СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Годовой отчет работы психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Анализ работы и подведение итогов работы психолога за учебный год

Просмотр содержимого документа
«Годовой отчет работы психолога»

ОТЧЕТ

за 2021 – 2022 учебный год

педагога – психолога МКОУ «школа село Удское»

Мусатова М.С.


В 2021 - 2022 учебном году школьный психолог в своей работе руководствовалась запланированными целями и задачами:

Цели деятельности:

  • обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития обучающихся в течение всего срока обучения;

  • содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;

  • содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

  • оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.



Задачи:

  1. Психологическое сопровождение учащихся 1,5.9 классов в период адаптации к новым условиям.

  2. Психологическая помощь учащимся в начальной профессиональной ориентации.

  3. Психологическая помощь учащимся 9 классов в подготовке к экзаменам.

  4. Профилактическая работа с детьми из опекаемых семей, учащимися с ОВЗ и родителями и обучающимися, состоящими на профилактическом учете


Работа педагога-психолога ежегодно проводится по следующим обязательным направлениям:

1. Психодиагностика.

2. Психокоррекционная и развивающая работа.

3. Профилактическая работа

4. Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.

  1. Диагностическая работа

Диагностическая работа включала индивидуальные и групповые исследования с целью определения хода психического развития, соответствие развития возрастным нормативам и адаптивности личности школьника; а также изучение различных отклонений в психическом развитии; проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе, диагностика самооценки психических состояний учащихся, для выявления личностных особенностей (тревожность, фрустрация, агрессивность). Изучение уровня комфортности в школе, а также изучение готовности к выбору профессии и готовности к сдаче ГИА.

1.    Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды

- Диагностика  и мониторинг адаптации к школе первоклассников. (1четверть). 

- Диагностика адаптации учащихся 1, 5 классов к новым условиям обучения. (1четверть).

- Диагностика  и мониторинг адаптации учащихся 9 классов. (1четверть). 


Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся. Поэтому психодиагностическая работа началась с обследования учащихся параллелей 1-х классов и 5-х классов. Были проведены методики на изучение процесса адаптации учащихся этих параллелей.

В октябре 2021 года с обучающимися 1-х классе в период адаптации проводился ряд методик направленных на изучение адаптационного периода: Методика «Лесенка» (уровень самооценки). Методика «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова),

Методика Л.М.Ковалевой «Оценка уровня школьной адаптации». Диагностика проводилось в сентябре – октябре 2020 г. По повторному тестированию был проведен психологический мониторинг индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

Методика «Лесенка»

Цель: Выявить уровень самооценки у детей

класс

Высокий уровень самооценки

Средний уровень самооценки

Низкий уровень самооценки

1

33,3%(2 чел.)

33,3% (7 чел.)

33,3% (2 чел.)

Итого:- 6 ч.

33,3% (2чел.)

33,3% (7чел.)

33,3% (2чел.)


У большинства детей наблюдается завышенная самооценка, она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Сравнительно небольшому количеству детей присуща адекватная самооценка, т.е. у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. В 1 в классе, есть два ребенка с несколько заниженной самооценкой. Как правило, это связано с определенной проблемой ученика, возможно разрушена ситуация успеха или нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.

Оценка уровня школьной мотивации 1,5 и 9 классах

Цель: Выявить уровень мотивации у детей

класс

Высокий уровень школьной мотивации

Хорошая школьная мотивация

Положительное отношение к школе

Низкая школьная мотивация

Негативное отношение к школе

1 -6 ч

33,3% (2чел.)

33,3%(2 чел.)

33,3%(2 чел.)

0

0

5- 9 ч

33% (3чел.)

33%(3 чел.)

22% (2чел.)

11% (1 чел.)

0

9 -7 ч

0

42% (3 чел.)

42%(3 чел.)

16%(1чел.)

0







Итого:22 ч

66,3% (5 ч.)

100(8 ч.)

97% (7 ч.)

12% (2ч.)

0ч.


По результатам, полученным с помощью данной методики мы видим, что у большинства детей во всех трёх классах сформировалось положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Во всех трех классах есть дети с высоким уровнем школьной мотивацией. Подобные показатели имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью.

Примерно у 12 % учеников 5 и 9 классов, на данный момент низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают затруднения в учебной деятельности.


Мотивы учения

Цель: Выявление мотива учения у детей.

класс

внешний

учебный

игровой

позиционный

социальный

оценочный

  1. 6

34

(2чел.)

34

(2 чел.)

17

(1 чел.)

34

(1чел.)

%

(чел.)

%

( чел.)

5-9

22%

(2чел.)

11%

(1чел.)

22%

(2 чел.)

11%

(1чел.)

11%

(1чел.)

22%

(2 чел.)

9-7

14%

(1чел.)

28%

(2чел.)

14%

(1чел.)

14%

(1чел.)

14%

(1чел.)

14%

( 1чел.)








Итого:-22 ч

70% (5ч.)

73% (5ч.)

53% (4ч.)

59%

(3 ч.)

25%

(2ч.)

36%

(3ч.)


ВЫВОД: Общий уровень адаптации

класс

Высокий уровень адаптации

Средний уровень адаптации

Низкий уровень адаптации

1-6

51% (3 чел.)

17% (1чел.)

34(2чел.)

5-9

33% (3 чел.)

22% (4чел.)

22% (2чел.)

9-7

0%

84% (6 чел.)

16% (1 чел.)





Итого:-22

84% (6 ч.)

123% (34ч.)

72% (5ч.)


По результатам диагностических исследований и наблюдений была составлена аналитическая справка и проведены консультации с классным руководителем, где были выделены ученики «группы риска» нуждающиеся в индивидуальном подходе и помощи со стороны родителей, учителя и школьного психолога. Также педагог-психолог индивидуально в 1-м классе ознакомила родителей с трудностях адаптационного периода и предложила ряд рекомендаций.


2. Учитывая индивидуально – психологические особенности обучающихся при переходе из начальной школы на вторую ступень общего образования с целью выявления процесса адаптации обучающихся 5 класса были проведены диагностические исследования: Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе;

  • Изучение мотивов обучения

  • Изучение самооценки обучающихся

  • Изучение уровня тревожности учащихся

Диагностирование проводилось в октябре 2021 г.


По результатам выше указанных диагностик составлена аналитическая справка и даны рекомендации классному руководителю и учителям - предметникам по работе с обучающимися 5 класса. Также педагог-психолог выступила на родительском собрании в 5 классе, на котором подробно рассказала о трудностях адаптационного периода и предложила родителям ряд рекомендаций.

3.Анализ результатов диагностики 9-го класса

С обучающимися 9-х классов по адаптации, с применением следующих методик:

  • Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе (Г.В.Карпова),

  • изучение мотивов обучения (Г.Н.Казанцева),

  • изучение самооценки обучающихся (В.И. Петрушин),

  • Изучение уровня тревожности учащихся (по Кондашу).


  • 67 % - обучающихся класса тревожность не выявлена;

  • 33 % - обучающихся повышенный уровень тревожности выявлен по 2 - 3 факторов;

Самым тревожным фактором по классу является – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Параметры

9класс

Самочувствие

44 % -хорошее;

55 %- нормальное;

11 %- плохое.

Активность

55 % - нормальная;

45 %- низкая.

Настроение

23 % -хорошее;

67 %- нормальное;

10 % - плохое.

С целью выявления оперативной самооценки самочувствия, активности и настроения учащихся 9 класса в адаптационный период, была проведена диагностика по методике САН. Результаты диагностики представлены в таблице.



Анализ результатов диагностики определения психологического климата в классном коллективе показывает:

  • 78% учащихся 9 класса, также высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся;

  • для 22% - психологический климат класса, скорее безразличен, у них вероятно, есть другая группа, общение с которой для них более значимо;


По результатам выше указанных диагностик составлена аналитическая справка и даны рекомендации классному руководителю и учителям - предметникам по работе с обучающимися 9 класса. Также педагог-психолог выступила на родительском собрании в 9 классе, с целью знакомства родителей о приемах и методах конструктивного взаимодействия родителей с подростком; «Возрастные особенности старшеклассника», с целью информирования родителей с новообразованиями возраста.


4. Также с обучающимися 9 проведена диагностика эмоционального состояния при подготовке к ГИА. При проведении диагностики в октябре месяце 2020 года в 9 классе, что уровень тревожности на данном этапе у 5 человек находится на среднем уровне – 22,5%, но есть и обучающиеся с повышенным уровнем тревожности, для них составлены индивидуальные рекомендации по способам успешной сдачи ГИА:

При проведении диагностики в апреле месяце 2021 года в 9 классах, что уровень тревожности на данном этапе у 3 человек находится на среднем уровне – 39,5%, но есть и обучающиеся с повышенным уровнем тревожности. С обучающимися, оказавшимися в ситуации стресса были проведены индивидуальные консультации.


5. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

В течение года проводится диагностика познавательной и личностной сферы подростков, поставленных на внутришкольный учет.

Согласно плану и экстренно (по запросам) проводились индивидуальные консультации для обучающихся указанной группы и их родителей.

По запросам (как со стороны кл.руководителей, так и администрации) проводились классные часы по нормализации психологического климата в проблемных классах.


  1. КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА.


В течение 2020 – 2021 учебного года целенаправленно проводились профилактические, коррекционно-развивающие мероприятия (классные часы, тренинговые занятия) по предотвращению суицидов и профилактики других форм девиантного поведения детей и подростков.

Педагог-психолог проводила недостаточно работы с учащимися школы. Обьясняю это неопытностью меня, как психолога. Школа находилась на карантине. В работе с учащимися психологом внедрялись профилактические, коррекционно-развивающие методы, как формирование навыков позитивного жизненного стиля, интерактивные виды деятельности: моделирование ситуаций, направленные на формирование ценностно-смысловых ориентаций подростков, самостоятельности, уменьшение эмоциональной зависимости.

Данная  работа направлена на создание благоприятного психологического климата в учреждении, способствует улучшению форм общения педагогов с детьми; психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам, касающимся возрастной психологии, семейного воспитания.

В течение года велась групповая работа с учащимися с целью сплочения, самопознания, приобретения и совершенствования  навыков саморегуляции, снятия напряжения и возбудимого поведения. Проводились групповые занятия на сплочение и развитие личности, подготовку учащихся к сдаче экзаменов, а так же упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревоги и агрессии.

В начале учебного года проводились индивидуальные консультативные собеседования с классными руководителями по выявления проблемных зон класса, по выявлению детей, склонных к суициду, к правонарушениям

Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам учителей и администрации школы, проводились занятия с  детьми, имеющими трудности в обучении, адаптации, поведении. 

Большое внимание уделялось работе с учащимися, состоящими на профилактическом учете. Работа по данному направлению включала в себя выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования,  выявляет семей, находящиеся в социально опасном положении,  оказание им помощь в обучении и воспитании детей. Со всеми несовершеннолетними подростками, поставленными на внутришкольный учет, проводится индивидуально-профилактическая работа. 

Классные руководители и психологическая служба школы старается использовать раз­личные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащими­ся, состоящими на разных формах учета: 

  • изучение особенностей личности подростков, занятия с психологом по коррекции их поведения; 

  • посещение на дому с целью контроля подростков, их занятости в свобод­ное от занятий, а также каникулярное время, подготовки к урокам; 

  • посещение уроков для определения уровня подготовки учащихся к за­нятиям; 

  • психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;  

 Практически со всеми подростками были проведены индивидуальные консультации, диагностические обследования характерологических особенностей. Работа с учащимися, состоящими на профилактическом учете, велась по программе «Я принимаю мир» авт. О.В.Беляева


3. Консультативная и просветительская работа с детьми, родителями, педагогами.

В 2021 – 2022 учебном году общее количество консультаций составило 7 из них:

  • Консультативная деятельность с родителями» проведено 2 консультаций:

  • Консультаций с опекунами и попечителями – 1

  • Консультаций по проблемам поведения -2

  • Консультаций по проблемам обучения - 3


Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.


В связи с тем, что основной контингент – это дети младшего подросткового и подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения.

В целом все запросы можно разделить на:

- трудности в общении со сверстниками

- эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)

- проблемы в детско-родительских отношениях

- трудности в профессиональном самоопределении

- трудности обучения

- консультации по результатам групповой диагностики

В процессе консультирования решались следующие задачи:

- прояснение и уточнение запроса;

- сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;

- диагностика нарушений;

- рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;

- составление плана дальнейшей работы по запросу.


Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточная и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Большинство индивидуальных консультаций в 2021 - 2022 учебном году было отведено по темам: ГИА , трудности адаптационного периода учащихся 1,5 класса, конфликтные ситуации и семьям детей группы риска. Таким образом, была оказана психологическая помощь, ориентированная на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психического и личностного развития, а также оказана помощь обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Также оказана помощь обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, состояния здоровья.По результатам работы психолога и социолога поданы документы на КДН. Документы собирались на Соловьева Егора.Родители не имеют никакого влияния на сына.Им пропущено без увпажительной причины 237 уроков

4.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.


В течение всего учебного года школьный психолог вела работу по психологическому просвещению.


В 2021 - 2022 учебном году с обучающимися проходили классные часы по блоку «Я принимаю мир»


Проведена работа по просвещению родителей:

- выступление на родительском собрании в 1 классе на тему: «Проблемы и пути их решения».

- выступление на родительском собрании в 5 классе по теме «Адаптация пятиклассников в школе» (октябрь 2021)

- выступление на родительских собраниях в 9 классе:

1 четверть – «Склонности и интересы подростков в выборе профессий», «Быть всегда рядом».

2 четверть – «Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребенка».

3 четверть – 4 четверть - «Психолого-педагогическое сопровождение уч-ся 9-х классов. Самооценка готовности обучающихся к ГИА-9».

Для классных руководителей, родителей подготовлены наглядные материалы «Советы психологов родителям - Как помочь детям подготовиться к экзаменам», «Памятка учителям – Как помочь ученикам в процессе подготовки к ГИА», «Стресс и экзамен».

– методички по сопровождению детей с проблемами в здоровье» для классных руководителей по сопровождению детей – инвалидов, и детей находящихся на домашнем обучении по темам: «Синдром гиперактивности с дефицитом внимания», «Индивидуальный подход в работе с детьми с нарушениями здоровья»

Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать к успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.





  1. ЭКСПЕРТНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Аналитическая работа психологической службы школы в 2020 – 2021 учебном году заключалась в организации и методической подготовке к диагностикам, проведению семинаров, родительских собраний, обработке данных анкет и диагностик.

Организационная работа школьного психолога так же велась в течение всего учебного года и включала в себя:

  • планирование работы на учебный год;

  • планирование диагностических мероприятий к совещаниям;

  • подбор материалов для проведения консультаций учителей, учащихся, родителей;

  • подбор материалов для проведения диагностической работы;

  • подбор материалов для коррекционной и просветительской работы;

  • планирование совместных действий классных руководителей, администрации школы и психолога.


ОБЩИЙ ИТОГ:

Анализ проведенной работы показывает правильность выбранной стратегии работы школьного психолога. Все результаты работы соответствуют плану работы на 2021 - 2022 учебный год. На протяжении всего учебного года школьный психолог в своей работе использовала почти всю методическую копилку методов, форм и приемов работы со всеми участниками образовательного процесса: тренинги, психологические занятия, классные часы, психологические часы, лектории, кинолектории, беседа, консультации, коррекционные и развивающие занятия. А также здоровьесберегающие технологии.

Не все запланированные мероприятия прошли строго по плану школьного психолога,ввиду карантинных мер в районе и селе,а также неопытностью психолога.

Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.

Вместе с тем в ходе реализации запланированных мероприятий возникли проблемы:

  • низкая работа с педагогическими кадрами;

  • увеличение детей с проблемами личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация;

Анализируя возникшие проблемы необходимо спрогнозировать следующие задачи на новый учебный год:


Перспективы работы на следующий учебный год


  1. Усилить работу с педагогическими кадрами;

  2. Продумать тематику родительских собраний, классных часов, которые были бы интересны и актуальны как детям, так и родителям

  3. Повышать мотивацию к учению детей

  4. Активизировать различные способы саморазвития детей, воспитывая ответственность за свое поведение;

  5. Повышать свою квалификацию и профессионализм в этом направлении.

  6. Использовать новые инновационные технологии.

  7. Продолжить работу в рамках реализации пилотного проекта по здоровьесбережению в сфере образования Хабаровского края, включающую три основных мониторинговых программы (направления деятельности):

Обследовать обучающихся на АПК «Армис».




Провести социально-психологический мониторинг показателей здоровья обучающихся;

Обратить особое внимание на индивидуальную работу с детьми ОВЗ.