Просмотр содержимого документа
«Годовая контрольная работа по истории России в формате ВПР (критерии оценивания)- 2 вариант»
2 вариант
Критерии оценивания
№ задания | Ответ |
1 | 4321 |
2 | Г |
8 | 2314 / 3214 / 2341/ 3241 |
9 | 1 – Париж; 2 – Киев; 3 – Владимир (Боголюбово); 4 – Мекка |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
3
С каким из данных событий (процессов) связано слово «баскак»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).
Объясните смысл слова «баскак».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) буква, которой обозначено данное событие (процесс), – Б; 2) объяснение смысла слова «варяги», например: собирательное обозначение выходцев из Балтийского региона в древнерусских источниках, наёмные воины русских князей IX–XI вв. и купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки». Объяснение смысла слова может быть дано в иных, близких по смыслу формулировках | |
Правильно указана буква и объяснён смысл слова «баскак» | 3 |
Правильно указана буква, объяснение содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) смысла слова «баскак». ИЛИ Правильно указана буква, объяснение содержит не основные, а только второстепенные (несущественные) признаки, не в полной мере раскрывающие смысл слова «варяги» | 2 |
Правильно указана только буква | 1 |
Буква указана неправильно / не указана независимо от наличия/отсутствия объяснения смысла слова. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
4
Выбранное событие (процесс): | | (укажите букву в перечне). |
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Ответ запишите в таблицу.
ǃ | Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильно указаны две личности и действие каждой из них А: 1.Король Англии Эдуард III - объявил войну Франции из-за притязаний на престол Франции, внук французского короля Филиппа IV Красивого. 2.Жанна д'Арк возглавила народное движение, сыграла ключевую роль в освобождении Франции, её казнь оказала влияние патриотический подъём французов и их победу в Столетней войне Б: 1. князь Рюрик, действия стал основателем Древнерусского государства со столицей в Новгороде. 2. Гостомысл, действия: был инициатором приглашения варягов. В: 1.Ярослав Мудрый. Составил первый письменный свод законов — Русскую Правду. 2. Владимир Мономах. Создал Устав Мономаха, который включил в третью редакцию Русской Правды. Г: 1. Пересвет, действия: сражался в поединке с Челубеем. 2. Сергий Радонежский. Благословил Дмитрия Ивановича и его войско на битву с Мамаем. | 3 |
Правильно указаны одна-две личности и действие только одной из них | 2 |
Правильно указаны только две личности | 1 |
Правильно указана только одна личность. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
5
Выбранное событие (процесс): | | (укажите букву в перечне). |
Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие (процесс).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
| |
Заштрихован четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично происходило выбранное событие (процесс) (допустимы небольшие отклонения, связанные с недостаточной аккуратностью) ИЛИ Заштрихованы два или более четырёхугольника, во всех заштрихованных четырёхугольниках полностью или частично происходило выбранное событие (процесс) (допустимы небольшие отклонения, связанные с недостаточной аккуратностью) | 1 |
Заштрихован четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором не происходило выбранное событие (процесс). ИЛИ Заштрихованы два или более четырёхугольника, в некоторых из заштрихованных четырёхугольников полностью или частично происходило выбранное событие (процесс). ИЛИ Задание не выполнено | 0 |
Максимальный балл | 1 |
6
Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом).
Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан с этим событием (процессом).
Ответ (название объекта): _______________________________________________________________
Объяснение: __________________________________________________________________________
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. Название объекта | 1 |
В ответе должны быть указаны объекты, непосредственно связанные с выбранным событием (процессом), например: – А – г. Орлеан; – Б – г. Киев; – В – г. Киев; – Г – р. Дон Могут быть указаны другие объекты | |
Название объекта указано правильно | 1 |
Название объекта указано неправильно. ИЛИ Задание не выполнено | |
2. Качество объяснения | 2 |
В ответе должно быть дано объяснение, например: – во время Столетней войны Орлеан в течение семи месяцев был осаждён англичанами, а в мае 1429 г. был освобождён французскими войсками во главе с Жанной д’Арк (А); – в результате похода Олега на Киев в 882 г. два государственных центра – Новгород и Киев – были объединены под единой княжеской властью. Это событие считается ключевым в процессе образования Древнерусского государства (Б); – Киев. Киевский князь Ярослав Мудрый распорядился создать первый письменный свод законов «Русская правда», который хранился в столице Руси — Киеве, переписывался и распространялся по другим городам (В); – на берегу реки Дон, на Куликовом поле произошло одно из главных сражений русского и ордынского войск (Г). Могут быть даны иные объяснения | |
Дано правильное объяснение | 2 |
Объяснение содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) связи указанного объекта с выбранным событием (процессом). ИЛИ Дано неполное объяснение, отражающее только второстепенные связи указанного объекта с выбранным событием (процессом) | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Объяснение дано неправильно. ИЛИ Задание не выполнено | 0 |
Максимальный балл | 3 |
7
Используя знание исторических фактов, объясните, почему выбранное Вами событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе должно быть дано объяснение, например: - (А): – в тяжелейшей Столетней войне французский народ отстоял свою страну от завоевателей. Война способствовала росту национального самосознания французов. Этим были заложены основы сильного европейского государства – Франции; – (Б): образование Древнерусского государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремёсел, внешней торговли, способствовало формированию социальной структуры. Благодаря образованию государства начала формироваться древнерусская культура, складываться единая идеологическая система общества. Начала складываться единая древнерусская народность – основа трёх восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского; – (В): …..; – (Г): в XIV в. в ходе борьбы с ордынским владычеством русский народ осознал, что единственным способом избавления от этого владычества является объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством. На роль руководящей силы в этой борьбе всё явственнее претендовала Москва. Таким образом, Москва укрепляла свои позиции в Северо-Восточной Руси. Могут быть даны иные объяснения | |
Дано объяснение значимости выбранного события (процесса) с опорой на исторические факты | 2 |
Объяснение значимости выбранного события (процесса) содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) ответа. ИЛИ Дано неполное объяснение значимости выбранного события (процесса), отражающее только его второстепенные последствия для истории нашей страны и/или истории зарубежных стран | 1 |
Объяснение значимости выбранного события (процесса) сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Объяснение значимости выбранного события (процесса) не дано | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы − 17.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 – 2 | 3 – 7 | 8 – 12 | 13 – 17 |