СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глоссарий стратегий критического мышления

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный глоссарий по критическому мышлению пригодится учителю любого предмета.

Просмотр содержимого документа
«Глоссарий стратегий критического мышления»

Глоссарий стратегий ТРКМЧП



Название

Характеристика

Применение

«Корзина» идей, понятий, имен

На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

«вызов», «рефлексия»

Кластер

(пучок, созвездие,гроздь винограда), т.е. схемы

Карта мышлнеия.

1.Работа с текстом:выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди(тема и подтема):


2.

1 этап-мозговой штурм(идеи)

2этап-систематизация,оформление

3этап-нахождение взаимосвязей между ветвями.

3.Составление ассоциации по теме виде кластера.

В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется.


«вызов», другие этапы урока, домашнее задание

Мозговой штурм

Цель использования:

  1. Выяснение того,что знают дети по теме;

  2. Набрасывание идей,предложений по теме теме;

  3. Активазация имеющихся знаний.

1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин);

2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений;

3 этап – выбор наиболее перспективных решений.

«вызов», «осмысление»

Ассоциации

«Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»?

«вызов»

Дерево предсказаний

«Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем.

«вызов», «рефлексия», домашнее задание

«Карта познания»

От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета.

«вызов», «рефлексия»

Перепутанные логические цепочки

Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений,отрывки из текстов,цитаты,события), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в хронологическом порядке,составить логическую цепочку.


«вызов», «осмысление»,

«рефлексия»

Пометки на полях (инсерт)

Маркировка текста значками по мере его чтения(Воган и Эстес,модификация Мередит и Стил)

Учащиеся читают текст, делая пометки:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

« » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

«осмысление», «рефлексия»

Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ»)

Одна из форм контроля эффективности чтения с пометками. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста.

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока,записываютинтересующие их вопросы в таблицу.на протяжении изучения темы заполняется третья колонка(ответы на поставленные вопросы,новая информация по теме)

«осмысление», «вызов»,

«рефлексия», контроль знаний, домашнее задание

Лекция с остановками

После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания.

«осмысление»

Эффективная лекция с использованием «бортового журнала»

Во время лекции ученики работают с таблицей: «известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая информация». 1 вариант использования приема – работа в парах: один ученик ставит «+» и « » в левой колонке, другой – записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом.

«осмысление»

Чтение с остановками

Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.)

«осмысление»

Продвинутая лекция

На певом этапе урока активизируются знания учащихся по теме,обсуждаются в парах,группах.Группируются понятия.

Составляется конспект.На втором этапе-активное слушание.

1 ученик отмечает потвердившуюся информацию.2 ученик выписываетновую информацию.

Обмен мнениями по проблемным вопросам.Свободное письмо.


«осмысление»

Работа в динамических парах /группах («обучение сообща»)

«Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения.

«осмысление»

Игра «Как вы думаете» («обучение сообща»)

Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

«осмысление», «рефлексия»

«Взаимоопрос»

Чтение текста в парах по одной части.

Роли ученика и учителя меняются.Учащиеся ставят тонкие и толстые вопросы по прочитанному друг другу.Вопросы записываются.Лучшие вопросы задаются классу.

«осмысление»

«Синквейн» (пятистрочный белый стих)

1. Одно существительное – тема синквейна.

2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.

3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.


«рефлексия»

Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

«Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если…

Метод используется при организации взаимоопроса,опроса на уроке,парной и групповой работе.

«рефлексия»

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете?Как выглядели герои? и т.д.Опишите дальнейшие события и т.д.

Токсономия вопросов:

Простые /фактические/

Уточняющие/ты так считаешь?/

Объясняющие/Почему?/

Творческие/в вопросе есть частица «бы»,элементы условности,

предположения,прогоза/.

Оценочные/выяснение критериев оценки тех или иных событий,явлений,фактов: «Чем что -то отличается от того-то?»/

Практические/вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?»,и т.д./

Вопросы можно оформить в виде ромашки.Использовать и при проведении опроса,при работе в группах.

«осмысление»

РАФТ

Р(оль)

А(удитория)

Ф(орма)

Т(ема)

Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.

«рефлексия»

Дискуссия

Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против».

все этапы, особая модель

Концептуальное колесо

Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.

вызов

Хайку

Хайку – это лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Каждое хайку – это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке-образе. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года.

Алгоритм написания хайку:

1-я строчка: «Я видел» кого-то или что-то
2-ястрочка:Какого?
3-я строчка: Как?

Деревня

Я видел деревню,

С разноцветными домами,

Красиво...




рефлексия











«Зигзаг»

















1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп


2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы

3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение




«осмысление»


















«Кубик»

Графическая организация материала. На «Кубик»гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

Другой вид 6 человек по количеству граней кубика,пронумерованных от 1 до 6(каждый определяет свое задание путем бросания кубика):

1.Дай определения понятия.

2.Сравни(на что похоже ?)

3.Подбери ассоциацию.

4.Проанализируй,из каких частей состоит(виды,этапы,периоды, и т.д.)

5.Определи цель изучения данного понятия(для чего оно необходимо)

6.Укажи значение понятия («+» и «- »)

Каждый в группе выполняет определенное задание,затем делится своими выводами с членами группы-в результате получается общее представление о понятии.





«осмысление»
«рефлексия»

«Двухчастный дневник»

Дневник состоит из двух частей:цитаты и мысли,чувства,ассоциации.При чтении нового текста обращается внимание на циаты,которые заставили задуматься,вызвали какие-либо чувства,эмоции.Делаются записи в дневнике.

«осмысление»

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

«Осмысление»

Перекрестная дискуссия,

метод углов

По прочитанному тексту дается бинарный вопрос.Учащиеся работают в парах,выписывают аргументы в пользу каждой версии.Делятся на группы с противоположным мнением.Высказываются разные точки зрения,доказываются.Аргументы одной группы-конргаргументы другой.Группы сидят в разных углах комнаты.Учащиеся могут менять свою точку зрения и преходить из группы в группу в течение дискуссии.


ДИАМ - ДИАМАНТА –

это стихотворная форма из семи строк,первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.строчка

1. тема (существительное)строчка

2. определение (2 прилагательных)строчка

3. действие (3 причастия)строчка

4.ассоциации(4 существительных)строчка

5. действие (3 причастия)строчка

6. определение (2 прилагательных)строчка

7. тема (существительное, противоположное по смыслусуществительному из первой строки

рефлексия

«Аквариум».

На этапе вызова при определении целей урока можно использовать прием «Аквариум». Вызываете
3-4 учащихся и задаете им несколько вопросов. Весь класс, внимательно слушая, должен определить, какова же тема сегодняшнего урока.   Перед беседой классу никакой установки не дается. Например, на уроке литературы в 6 классе по мифу о Нарциссе провела такой «Аквариум»
Вопросы участникам:
- Какиецветы вы можете назвать?
- Какиеиз названных цветов вы любите больше всего?
- В чем причина вашей любви? Почему именно этот цветок вам нравится больше всего?
- А можете ли вы назвать какие-то приметы, связанные с этим цветком?
- А знаете ли вы о происхождении названия этого цветка?
Вопросы классу:
- Скажите, что стало предметом нашего разговора?
- Назовите музыкальные, живописные, поэтические произведения,источником для создания которых послужили цветы?

вызов

Стратегия «Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

«Рефлексия»

«Ролевая игра»

Цель:заинтересовать учащихся,удивить,эффект неожиданности,постановка проблем.Инсценировка.

«Вызов »

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо.В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме.Это может быть эссе.Обоснование выбора того или иного афоризма,пословицы в качестве основной мысли.

«Рефлексия»

Последнне слово за мной

На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату,доказывающую его мнение,прокомментировать его.Прочитать цитату вслух,оппонент комментирует ее,а почледний ученик читает свое объяснение.на этом спор заканчивается.