РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования (повышения квалификации) «Тюменский областной институт развития регионального образования» Кафедра психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья
От движения к мышлению:
«Гимнастика мозга» - оптимальный путь развития психомоторики
Практическое пособие для слушателей профессиональной переподготовки
050715 – Логопедия и 020400 – Психология
Составитель:
доцент кафедры
психолого-педагогических технологий
охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО,
к.м.н. И.В. Яковлева
Рецензенты:
доцент кафедры теории и практики сестринского дела,
ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава,
к.м.н. Е.М. Сагадеева,
доцент кафедры естественно-математического
образования ТОГИРРО,
к.б.н. Л.П. Костерина
Тюмень 2010 Печатается по решению редакционно-издательского совета ТОГИРРО Ответственный редактор: Кускова М.В., к.пед.н., проректор ТОГИРРО Составитель: И.В. Яковлева – к.м.н., доцент кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО
Рецензенты:
Е.М. Сагадеева – к.м.н., доцент кафедры теории и практики сестринского дела, ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава
Л.П. Костерина – к.б.н., доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО,
От движения к мышлению: «Гимнастика мозга» - оптимальный путь развития психомоторики
Практическое пособие для слушателей профессиональной переподготовки
050715 – Логопедия и 020400 – Психология
Практическое пособие предназначено для слушателей профессиональной переподготовки
050715 – Логопедия и 020400 – Психология по дисциплинам «Невропатология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Анатомия и физиология ЦНС»
Пояснительная записка
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
По данным физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
М
озолистое тело (Рис.1) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Н
Рис.1 Продольный разрез головного мозга
арушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.
Нарушаются и пространственная ориентация, и адекватное эмоциональное реагирование, и координация работы зрительного и слухового восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Пальчиковые кинезиологические упражнения в данном пособии можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.
Упражнения необходимо проводить ежедневно.
С начала детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами («гусь-курица-петух»), произносимыми вслух или про себя.
Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.
Левое полушарие – логическое выделяет в каждой проблеме важнейшие ключевые моменты, а правое полушарие – творческое – схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.
Взгляните на этот список, где условно разделены сферы специализации каждого из них, и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности.
Левое полушарие:
отвечает за логически-аналитическое мышление;
анализирует факты;
обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление);
обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза);
обрабатывает вербальную информацию, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму;
запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание;
понимает только буквальный смысл того, что слышим или читаем;
планирует будущее;
контролирует движения правой половины тела;
отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки;
отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами;
отвечает за планирование;
Правое полушарие:
отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки;
отвечает за интуицию и интуитивную оценку;
может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации);
реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа);
обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах;
запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать совокупность черт как единое
способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора. Воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию;
ориентируется в настоящем;
контролирует движения левой половины тела;
отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке;
отвечает за воображение, фантазии и мечты; художественное творчество и способности к изобразительному искусству;
отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции.
Изложенная выше специализация полушарий головного мозга справедлива для 95% людей. В их число входят практически все правши. Специализацию же полушарий у левшей, которые составляют примерно 10%, определить труднее.
Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.
Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?
При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисоном, основателем учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинезис»? – движение, «логос» – наука).
Пол Деннисон и его жена Гейл обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга». Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия. «Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.
Несколько упражнений из комплекса:
Массаж ушных раковин
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
Колечко
Поочередно, и как можно быстрее, перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Кулак-ребро-ладонь
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом?– левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Лезгинка
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Ухо – нос
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Змейка
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Зеркальное рисование
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
В результате систематического выполнения кинезиологических упражнений у детей улучшились память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю.










Далее описаны упражнения Гимнастики Мозга, которые помогают развитию специфических навыков.
«Ленивые восьмерки» для письма
Ленивые восьмерки для письма это письменное упражнение, специально разработанное для улучшения письменной коммуникации. «Ленивые восьмерки» для письма прекрасно помогают установить необходимый ритм для улучшения координации «руки-глаза». Чтобы сделать это упражнение, надо нарисовать символ «бесконечности» (восьмерка «на боку») на доске или бумаге непрерывающимся движением. Начинайте от центра, затем двигайтесь против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру; затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центральной точке. Каждой рукой рисуется пять или более «восьмерок», а затем пять или более - обеими руками вместе. Лучше всего рисовать восьмерки крупно (но в пределах поля зрения), чтобы стимулировать крупные мышцы, и на какой-либо поверхности, чтобы стимулировать тактильную чувствительность. Это действие способствует расслаблению мышц кистей, предплечий и плеч, а также облегчает процесс слежения глазами.
Вы можете почувствовать интеграцию, которую дает это упражнение, думая о чем-то, что вам надо сообщить письменно. Обратите внимание на внутренние ощущения. Насколько сильно вы сжимаете ручку, когда начинаете писать? Ясны ли вам ваши мысли? Напишите несколько предложений и заметьте, свободно ли текут ваши мысли, или вам трудно передать то, что хотите сказать. Теперь нарисуйте горизонтальную восьмерку во весь размер листа (формат А4) как то было описано выше. После этого снова напишите несколько предложений, обращая внимание на то, как сильно вы сжимаете ручку, насколько ясны ваши мысли и легко ли удается вам передать то, что вы хотите.
«Ленивые восьмерки» очень помогают в периоды творческого застоя. Ученикам они могут помочь во время выполнения контрольных работ. Если они начинают испытывать стресс и видят, что их мышление стало гомолатеральным (Гомолатеральное мышление – ограничивающееся чрезмерным функционированием либо левого, либо правого полушария), они просто рисуют несколько «Ленивых восьмерок» пальцами на парте и вновь обретают перекрестно-латеральную интеграцию. В таком состоянии найти решение гораздо легче.
«Ленивые восьмерки» для глаз
«Ленивые восьмерки» для глаз похожи на «Ленивые восьмерки» для письма, за исключением того, что при их выполнении внимание фокусируется на движениях глаз и системе координации «руки-глаза», и «глаза-руки». Эти «Ленивые восьмерки» заключаются в слежении глазами за движущимся большим пальцем, описывающим «8-ку» (как знак бесконечности) в горизонтальном поле видения. Чтобы проделать это, выставьте руку вперед, поднимите большой палец на уровне переносицы в переднем зрительном поле, примерно на расстоянии локтя и начните движение по форме «Восьмерки». Движения должны быть медленными и осознанными для достижения максимальной мышечной концентрации. Держите голову прямо и расслабленно. Следите при этом за движением большого пальца только глазами. Большой палец начинает движение от центра зрительного поля и идет вверх по краю поля видения, далее следует против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Затем аналогично по часовой стрелке -вправо и вверх, и обратно в центр. Движение необходимо повторить как минимум по три раза каждой рукой, плавными и непрерывными движениями. После этого сцепите руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образовывают перекрестие («X»). Сосредоточившись на центре перекрестия, проделайте «Ленивую Восьмерку», теперь уже двумя сцепленными руками.
Упражнение эффективно усиливает наружные глазные мышцы, способствуя развитию и миелинизапии нервных сетей, идущих от зоны, ответственной за центральное зрительное и точное моторное слежение. Оно также устанавливает схемы координации «глаза -руки» и «руки-глаза».
Рисунок «Ленивой восьмерки» также может быть изображен в трехмерном варианте, приближаясь и удаляясь от глаз. Фигура восьмерки этой версии упражнения повернута на 90°, так что она теперь располагается перпендикулярно телу. Это упражнение тренирует внутренние мышцы глаз, которые отвечают за положение хрусталика и размер зрачка. Начиная от центра зрительного поля, двигайте руку (большой палец направлен вверх) вперед от тела, очерчивая «дальнее» кольцо «Восьмерки», а затем – от ее центра к глазам, очерчивая «ближнее» кольцо восьмерки. Это движение, как и предыдущее, должно быть плавным и непрерывным: двигаться должны только глаза и рука. Вначале упражнение выполняет одна рука, потом другая и, наконец, обе вместе в позиции «замка». Люди, которые носят очки могут, если хотят, снять их, чтобы поле зрения не было ограничено оправой. При правильном выполнении упражнения вы должны чувствовать максимальное движение мышц обоих глаз. Если у вас мышцы глаз слабые, то вы должны испытать ощущения, словно после гимнастики для глаз – это упражнение часто сложно дается людям, которые испытали сильный стресс. Одна моя ученица, которая подвергалась сексуальному насилию в течение многих лет, могла сделать только несколько «восьмерок», ибо испытывала при этом боль в глазах. Она не могла читать, потому что в хроническом состоянии стресса внешние мышцы глаз стали сильнее, ибо были вынуждены обеспечивать периферическое зрение, а внутренние мышцы, наоборот, очень ослабли. В таком состоянии она не могла осуществить двумерное ямочное фокусирование или проследить взглядом за строками страниц. При настойчивых тренировках путем выполнения данного упражнения через месяц развитие глазных мышц стало более сбалансированным, и она, наконец, смогла осуществить «ямочное» фокусирование и начала читать.
«Ленивые восьмерки» – важное коррекционное упражнение после работы на компьютере. Оно снимает усталость глаз, напряжение в мышцах шеи и боль в спине. Каждый раз после «Ленивых Восьмерок» я чувствую, как глаза и плечи расслабляются, и я могу продолжить работу.
«Слон»
Это одно из наиболее интегрирующих упражнений Гимнастики Мозга. При его выполнении левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, затем левая рука вытягивается, как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля и идя вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движениями кончиков пальцев. Для большего эффекта упражнение надо выполнять медленно от 3 до 5 раз левой рукой и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
«Слон» активизирует и балансирует всю целостную системы «интеллект-тело». Движение осуществляется, в основном, центральными мышцами корпуса, что воз6уждает вестибулярный аппарат, особенно полукружные каналы уха. Упражнение также задействует координацию «руки-глаза». Оно активизирует работу базального ганглия лимбической системы, мозжечка, сенсорных и моторных зон коры и, особенно, лобных долей мозга. Зрительная информация, поступающая в мозг, активизирует затылочную долю. А если к этому упражнению добавить «слоновьи звуки», то возбуждаются слуховые механизмы височных долей мозга.
Люди, страдающие хроническими инфекциями уха, с большим трудом выполняют это упражнение. Вместе с тем, они очень скоро убеждаются в результате: через несколько недель у них улучшается чувство равновесия. Если делать упражнение регулярно, оно будет стимулировать весь вестибулярный аппарат, восстанавливая нервные сети, которые были повреждены из-за инфекции. Слон очень рекомендуется людям с нарушением концентрации внимания, так как упражнение способствует пoлнoцeннoй aктивизaции ретикyляpнoй формации и улучшает внимание.
«Думающий колпак»
«Думающий колпак» активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти. Для того чтобы сделать это упражнение, надо оттягивать ушные раковины, слегка выворачивая их и продвигаясь сверху вниз, несколько раз. Возможно, вам будет интересно проделать следующий эксперимент: закройте глаза и на несколько минут напрягите слух. Слышите ли вы одинаково обоими ушами? Не кажется ли одно ухо больше, чем другое, и не слышите ли вы им яснее, чем другим? Не кажутся ли какие-нибудь звуки приглушенными? Если вокруг вас шумно, способны ли вы вычленить отдельные звуки? Теперь сделайте «Думающий Колпак» по три раза с каждым ухом и отметьте разницу».
Связь между слухом в височной доле и памятью в лимбической системе очень сильна. Мои студенты в Гавайском Университете выяснили, что «Думающий Колпак» очень помогает им, когда необходимо вспомнить какую-либо техническую информацию для реферата или теста. Они делали это упражнение каждый раз, когда я говорила им: «Я прошу вас запомнить эту информацию». Часто, когда я не могу вспомнить имя автора или ссылку для статьи, я делаю «Думающий Колпак», и ответ сам всплывает у меня в памяти. Простое действие физического стимулирования тактильных рецепторов наружного уха пробуждает весь механизм слухового восприятия.
«Энергетическая зевота»
Для выполнения Энергетической зевоты нужно массировать мышцы вокруг зоны челюстно-височного сустава. Этот сустав находится прямо перед ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти. Через этот сустав проходят стволы пяти основных черепных нервов, которые собирают сенсорную информацию от всего лица, глазных мышц, языка и рта, активизируют все мышцы лица, глаз и рта при жевании и воспроизведении звуков.
Н
а рис. 2 показаны сенсорные и моторные центры, занимающие большую область коры. Когда мы находимся в состоянии стресса, наша челюсть часто сжимается, и передача нервных импульсов через эту область снижается. Энергетическая зевота расслабляет все лицо и поэтому поступление сенсорной информации происходит более эффективно. Она также способствует более эффективной коммуникации и ясному звучанию.
Рис. 2 Лимбическая система – структурная основа эмоций по Дж. Папецу
Если у детей возникают проблемы с чтением, возможной причиной этого является то, что их глаза работают несогласованно. Из-за стресса дети также могут плохо слышать. Напряжение в височно-нижнечелюстном суставе может мешать им разговаривать, что также отражается на мышлении. Энергетическая зевота оказывает на таких детей потрясающее действие. Благодаря расслаблению мышц и облегчению функционирования нервов челюстно-височного сустава, улучшаются все связанные с ними функции глаз, лицевых мышц и рта.
«Помпа»
Стресс может вызвать рефлекс, называемый «защитой ахиллова сухожилия» («Тендон Гуард рефлекс»), который вызывает напряжение и укорочение икроножной и камбаловидной мышц. Помпа – растягивающее упражнение, которое способствует расслаблению этих мышц. Благодаря чему спинномозговая жидкость течет внутри центральной нервной системы более свободно. Вследствие этого легче протекает и коммуникация.
Целью этого упражнения является удлинение икроножной мышцы. Держитесь за спинку стула, стойте прямо; одну ногу выставьте вперед и согните колено, а другую отведите назад примерно на 30 см. и расположите на носочке. Глубоко вдохните, а когда будете выдыхать, опустите пятку ноги, расположенной позади, на пол, одновременно сгибайте колено ноги, выставленной вперед. Тело должно оставаться в прямом положении, не наклоняясь вперед. Такие «растяжки» часто делают бегуны. Повторение «Помпы» несколько раз расслабит икроножную и камбаловидную мышцы и, таким образом, нейтрализует рефлекс «защиты ахиллова сухожилия».
Родители могут помочь ребенку сделать «Помпу». Ребенок ложится на спину, а родитель кладет обе руки на нижние поверхности стоп его ног, мягко надавливает на часть стопы около подъема и, таким образом растягивают икроножную мышцу. Многие дети любят «толкаться» одновременно двумя ногами, особенно если их просят «Оттолкни меня, если сможешь» или «Толкни меня посильнее». Сокращение икроножной мышцы при толкании способствует более глубокому растягиванию при расслаблении. Упражнение связано с вербальными навыками, и, что интересно, сильно облегчает коммуникацию детей с дефектами речи или симптомами аутизма.
«Энергетизатор»
«Энергетизатор» – растягивающее мышцы корпуса тела упражнение, сопровождающееся глубоким дыханием, повышающим уровень кислорода в крови; расслабляет мышцы шеи и плеч и способствует усилению тока спинномозговой жидкости в центральной нервной системе. «Энергетизатор» помогает пробудить весь организм, особенно после утомительной работы за компьютером или долгого сидения.
Чтобы выполнить «Энергетизатор», положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди, ощущая растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди. Упражнение, если выполнять его 10 -15 минут, стимулирует и повышает концентрацию внимания. Тело совершает движение, активизирующее вестибулярный аппарат, «пробуждает» мозг, расслабляет плечи, что способствует улучшению слуха, и увеличивает циркуляцию кислорода, облегчая тем самым функционирование нервной системы. Это еще одно незаменимое упражнение при работе за компьютером. Его название говорит само за себя, после него мы чувствуем себя активными, полными энергии и готовыми к обобщению своих мыслей.
«Латеральное переобучение» по Деннисону
Ползание в младенческом возрасте, как давно известно, играет решающую роль в активизации сенсорного восприятия и учения. При ползании воспроизводятся движения, пересекающие серединную линию тела и возбуждающие оба полушария мозга. Перекрестно-латеральные движения помогают нам развить способности, включающие доступ ко всей сенсорной информации (слуховой, зрительной, осязательной) от обеих сторон тела. (Позже ходьба объединяет все ранние стадии развития от новорожденности до одного года).
Доктор Деннисон обнаружил, что некоторые из его пациентов не могли делать «Перекрестные шаги», однако успешно выполняли «гомолатеральные» движения (т.е. односторонние, когда одновременно движутся рука и нога одной и той же стороны тела). Такие люди обычно использовали одно полушарие мозга в определенный момент и страдали от неспособности к полному сенсомоторному функционированию. Деннисон также обнаружил высокий уровень корреляции между неспособностью делать «Перекрестные шаги» и проблемами учения.
Техника «Латерального переобучения» по Деннисону – это серия специфических упражнений, которые восстанавливают эффективное, интегрированное выполнение перекрестно-латеральных движений, зрение и слух. Упражнения «Латерального переобучения» (некоторые из которых гомолатеральные, т.е. задействуют только одну сторону тела) выполняются под руководством квалифицированного инструктора. Они позволяют обучаемому почувствовать неэффективность гомолатеральных движений и гомолатеральной обработки сенсорной информации. Взамен им предлагаются более эффективные перекрестно-латеральные движения и упражнения, выполнение которых облегчает процесс учения. Преображение мальчика с синдромом Дауна, который учил числа, – это убедительный пример этого изящного минимального сопровождения его развития с помощью этой техники.
Несмотря на кажущуюся простоту, для успешного выполнения «Латерального Переобучения по Деннисону» требует некоторой тренировки и определенной глубины понимания. Поэтому в этой книге я не буду давать инструкций по его исполнению.
Гимнастика Мозга с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику, движениями балансирует равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацй моторной коры лобных долей мозга, а также базального ганглия и мозжечка. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли, включая премоторную и верхнюю премоторную кору.
Так как эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, то они помогают развитию «оборудования», необходимого для возможности обучения в течение всей жизни.
Гимнастика Мозга эффективна для всех, улучшает способность к обучению и качество исполнения любой деятельности и на любом уровне, во всем, что касается действий, включающих сознание: передачу идей, творчество и исполнение в любой области искусства, музыку, спорт и танцы, повышенную работоспособность. Благодаря тому, что упражнения Гимнастики Мозга снижают стресс, они также улучшают общее состояние здоровья.
Местом использования Гимнастики Мозга могут быть любые учебные классы – от дошкольного заведения до курсов повышения квалификации. Работая с людьми разного возраста по данной программе, я действительно никогда не встречалась с ситуацией, когда бы они не привели к хорошим результатам и не повысили эффективность учения. Они помогают молодым людям подготовиться к обучению, а пожилым - сохранить активное мышление и память. Но, пожалуй, самые значительные успехи в развитии я наблюдала у детей и взрослых с диагнозами «учебной неспособности», «гиперактивного расстройства с нарушением внимания», «отставания эмоционального развития», синдром Дауна. Гимнастика Мозга – это нелекарственный, простой и высокоэффективный метод. Он поддерживает точную «настройку» нашей системы и помогает глобальному учению и пониманию людей.
Далее предлагаются четыре типа упражнений в инструктивном изложении, т.е. так, как должны произносить инструкцию взрослые при индивидуальных или групповых занятиях с детьми.
1. Движения, пересекающие среднюю линию тела.
Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше.
1.1. Упражнение “Перекрестные шаги и прыжки” (можно под музыку или пение).
Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.
1.2. Упражнение “Ленивые восьмерки”.
Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно.
А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
1.3. Упражнение “Двойной рисунок”.
Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:
- навстречу друг другу;
- вверх - вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой - вниз, и наоборот;
- разводя в разные стороны.
1.4. Упражнение “Алфавит восьмерками”.
Выпишите буквы в ленивую восьмерку, размещая их следующим образом:
- симметричные, т. е. одинаковые, справа и слева в центр восьмерки, например: х, ф.
- асимметричные, с закруглением влево, в левую часть восьмерки, например: а, э.
- асимметричные, с закруглением вправо, в правую часть восьмерки, например: р, т.
Правильное расположение:
1.5. Упражнение “Слон”.
Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете). Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть .туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.
1.6. Упражнение “Вращение шеи”.
Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно и осторожно (!) вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.
1.7. Упражнение “Рокер” расслабляет бока после длительного сидения.
Сядьте на пол, на коврик. Откиньтесь назад на руки, массируйте бока и ягодицы, делая при этом раскачивающие движения кругами, назад и вперед до тех пор, пока напряжение не исчезнет.
1.8. Упражнение “Брюшное дыхание”, выполняется перед обедом для того, чтобы расслабиться и лучше переварить пищу.
Положите руку на брюшную область. Выдохните весь воздух короткими маленькими струйками, словно стремитесь удержать пушинку на лету. Сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. Ваша рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в легкие.
1.9. Упражнение “Перекрестный шаг сидя”. Сядьте на коврик. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено - правый локоть.
1.10. Упражнение “Энергизатор” помогает расслабиться.
Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.
2. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.
2.1. Упражнение “Сова”.
Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
2.2. Упражнение “Активизация руки”.
Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя.
2.3. Упражнение “Сгибание стопы ног”.
Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено.
2.4. Упражнение “Помпа икр ног”.
Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.
2.5. Упражнение “Гравитационное скольжение”.
Сядьте в кресло. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед, руки плавно опускайте вниз – выдох; выпрямляйтесь, поднимайте руки – вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперед, влево, вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую).
2.6. Упражнение “Заземлитель”.
Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох – выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге.
3. Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключать биллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела.
3.1. Упражнение “Кнопки мозга”, выполняется перед чтением.
Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.
3.2. Упражнение “Кнопки Земли”.
Сядьте удобно. Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой — к верхнему краю лобовой кости. Вдохните “энергию” глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.
3.3. Упражнение “Кнопки баланса”.
Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у основания черепа, а левую руку положите на пупок. “Вдохните” энергию. Минутой позже надавите в 'углублении за левым ухом и “выдохните” энергию.
3.4. Упражнение “Кнопки космоса”.
Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положите на копчик. Постойте так в течение минуты, “вдыхая” энергию вверх по позвоночному столбу.
3.5. Упражнение “Энергетическая зевота”.
Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение.
4.1. Упражнение “Крюки”. Поза, углубляющая позитивное отношение, поднимает настроение.
Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди – левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу.
Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты.
Вышеописанные 22 упражнения могут быть использованы целенаправленно для развития и тренинга определенных навыков и способностей:
активное слушание, т. е. слушание, включающее внутреннюю и внешнюю обратную связь (упражнения: 1.5; 3.2; 3.4);
понимающее чтение, т.е. чтение сосредоточенное, требующее восприятия и переработки языковой информации (упражнения: 1.2; 1.4; 2.3; 2.4; 2.5; 2.6; 3.4);
письмо, правописание (упражнения: 1.2; 1.3; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5);
математика, т. е. способность работать с многомерными и многонаправленными системами (упражнения: 1.3; 1.5; 1.6; 2.1; 2.4; 2.5; 3.1);
навыки выполнения домашних заданий, т. е. интерпретация внутренней речи, образов, относящихся к мышлению (упражнения: 1.1; 1.5; 1.6; 2.1; 2.2; 3.2; 3.3);
творческое мышление, т.е. способность интегрировать знания и мысли других людей в собственный опыт (упражнения: 1.1; 1.3; 1.7; 1.10; 2.2; 3.1; 3.2);
выполнение контрольных работ, т. е. способность выпустить из себя творчество в ответственный момент (упражнения: 1.3; 1.1; 1.8; 2.3; 3.3; 3.4);
быстрое чтение, т. е. способность быстро просматривать и бегло читать (упражнения: 1.1; 1.2; 1.4; 2.1; 2.2; 2.3; 2,4; 2.5; 2.6; 3.4);
навыки самосознания, образ «Я», способность сохранить самонаправленность в любых ситуациях (упражнения: 1.6; 1.9; 3.1; 3.3; 3.5; 4.1);
координация целостного движения тела для спорта и игры. Связь мозга и тела в принятии решений относительно движения (упражнения: 1.1; 1.7; 1.8; 1,10; 3.3; 3.4; 3,5).
В работе с детьми рекомендуем взрослым (педагогам, родителям) системно применять упражнения гимнастики мозга для тренинга определенных функций.
Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Высшим достижением взрослого, работающего по предлагаемой методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка с тем, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Например, при выполнении домашних заданий или контрольной работы.
Упражнения асинхронной гимнастики
Упражнение 1.
ИП – в положении сидя на полу (на коврике) вытянуть вперед прямые руки и ноги таким образом, чтобы ноги по всей длине – от бедер до икр и пяток – не касались пола. Мышцы брюшного пресса напряжены и поддерживают равновесие всего тела.
ТВ – вначале сделать одновременные движения кистями и стопами вверх-вниз – 20-25 раз. Затем переходим непосредственно к асинхронным движениям:
одновременно движение кистей вверх, стоп вниз и наоборот. 20-25 раз;
правые кисть и стопа – вверх, а левые – вниз, и наоборот. 20-25 раз;
правая кисть идет навстречу правой стопе, в то же время левая кисть и левая стопа – врозь – 20-25 раз.
Упражнение 2.
ИП – аналогично предыдущему упражнению.
ТВ – вначале, стараясь сохранить неподвижное положение вытянутых вперед рук и ног, производить движения кистей и ступней вправо-влево. 20-25 раз.
Затем асинхронные движения:
1)стопы – вправо, кисти – влево, и наоборот. 20-25 раз;
2)стопы – внутрь, кисти – наружу, и наоборот. 20-25 раз.
Упражнение 3.
ИП – аналогично Упражнению 1.
ТВ – вначале одновременные вращения кистями и стопами по часовой стрелке и против – 20-25 раз.
Затем асинхронные движения:
кисти вращаются по часовой стрелке, стопы – против, и наоборот. 20-25 раз;
кисть и стопа правой стороны тела вращаются в одну строну, кисть и стопа левой стороны – в другую. 20-25 раз;
кисть правой руки и стопа левой ноги вращаются в одну сторону, кисть левой руки и стопа правой ноги – в другую сторону. 20-25 раз.
Упражнение 4.
ИП – стоя.
ТВ – одной вытянутой рукой производят плавные свободные вращения перед грудью, второй – одновременно очерчивают равнобедренный треугольник. Счет произвольный.
Упражнение 5.
ИП – сидя, руки на уровне груди согнуты в локтях ладонями вниз.
ТВ – одна рука вращается по часовой стрелке, слегка разгибаясь в локтевом суставе, вторая – против.
Упражнение 6.
ИП – стоя.
ТВ – вытянутой рукой впереди себя описывают круг по часовой стрелке, в это же время кистью этой же руки очерчивают круг против часовой стрелки. Упражнение считается выполненным правильно, если все движения выполняются плавно, без рывков. Рука при этом не сгибается в локтевом суставе.
Упражнение 7.
ИП – стоя.
ТВ – выполняется так же, как и Упражнение 4, но дополнительно ногой описывают квадрат. Круг описывают на счет «2», треугольник – на счет «3» и, соблюдая правильные углы, выполняют 4 раза.
Упражнение 8.
ИП – стоя.
ТВ – громкий хлопок над головой и тихий удар об пол ногой. На счет до пяти сила удара постепенно меняется. Заканчивается упражнение тихим хлопком над головой и сильным ударом ногой.
Тест по теме: «Гимнастика мозга» – оптимальный путь развития психомоторики
Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое –
А. отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие
Б. отвечает за словесно-логическое мышление
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое
А. отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ
Б. музыкальное, художественно эстетическое развитие
Нарушение мозолистого тела нарушает
А. межполушарные связи
Б. нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и звукового восприятия с работой пишущей руки
В. ребенок не может читать и писать, одновременно воспринимая информацию на слух или глазами
Г. Все ответы правильные.
Список использованной литературы
Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. [Текст] / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2001.
Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери [Текст] / Д.В. Винникотт – Пер. с англ. Н.М. Падалко. – Независимая фирма «Класс», 1998.
Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача [Текст] / В.И. Гарбузов.– Л.: Медицина, 1990.– 176 с.
Дорошкевич, М.П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: (Мед.-пед. анализ механизма развития и рекомендации по профилактике): Учеб. пособие для студентов пед. специальностей высш. учеб. заведений [Текст] / М.П. Дорошкевич, В.В. Калюжный. – Мн.: Беларусь, 2004.– 203 с.
Ефимов, О.И.Школьные проблемы. Для умных родителей, педагогов и врачей [Текст] / О.И. Ефимов. – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2004.– 288 с.
Чимаров, В.М., Левитина, Е.В.Формирование здоровья субъектов образовательного процесса. Т 1 [Текст] / В.М. Чимаров, Е.В. Левитина – Тюмень, 2008.– С. 75-91, 194-219.
Бердова, О.С. Инновационный подход к организации физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. [Текст] // О.С. Бердова – Коррекционная педагогика –№4(34),– 2009.– С. 25-28
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике [Текст] / Сост. М.А. Поваляева.– Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 349 с.: ил.– (Познавайка).
Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи [Текст]./ О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг – М.: Теревинф, 1997.
Ратнер, А.Ю. Нарушения мозгового кровообращения у детей. [Текст] / А.Ю. Ратнер.– Издательство Казанского университета, 1983. – 144 с.
Семенович, А.В. Ланина, Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка – фундамент коррекции общего недоразвития речи [Текст] // А.В. Семенович, Т.Н. Ланина. – Практическая психология и логопедия, 2 (9), 2004. – С. 19-27.
Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы [Текст] / Н.В. Самоукина – Ярославль: Академия развития, 2002.
Уфимцева Л.П., Сафонова Л.М., Полежаева Е.Б. Коррекция и развитие двигательной сферы подростков с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития [Текст] // Л.П.Уфимцева, Л.М.Сафонова, Е.Б.Полежаева – Коррекционная педагогика,– №6 (18),– 2006.– С. 67-75.
Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I [Текст] / М.Ю.Веденина // Дефектология. – 1997.– № 2. – С. 31-40.
Веденина М. Ю., Окунева О. Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение II [Текст] / М.Ю.Веденина // Дефектология. – 1997. – № 3. – С. 15-20.
Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М., Генезис, 2001.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд. Института психотерапии, 2001.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития, 2002.
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., 1997.
Бадалян, Л.О., Журба, Л.Г., Тимонина, О.В. Детский церебальный паралич. / Л.О. Бадалян, Л.Г. Журба, О.В. Тимонина – Киев, 1988.
Ленченко, И.Ю., Приходько, О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001
Мамайчук, И.И., Шипицина, Л.М. Детский церебральный паралич./ И.И. Мамайчук, Л.М.Шипицина – Изд.: Институт общегуманитарных исследований, 2003.– 520 с.
Мастюкова, Е.М., Московкина, А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом/ Е.М. Мастюкова, А.Г. Московскина // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития,
2002.– №3.
Мастюкова, Е.М., Ипполитова, М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом./ Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова – М., 1985.
Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. Младенческий, ранний и дошкольный возраст./ Е.М. Мастюкова – М., 1991.
27