранее уровне и подвижность в суставах и эластичность мышц - обеспечены на долгое, долгие годы.
Учитель ФК _______ Котов В.Н.