Геометрические задачи как средство формирования творческой деятельности школьников.
Можно ли Творчеству научиться?
Что предшествует обогащению мышления идеями, мыслями и знаниями?
Какие проблемы геометрического образования могут разрешиться?
Формирование навыков творчества в исследовательской деятельности учащихся задача необычайной сложности и актуальности. Сам процесс творчества всегда интересовал лучшие умы человечества. Достаточно назвать имена таких мыслителей и ученых как Платон, Р. Декарт, А. Пуанкаре, Д. Гильберт, А.Н. Колмогоров и многих других.
Представления о природе творчества менялись от эпохи к эпохе, если античная философия не отводила творчеству большого значения, по сравнению с гносеологией, то в эпоху Возрождения появился взгляд на человека, как на творца. В 18 веке И. Кант дал концепцию творчества, которую продолжил Шеллинг, утверждая, что творчество есть высшая форма жизнедеятельности. Более емкое определение творчества имеется у Д. Дьюи, писавшего, что творчество - это интеллектуально выраженная форма социальной деятельности, сообразительность ума, поставленного перед жесткой необходимостью решения определенной задачи.
Более обобщенное понятие творчества, по мнению большинства исследований психологов, творчество - это деятельность, порождающее нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую природу механизмов творчества и существуют в виде стадий:
- Логический анализ;
- Интуитивное решение;
- Вербализация решения;
- Формализация решения.
Полный цикл характерен в основном для научного творчества. Однако элементы этого цикла присущи творчеству, осуществляемого и в учебной познавательной деятельности.
В первую очередь очень важно разделять понятия творчество и искусство. Творчество, представляющее собой перемену представлений, идей, концепций и восприятия имеет очень мало общего с искусством. У художников, поэтов, артистов есть много талантов: особое восприятие, умение выражать испытываемые эмоции, эстетические чувства и т.д. Но создание новых идей – это нечто другое. Не обязательно быть художником, чтобы быть творческой личностью.
Несомненно, что путы, наложенные традиционным образованием, заставляющим ребенка осваивать тысячи единиц ненужной информации и стереотипов, серьезно мешают развиваться творчеству. Но снятие барьеров – только часть и очень незначительная часть условий, ведущих к становлению творческих личностей.
Мозг человека устроен настолько специфически, что по природе своей он не является творческим. Назначение мозга – выдавать определенные модели, унаследованные от предыдущего жизненного опыта и использовать эти модели в жизни. Если вы встаете утром и при этом вам нужно надеть 12 предметов одежды, то существует 39916800 различных путей, как вам одеться. Только установленный мозгом порядок дает вам возможность действовать.
Возможность творить – это не какой-то таинственный талант, данный только избранным, а умение, которое каждый может в себе выработать. Как и любыми навыками, творчеством можно овладеть и мера овладения зависит не только и не столько от определенных природных задатков, сколько от тренировки. Творчеству можно и нужно учиться.
Однако в процессе творчества, стадия логического анализа предшествует стадии интуиции, выдвигая гипотезу, особенно если это касается математического творчества. Здесь интуиция работает над опытом и знаниями, которые присутствуют в памяти. Из ранее полученных знаний и опыта каждый в свою деятельность привносит, непременно и личностный аспект. Можно сделать вывод, что для развития творческой деятельности в обучении знания преломляются с социальным опытом личности. А это формируется в памяти с помощью способности «Видеть в уме» (Неустроев Б.Ф. /Мандар Уус/ [3]), что означает воочию представить в уме образы, действия, процессы, явления ранее заложенных в архив памяти, что предшествует обогащению мышления идеями, мыслями и знаниями.
В школьной учебной деятельности геометрия, как раздел математики, особенно ярко выражает процесс овладения навыками творчества.
Геометрия – это, прежде всего, феномен общечеловеческой культуры, являющийся носителем собственного метода познания мира. Исторически и генетически геометрическая деятельность является первичной интеллектуальной деятельностью человечества в целом и каждого человека в отдельности.
Миссия геометрического образования - внести вклад в интеллектуальную деятельность учеников, развитие навыков творчества как залог успеха и процветания личности.
Между тем, актуальной является проблема геометрическое образование учащихся средних и старших классов, которая традиционно вызывает определенные затруднения учащихся. Почему же детям трудно дается данная область математики? Решение, доказательства геометрических задач, теорем является своего рода исследовательской деятельностью. Геометрическое мышление в своей основе является разновидностью образного, чувственного визуального мышления. При этом важно уметь воспроизвести то, что знаешь и понимаешь.
Объект исследования – процесс геометрического образования учащихся в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – создание условий для формирования навыков творчества в исследовательской деятельности учащихся посредством развития способности «видеть в уме».
Цель - формирование навыков творчества в исследовательской деятельности учащихся посредством развития способности «видеть в уме» в процессе геометрического образования.
Гипотеза основана на предположении, что одной из причин затруднений учащихся в процессе геометрического образования является не развитость в полной мере способности «видеть в уме», воочию представлять виды предметов или каких-либо действий в уме. «Видеть в уме» способствует развитию речи, глубокому логичному рассуждению, формированию интеллекта.
Отметим следующие технологические основы:
- содействовать развитию любознательности, усилению мотивационного, эмоционально - познавательного начала в процессе решения задач;
- воспитывать в процессе решения задач такие качества, как интеллектуальная честность, объективность, настойчивость, самостоятельность, способность к труду;
- ориентировать ученика на поиск красивых, изящных решений несколькими способами, способствующих формированию эстетического воспитания;
- воспитывать самостоятельность при решении задач, в результате которой учащиеся добывают геометрическое знание и развивают специальные качества и умения как интуицию, пространственное воображение, способность «видеть в уме».
Тем самым, решаются следующие методологические проблемы изучения геометрии:
- как приучить учащихся к ряду абстракций, необходимых при изучении геометрии;
- как добиться, чтобы курс геометрии приобрел в глазах учащихся стройность и систематичность;
- как приучить учащихся искать и находить путь доказательства и решения;
- как помочь учащимся самостоятельно отыскивать способы решения задач.
- как формировать творческие способности учащихся.
С физиологической точки сенситивным периодом изучения геометрии является возраст детей 8-12 лет, так как в этом возрасте доминирует развитие образного мышления, способность «видеть в уме».
Важнейшей педагогической проблемой является разрешение противоречия между первичностью пространственных форм с точки зрения процесса познания мира, их физической реальностью сравнительно с абстрактностью плоских фигур и традиционной логикой построения геометрических курсов, развивающихся от плоской геометрии к пространственной геометрии. Возможным путем разрешения такого противоречия является соответствующая специализация геометрического материала на трех этапах школьного обучения:
1 этап. 1-6 классы - введение единого курса математики с широкой геометризацией всего изучаемого материала с приоритетностью пространственных форм, в течение последних двух лет - выделение четкой геометрической линии через введение курса (раздела) "Наглядная геометрия".
2 этап. 7-9 кл. - полный систематический курс геометрии, теории планиметрии и стереометрии.
3 этап. 10-11 кл. – элективные курсы, программы которых определяются целями и потребностями соответствующих категорий школьников. Ввести целенаправленную работу в научно-исследовательской деятельности учащихся.
Для более эффективного развития способности «видеть в уме» учащихся посредством геометрических задач важен принцип систематичности и последовательности, потому в средних классах количество часов по геометрии необходимо увеличить до 3 часов в неделю.
Заключение. Как показывает педагогическая практика и собственный педагогический опыт завершение основного базового курса геометрии необходимо по окончании 9-го класса. В таком только случае возможно высвобождение в 10-11 классах времени для исследовательской и творческой работы. В настоящее время источников получения информации достаточно много - различные пособия, задачники, ресурсы интернет и т.д. Поэтому главной задачей преподавателя становится создание среды общения, обмена мнений, в итоге которого и зарождается творчество. По мере развития геометрического мышления посредством развития способности «видеть в уме» происходит не только возрастание логической составляющей, но и творческой мыслительной деятельности. Следовательно, усвоив все основы геометрии, старшеклассник вполне может самообучаться и саморазвиваться творчески.
Таким образом, говоря о будущем, мы должны признать, что процветание в нем будет зависеть не от владения информацией и технологиями, а от творчества, направленного на преобразование имеющегося и рождение новых идей и концепций. Принято утверждать, что на смену технологической культуре приходит информационная культура устройства общества, это не совсем точно, по нашему мнению, им на смену пришла эра культуры творчества - креативная эра.
Список использованной литературы:
Богушевский К.С. Вопросы преподавания геометрии в восьмилетней школе. - М.: Просвещение, 1964.
2. Казакова Е.И., д.п.н. профессор. Новое качество образования. С-Петербург, 2007.
3. Неустроев Б.Ф. /Мандар Уус/ «Ойуу тыла Айыы тыла» – Як.: Бичик, 2004.
4. Эдвард де Боно. Серьезное творчество. (Великобретания), 2006.
5. Захарова С.Н. Формирование навыков творчества в исследовательской деятельности учащихся посредством развития способности «видеть в уме» в процессе геометрического образования. с.Чапаево, Хангаласский улус, Республика Саха.