СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гимнастические упражнения как средство проведения занятий по ЛФК в специальных медицинских группах общеобразовательной школы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена исследованию, одной из основных задач которого являлась разработка и внедрение в учебный процесс групп ЛФК универсальных комплексов лечебных гимнастических упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Гимнастические упражнения как средство проведения занятий по ЛФК в специальных медицинских группах общеобразовательной школы»

Гимнастические упражнения как средство проведения занятий по ЛФК в

специальных медицинских группах общеобразовательной школы

Горякин А. С.


Согласно статистике, процент детей в специальных медицинских группах среди учащихся 3-х классов составляет 7%, в 11-х классах уже около 20%. Причин для этого больше чем достаточно. Обучение в младшей школе сопровождается с несоразмерной учебной нагрузкой на детский организм, в котором не хватает витаминов, йода, кальция. В некоторых случаях плохая вентиляция и освещение помещений, отсутствие должной двигательной активности, неудобные портфели и парты, плохое питание, неправильный режим дня. Следствие этого заболевания глаз, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, нервной системы и т. д.

Лечебная физическая культура уменьшает неблагоприятное действие на больного вынужденной пониженной двигательной активности, предупреждает осложнения, усиливает защитные реакции организма во время болезни, способствует развитию компенсаторных механизмов. При некоторых заболеваниях и повреждениях физические упражнения имеют первостепенное значение в восстановлении строения и функции поврежденного органа.

Согласно требованиям группы ЛФК в общеобразовательной школе должны комплектоваться по признакам определенного заболевания. Однако, как правило, в состав группы входят дети, имеющие различные виды патологии. Задачей специалиста по ЛФК в данном случае заключается в целенаправленном личностно-ориентированном подходе в работе с каждым ребенком.

Многообразный спектр методов и средств, применяющихся в лечебной физической культуре предоставляет широкие возможности для этого. Однако, описанные в литературе комплексы гимнастических упражнений, имеют узконаправленный характер и нацелены на решение лечебной задачи при каком-либо одном виде патологии. В этой связи наиболее удобным при проведении занятий с группами разнопатологической направленности представляется использование универсальных комплексов гимнастических упражнений, позволяющих одновременно решать задачи как лечебного, так и оздоровительно-профилактического характера на группе детей с различными заболеваниями.

В связи с этим на базе МБОУ №14 «Средняя общеобразовательная школа муницмпакльного образования городского округа Симферополь республики Крым», в 2015-2016 учебном году было проведено исследование, одной из основных задач которого являлась разработка и внедрение в учебный процесс групп ЛФК универсальных комплексов лечебных гимнастических упражнений.

В состав четырех экспериментальных группы вошли дети до 12 лет с нарушением осанки, плоскостопием и патологией зрения. Программа занятий в этих группах включала универсальные комплексы гимнастических упражнений широко направленного воздействия. Занятия проводились 3 раза в неделю, под руководством дипломированного специалиста по лечебной физкультуре.

Для решения задач формирования правильной осанки и коррекции имеющихся нарушений при сколиотических изменениях в составе комплекса предлагался блок общеразвивающих упражнений для мышц спины и брюшно­го пресса преимущественно в положении разгрузки позвоночного столба. Кроме того, для создания физиологических предпосылок восстановления правильного положения тела в комплекс включались упражнения для тренировки пояснично-подвздошных мышц и мышц ягодичной области.

Для коррекции деформации стоп при плоскостопии предлагался блок специальных гимнастических упражнений направленных на уменьше­ние имеющегося уплощения сводов, пронированного положения пятки и супинационной контрактуры переднего отдела стопы.

С этой целью использовались упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с увели­чивающейся общей нагрузкой, с сопротивлением, с постепенно увеличивающейся статической нагрузкой на стопы (с учетом достигну­той коррекции), упражнения с предметами (захват пальцами стоп шариков, карандашей и их перекладывание, катание подошвами ног палки и т.п.). специальные виды ходьбы на носках, на пятках, на наружном своде стоп, с параллельной постановкой стоп. Для усиления их корригирую­щего эффекта применяли специальные пособия - ребристые доски, скошенные поверхности и т.п.

Для исправления дефектов зрения в комплексе лечебной гимнастики использовался блок упражнений на расслабление глазных мышц способствующих устранению аномальной рефракции глаз.

Раз в квартал все учащиеся занимающиеся в группах ЛФК проходили медицинский осмотр по профилю заболеванию, и получали необходимые рекомендации от специалистов медиков. После получения таких рекомендаций инструктора ЛФК корректировали свою деятельность по отношению к данному ребенку.

По результатам медицинского осмотра по окончанию первого квартала 2015 года (декабрь) из 40 детей занимающихся по экспериментальной программе были переведены в подготовительную группу 2 человека, в марте это число составило 4 , а в конце мая показатель уже равнялся 6 ученикам.

Таким образом, внедрение в программу занятий универсальных гимнастических комплексов разнопатологической направленности способствовало улучшению состояния здоровья 13 учащихся, т.е. положительный эффект составил 21%.

Полученный результат позволяет рекомендовать универсальные комплексы гимнастических упражнений для проведения занятий по ЛФК в специальных медицинских группах общеобразовательной школы.