СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные члены предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения"

Цель: Формировать и развивать ценностное отношение совместной учебной деятельности по определению и применению главных членов предложения в письменной речи, сформировать представление о грамматической основе предложения, научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения»

Технологическая карта урока


ФИО учителя: Тихонова Елена Анатольевна

Класс: 3

УМК : «Начальная школа XXI века»

Предмет: русский язык

Тема: «Главные члены предложения»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: Формировать и развивать ценностное отношение совместной учебной деятельности по определению и применению главных членов предложения в письменной речи, сформировать представление о грамматической основе предложения, научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

ЗАДАЧИ: Образовательные: введение понятий «подлежащее», «сказуемое»; отработка алгоритма поиска главных членов предложения. познакомить учащихся с главными членами предложения. Развивающие: становление у учащихся умения определять цель деятельности на уроке, учить выдвигать, обосновывать и доказывать предположения. Воспитательные: становление интереса к предмету, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, воспитание навыка самоконтроля, культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формы организации деятельности уч-ся: Индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Методы обучения: Деятельностный, наглядно-словесный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, работа в парах, учебный диалог.

Педагогические технологии: Системно-деятельностный метод обучения, развивающая технология, здоровьесберегающая, личностно-ориентированное обучение, исследовательская.



Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- раскрывать значение понятий «словосочетание», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «грамматическая основа предложения» и использовать их в активном словаре;

- сформировать способность к определению главных членов предложения;

- развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу.




- принимать и сохранять учебную задачу;

- в сотрудничестве с учителем, классом учатся находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

- извлекать необходимую информацию из учебного текста;

- использовать знако-символические средства для решения учебной задачи;

-формулировать простые выводы на основе анализа;

- соблюдать орфографические нормы написания.

-черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, -использовать приобретённую информацию для решения задач.

- проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры.


-участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе;

-распределять роли, договариваться и принимать общее решение;

-проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. -строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других.

-пересказывать и создавать небольшие тексты повествовательного характера, строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем.


-ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности. -готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма.

-развивать учебно-познавательный интерес к процессу учения, к способам решения возникающих задач.

-самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.






Ход урока


Дидактическая структура урока





Цель, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Формы организации деятельности учащихся

(Ф-фронтальная;

И.-индивидуальная;

П.-парная;

Г.-групповая)

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Самоопределение к деятельности

(1–2 мин)

Формирование и развитие ЦО (ценностного отношения) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке


Звенит звонок, заливается!

Урок русского языка начинается!

Все готовы? Всё готово?

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка!


- Ребята, чтобы нам легко было работать на уроке, давайте дадим себе установку на последнюю букву алфавита

Организует учащихся на начало урока.








Показывает букву «Я»










Я - ………человек

Я - ………умею мыслить

Я - ………хочу быть грамотным

Я - ………умею слышать и слушать

Я - ………хочу учиться

И т.д.

фронтальная


Наблюдение учителя за организацией учащихся

2

Актуализация

знаний и мотивация

(2–3 мин)

Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

(1-2 мин)

Осознание необходимости получения новых знаний

Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания






На осенних листочках написаны буквы: в л а е г н ы
























Листья падают с дерева.







Проблемный вопрос

-Откройте тетради и запишите число, классная работа.


-Составьте из букв слово.


-Почему мы получили это слово?

-Что или кто может быть главным?

-Кто главный в стране?

-Какой город главный в нашей стране?

-Кто главный в школе?

-А что главное в слове?

- Какую тему мы с вами начали изучать на прошлых уроках?

- А что главное в предложении?

-Прочитайте следующую запись:


С дерева


-Понятен ли вам смысл этой записи?

-Почему?

--Назовите недостающие слова.

-Прочитайте, что получилось?

-Давайте попробуем убрать первый член предложения. Мысль остается?

-Давайте попробуем убрать второй член предложения. Мысль остается?

-Почему без вставленных слов не получались предложения?

Вывод: Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит построить предложение. Их назвали главными.
















ПРЕДЛОЖЕНИЕ











-Не понятен.


-Не хватает слов.

-листья падают




-Нет.



-Нет.


фронтальная


Наблюдение.

Беседа.

3

Постановка учебной задачи

(4–5 мин)

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, сформулировать тему и цель урока,



-Можем мы сформулировать тему и цели урока?

-Главные члены предложения

- уточним, какие члены предложения главные; расширим информацию о главных членах предложения; составим алгоритм нахождения главных членов; будем упражняться в нахождении главных членов предложения.


фронтальная



4

Построение проекта выхода из затруднения (7-8 мин)

выбрать способы разрешения проблемы.

Составление кластера




Стр.59 правило


- Так без каких слов не может существовать предложение?

- Какое второе название есть у главных членов?

- Что относится к главным членам предложения?

- Что такое подлежащее?




-Как подчеркивается?


-Что такое сказуемое?








-Как подчеркивается?


- Что главнее: подлежащее или сказуемое?





Грамматическая основа.

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? или что?

Одной чертой

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? что сделает?

Двумя чертами


Они оба главные, оба играют важную роль в предложении.

фронтальная


Беседа

Наблюдение


5

Первичное
закрепление во внешней речи (4-5 мин)

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности


Алгоритм нахождения главных членов предложения
1.- Прочитать внимательно предложение.

2. - Найти, о ком или о чем говорится в предложении.

3. - Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что?

4. - Подчеркнуть одной чертой.

5. - Найти слово, которое обозначает действие этого предмета.

6. - Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д.

7. - Подчеркнуть его двумя чертами.

8. - Прочитать грамматическую основу

- А сейчас попробуем составить алгоритм нахождения главных членов предложения.

- Для этого поработаем в группах. (у вас на столах лежат листки с предложениями, попробуйте по порядку составить алгоритм нахождения главных членов предложения).

Не забывайте о правилах работы в группе:








Проверьте. (На слайде)












- уважать чужое мнение;

- быть внимательным;

- не обижать и не обижаться

- слушать и слышать друг друга

- работать вполголоса


фронтальная





групповая


Наблюдение

самоконтроль


контроль с использованием электронных средств


ФИЗМИНУТКА

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

Солнце спит, и небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок-

Небо тучей заволок и деревья раскачал.

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крышам.

Солнце клонится все ниже,

Вот и спряталось за тучки,

Ни один не виден лучик.


Коллективная


6

Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону

(4-5 мин)

Умение применять алгоритмы

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий


КАРТОЧКИ

ИВА ЗАСЫПАЕТ ДОРОЖКИ УЗКИМИ ЛОДОЧКАМИ.

БЕРЁЗА СЫПЛЕТ ЗОЛОТЫЕ МОНЕТКИ.

КЛЁН РОНЯЕТ ЖЁЛТЫЕ И КРАСНЫЕ ЗВЁЗДЫ.

ДУБ СБРАСЫВАЕТ ТЁМНЫЕ ФОНАРИКИ.

-Попрактикуемся в определении главных членов предложения с использованием алгоритма.





-Проверка

(РАБОТА В ПАРЕ)

парная








фронтальная

Наблюдение

самоконтроль

взаимоконтроль

7

Включение
в систему знаний
и повторение

(7-8 мин)

Использование нового знания, правила в деятельности, в выполнении заданий

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий


Разноуровневые задания по русскому языку

1 уровень.

- Из данных слов составьте предложения.

Осень, золотая, наступила.

Листья, от, пожелтели, холода.

Ветер, холодный, дует.

-Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните.


2 уровень

- Из данных слов составьте предложения.

Осень, золотая, наступила.

Листья, от, пожелтели, холода.

Ветер, холодный, дует.

-Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните. Определите, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.


На столах разного цвета задания разной сложности. Каждый возьмет задание из конверта того цвета, которое он сможет выполнить.














Проверка


Выполняют задание.

Отрабатывают умение

находить главные члены

предложения, определяют порядок их следования.

Индивидуальная













фронтальная

Наблюдение

самоконтроль

взаимоконтроль


Домашнее задание


Умение применять знания в самостоятельной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению применять знания при выполнении домашнего задания и находить нужную информацию

уч. с.60 у.4 или Р.т.. с 24 у. 6


-Реши, какое задание для тебя принесёт больше пользы и выполни любое упражнение по выбору.




наблюдение

8

Рефлексия
деятельности
(итог урока)

(2-3 мин)

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения























Рефлексия результатов деятельности, обсуждение их практического применения в жизненных ситуациях





Рефлексия способов деятельности





Рефлексия эмоционального состояния и настроения

-Давайте подведем итог урока.


– Что происходит со словами разных частей речи в предложении?

 – Как вы понимаете выделить грамматическую основу предложения?

– Может ли предложения состоять только из грамматической основы? Приведите примеры.

- Верно. Вот мы с Вами открыли последнюю тайну нашего урока.


Что полезного и нового узнали для себя на уроке?

Как вы думаете, может ли существовать предложение с одним из главных членов?

На других уроках мы ещё к этому вопросу вернемся, и тогда, возможно, сможем ответить на этот вопрос.


Продолжите предложения:





Что для вас показалось сложным?

Что было интересным?



Урок наш окончен и выполнен план

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно, усердно трудились

И знания ваши всем нам пригодились





Они становятся членами предложения.

Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.



Может. Например: Птицы поют. Самолет летит и т.д.
















Я научился…

Я узнал на уроке…

Достигнута ли цель урока?



Ответы детей

Фронтальная





























индивидуальная

наблюдение

беседа
























самооценка