Предметные знания, предметные действия | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные |
- раскрывать значение понятий «словосочетание», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «грамматическая основа предложения» и использовать их в активном словаре; - сформировать способность к определению главных членов предложения; - развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу. | - принимать и сохранять учебную задачу; - в сотрудничестве с учителем, классом учатся находить несколько вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя | - извлекать необходимую информацию из учебного текста; - использовать знако-символические средства для решения учебной задачи; -формулировать простые выводы на основе анализа; - соблюдать орфографические нормы написания. -черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, -использовать приобретённую информацию для решения задач. - проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры. | -участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; -распределять роли, договариваться и принимать общее решение; -проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. -строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. -пересказывать и создавать небольшие тексты повествовательного характера, строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем. | -ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности. -готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма. -развивать учебно-познавательный интерес к процессу учения, к способам решения возникающих задач. -самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. |
| Дидактическая структура урока | Цель, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Формы организации деятельности учащихся (Ф-фронтальная; И.-индивидуальная; П.-парная; Г.-групповая) | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Самоопределение к деятельности (1–2 мин) | Формирование и развитие ЦО (ценностного отношения) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке | Звенит звонок, заливается! Урок русского языка начинается! Все готовы? Всё готово? Отправляемся мы снова В мир родного языка, Мы разгадывать готовы Его тайны до звонка! - Ребята, чтобы нам легко было работать на уроке, давайте дадим себе установку на последнюю букву алфавита | Организует учащихся на начало урока. Показывает букву «Я» | Я - ………человек Я - ………умею мыслить Я - ………хочу быть грамотным Я - ………умею слышать и слушать Я - ………хочу учиться И т.д. | фронтальная | Наблюдение учителя за организацией учащихся |
2 | Актуализация знаний и мотивация (2–3 мин) Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (1-2 мин) | Осознание необходимости получения новых знаний Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания | На осенних листочках написаны буквы: в л а е г н ы Листья падают с дерева. Проблемный вопрос | -Откройте тетради и запишите число, классная работа. -Составьте из букв слово. -Почему мы получили это слово? -Что или кто может быть главным? -Кто главный в стране? -Какой город главный в нашей стране? -Кто главный в школе? -А что главное в слове? - Какую тему мы с вами начали изучать на прошлых уроках? - А что главное в предложении? -Прочитайте следующую запись: С дерева -Понятен ли вам смысл этой записи? -Почему? --Назовите недостающие слова. -Прочитайте, что получилось? -Давайте попробуем убрать первый член предложения. Мысль остается? -Давайте попробуем убрать второй член предложения. Мысль остается? -Почему без вставленных слов не получались предложения? Вывод: Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит построить предложение. Их назвали главными. | ПРЕДЛОЖЕНИЕ -Не понятен. -Не хватает слов. -листья падают -Нет. -Нет. | фронтальная | Наблюдение. Беседа. |
3 | Постановка учебной задачи (4–5 мин) | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, сформулировать тему и цель урока, | | -Можем мы сформулировать тему и цели урока? | -Главные члены предложения - уточним, какие члены предложения главные; расширим информацию о главных членах предложения; составим алгоритм нахождения главных членов; будем упражняться в нахождении главных членов предложения. | фронтальная | |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (7-8 мин) | выбрать способы разрешения проблемы. | Составление кластера | Стр.59 правило - Так без каких слов не может существовать предложение? - Какое второе название есть у главных членов? - Что относится к главным членам предложения? - Что такое подлежащее? -Как подчеркивается? -Что такое сказуемое? -Как подчеркивается? - Что главнее: подлежащее или сказуемое? | Грамматическая основа. Подлежащее и сказуемое Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? или что? Одной чертой Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? что сделает? Двумя чертами Они оба главные, оба играют важную роль в предложении. | фронтальная | Беседа Наблюдение |
5 | Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин) | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности | Алгоритм нахождения главных членов предложения 1.- Прочитать внимательно предложение. 2. - Найти, о ком или о чем говорится в предложении. 3. - Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что? 4. - Подчеркнуть одной чертой. 5. - Найти слово, которое обозначает действие этого предмета. 6. - Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д. 7. - Подчеркнуть его двумя чертами. 8. - Прочитать грамматическую основу | - А сейчас попробуем составить алгоритм нахождения главных членов предложения. - Для этого поработаем в группах. (у вас на столах лежат листки с предложениями, попробуйте по порядку составить алгоритм нахождения главных членов предложения). Не забывайте о правилах работы в группе: Проверьте. (На слайде) | - уважать чужое мнение; - быть внимательным; - не обижать и не обижаться - слушать и слышать друг друга - работать вполголоса | фронтальная групповая | Наблюдение самоконтроль контроль с использованием электронных средств |
| ФИЗМИНУТКА | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни | Солнце спит, и небо спит, Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок- Небо тучей заволок и деревья раскачал. Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крышам. Солнце клонится все ниже, Вот и спряталось за тучки, Ни один не виден лучик. | | Коллективная | |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин) | Умение применять алгоритмы Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий | КАРТОЧКИ ИВА ЗАСЫПАЕТ ДОРОЖКИ УЗКИМИ ЛОДОЧКАМИ. БЕРЁЗА СЫПЛЕТ ЗОЛОТЫЕ МОНЕТКИ. КЛЁН РОНЯЕТ ЖЁЛТЫЕ И КРАСНЫЕ ЗВЁЗДЫ. ДУБ СБРАСЫВАЕТ ТЁМНЫЕ ФОНАРИКИ. | -Попрактикуемся в определении главных членов предложения с использованием алгоритма. -Проверка | (РАБОТА В ПАРЕ) | парная фронтальная | Наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
7 | Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин) | Использование нового знания, правила в деятельности, в выполнении заданий Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий | Разноуровневые задания по русскому языку 1 уровень. - Из данных слов составьте предложения. Осень, золотая, наступила. Листья, от, пожелтели, холода. Ветер, холодный, дует. -Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните. 2 уровень - Из данных слов составьте предложения. Осень, золотая, наступила. Листья, от, пожелтели, холода. Ветер, холодный, дует. -Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните. Определите, какой частью речи является подлежащее и сказуемое. | На столах разного цвета задания разной сложности. Каждый возьмет задание из конверта того цвета, которое он сможет выполнить. Проверка | Выполняют задание. Отрабатывают умение находить главные члены предложения, определяют порядок их следования. | Индивидуальная фронтальная | Наблюдение самоконтроль взаимоконтроль |
| Домашнее задание | Умение применять знания в самостоятельной деятельности Формирование и развитие ЦО к умению применять знания при выполнении домашнего задания и находить нужную информацию | уч. с.60 у.4 или Р.т.. с 24 у. 6 | -Реши, какое задание для тебя принесёт больше пользы и выполни любое упражнение по выбору. | | | наблюдение |
8 | Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин) | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения | Рефлексия результатов деятельности, обсуждение их практического применения в жизненных ситуациях Рефлексия способов деятельности Рефлексия эмоционального состояния и настроения | -Давайте подведем итог урока. – Что происходит со словами разных частей речи в предложении? – Как вы понимаете выделить грамматическую основу предложения? – Может ли предложения состоять только из грамматической основы? Приведите примеры. - Верно. Вот мы с Вами открыли последнюю тайну нашего урока. Что полезного и нового узнали для себя на уроке? Как вы думаете, может ли существовать предложение с одним из главных членов? На других уроках мы ещё к этому вопросу вернемся, и тогда, возможно, сможем ответить на этот вопрос. Продолжите предложения: Что для вас показалось сложным? Что было интересным? Урок наш окончен и выполнен план Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно, усердно трудились И знания ваши всем нам пригодились | Они становятся членами предложения. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Может. Например: Птицы поют. Самолет летит и т.д. Я научился… Я узнал на уроке… Достигнута ли цель урока? Ответы детей | Фронтальная индивидуальная | наблюдение беседа самооценка |