СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геометрические задачи как средство формирования творческой деятельности школьников

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Геометрические задачи как средство формирования творческой деятельности школьников

Просмотр содержимого документа
«Геометрические задачи как средство формирования творческой деятельности школьников»

Геометрические задачи как средство формирования творческой деятельности школьников.


Можно ли Творчеству научиться?

Что предшествует обогащению мышления идеями, мыслями и знаниями?

Какие проблемы геометрического образования могут разрешиться?


Формирование навыков творчества в исследовательской деятельности учащихся задача необычайной сложности и актуальности. Сам процесс творчества всегда интересовал лучшие умы человечества. Достаточно назвать имена таких мыслителей и ученых как Платон, Р. Декарт, А. Пуанкаре, Д. Гильберт, А.Н. Колмогоров и многих других.

Представления о природе творчества менялись от эпохи к эпохе, если античная философия не отводила творчеству большого значения, по сравнению с гносеологией, то в эпоху Возрождения появился взгляд на человека, как на творца. В 18 веке И. Кант дал концепцию творчества, которую продолжил Шеллинг, утверждая, что творчество есть высшая форма жизнедеятельности. Более емкое определение творчества имеется у Д. Дьюи, писавшего, что творчество - это интеллектуально выраженная форма социальной деятельности, сообразительность ума, поставленного перед жесткой необходимостью решения определенной задачи.

Более обобщенное понятие творчества, по мнению большинства исследований психологов, творчество - это деятельность, порождающее нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую природу механизмов творчества и существуют в виде стадий:

- Логический анализ;
- Интуитивное решение;
- Вербализация решения;
- Формализация решения.

Полный цикл характерен в основном для научного творчества. Однако элементы этого цикла присущи творчеству, осуществляемого и в учебной познавательной деятельности.

В первую очередь очень важно разделять понятия творчество и искусство. Творчество, представляющее собой перемену представлений, идей, концепций и восприятия имеет очень мало общего с искусством. У художников, поэтов, артистов есть много талантов: особое восприятие, умение выражать испытываемые эмоции, эстетические чувства и т.д. Но создание новых идей – это нечто другое. Не обязательно быть художником, чтобы быть творческой личностью.

Несомненно, что путы, наложенные традиционным образованием, заставляющим ребенка осваивать тысячи единиц ненужной информации и стереотипов, серьезно мешают развиваться творчеству. Но снятие барьеров – только часть и очень незначительная часть условий, ведущих к становлению творческих личностей.

Мозг человека устроен настолько специфически, что по природе своей он не является творческим. Назначение мозга – выдавать определенные модели, унаследованные от предыдущего жизненного опыта и использовать эти модели в жизни. Если вы встаете утром и при этом вам нужно надеть 12 предметов одежды, то существует 39916800 различных путей, как вам одеться. Только установленный мозгом порядок дает вам возможность действовать.

Возможность творить – это не какой-то таинственный талант, данный только избранным, а умение, которое каждый может в себе выработать. Как и любыми навыками, творчеством можно овладеть и мера овладения зависит не только и не столько от определенных природных задатков, сколько от тренировки. Творчеству можно и нужно учиться.

Однако в процессе творчества, стадия логического анализа предшествует стадии интуиции, выдвигая гипотезу, особенно если это касается математического творчества. Здесь интуиция работает над опытом и знаниями, которые присутствуют в памяти. Из ранее полученных знаний и опыта каждый в свою деятельность привносит, непременно и личностный аспект. Можно сделать вывод, что для развития творческой деятельности в обучении знания преломляются с социальным опытом личности. А это формируется в памяти с помощью способности «Видеть в уме» (Неустроев Б.Ф. /Мандар Уус/ [3]), что означает воочию представить в уме образы, действия, процессы, явления ранее заложенных в архив памяти, что предшествует обогащению мышления идеями, мыслями и знаниями.

В школьной учебной деятельности геометрия, как раздел математики, особенно ярко выражает процесс овладения навыками творчества.

Геометрия – это, прежде всего, феномен общечеловеческой культуры, являющийся носителем собственного метода познания мира. Исторически и генетически геометрическая деятельность является первичной интеллектуальной деятельностью человечества в целом и каждого человека в отдельности.

Миссия геометрического образования - внести вклад в интеллектуальную деятельность учеников, развитие навыков творчества как залог успеха и процветания личности.

Между тем, актуальной является проблема геометрическое образование учащихся средних и старших классов, которая традиционно вызывает определенные затруднения учащихся. Почему же детям трудно дается данная область математики? Решение, доказательства геометрических задач, теорем является своего рода исследовательской деятельностью. Геометрическое мышление в своей основе является разновидностью образного, чувственного визуального мышления. При этом важно уметь воспроизвести то, что знаешь и понимаешь.

Объект исследования – процесс геометрического образования учащихся в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – создание условий для формирования навыков творчества в исследовательской деятельности учащихся посредством развития способности «видеть в уме».

Цель - формирование навыков творчества в исследовательской деятельности учащихся посредством развития способности «видеть в уме» в процессе геометрического образования.

Гипотеза основана на предположении, что одной из причин затруднений учащихся в процессе геометрического образования является не развитость в полной мере способности «видеть в уме», воочию представлять виды предметов или каких-либо действий в уме. «Видеть в уме» способствует развитию речи, глубокому логичному рассуждению, формированию интеллекта.

Отметим следующие технологические основы:

- содействовать развитию любознательности, усилению мотивационного, эмоционально - познавательного начала в процессе решения задач;

- воспитывать в процессе решения задач такие качества, как интеллектуальная честность, объективность, настойчивость, самостоятельность, способность к труду;

- ориентировать ученика на поиск красивых, изящных решений несколькими способами, способствующих формированию эстетического воспитания;

- воспитывать самостоятельность при решении задач, в результате которой учащиеся добывают геометрическое знание и развивают специальные качества и умения как интуицию, пространственное воображение, способность «видеть в уме».

Тем самым, решаются следующие методологические проблемы изучения геометрии:

- как приучить учащихся к ряду абстракций, необходимых при изучении геометрии;

- как добиться, чтобы курс геометрии приобрел в глазах учащихся стройность и систематичность;

- как приучить учащихся искать и находить путь доказательства и решения;

- как помочь учащимся самостоятельно отыскивать способы решения задач.

- как формировать творческие способности учащихся.

С физиологической точки сенситивным периодом изучения геометрии является возраст детей 8-12 лет, так как в этом возрасте доминирует развитие образного мышления, способность «видеть в уме».

Важнейшей педагогической проблемой является разрешение противоречия между первичностью пространственных форм с точки зрения процесса познания мира, их физической реальностью сравнительно с абстрактностью плоских фигур и традиционной логикой построения геометрических курсов, развивающихся от плоской геометрии к пространственной геометрии. Возможным путем разрешения такого противоречия является соответствующая специализация геометрического материала на трех этапах школьного обучения:

1 этап. 1-6 классы - введение единого курса математики с широкой геометризацией всего изучаемого материала с приоритетностью пространственных форм, в течение последних двух лет - выделение четкой геометрической линии через введение курса (раздела) "Наглядная геометрия".

2 этап. 7-9 кл. - полный систематический курс геометрии, теории планиметрии и стереометрии.

3 этап. 10-11 кл. – элективные курсы, программы которых определяются целями и потребностями соответствующих категорий школьников. Ввести целенаправленную работу в научно-исследовательской деятельности учащихся.

Для более эффективного развития способности «видеть в уме» учащихся посредством геометрических задач важен принцип систематичности и последовательности, потому в средних классах количество часов по геометрии необходимо увеличить до 3 часов в неделю.

Заключение. Как показывает педагогическая практика и собственный педагогический опыт завершение основного базового курса геометрии необходимо по окончании 9-го класса. В таком только случае возможно высвобождение в 10-11 классах времени для исследовательской и творческой работы. В настоящее время источников получения информации достаточно много - различные пособия, задачники, ресурсы интернет и т.д. Поэтому главной задачей преподавателя становится создание среды общения, обмена мнений, в итоге которого и зарождается творчество. По мере развития геометрического мышления посредством развития способности «видеть в уме» происходит не только возрастание логической составляющей, но и творческой мыслительной деятельности. Следовательно, усвоив все основы геометрии, старшеклассник вполне может самообучаться и саморазвиваться творчески.

Таким образом, говоря о будущем, мы должны признать, что процветание в нем будет зависеть не от владения информацией и технологиями, а от творчества, направленного на преобразование имеющегося и рождение новых идей и концепций. Принято утверждать, что на смену технологической культуре приходит информационная культура устройства общества, это не совсем точно, по нашему мнению, им на смену пришла эра культуры творчества - креативная эра.

Список использованной литературы:

  1. Богушевский К.С. Вопросы преподавания геометрии в восьмилетней школе. - М.: Просвещение, 1964.

2. Казакова Е.И., д.п.н. профессор. Новое качество образования. С-Петербург, 2007.

3. Неустроев Б.Ф. /Мандар Уус/ «Ойуу тыла Айыы тыла» – Як.: Бичик, 2004.

4. Эдвард де Боно. Серьезное творчество. (Великобретания), 2006.

5. Захарова С.Н. Формирование навыков творчества в исследовательской деятельности учащихся посредством развития способности «видеть в уме» в процессе геометрического образования. с.Чапаево, Хангаласский улус, Республика Саха.