ОТЧЕТ
за 2021 – 2022 учебный год
педагога – психолога МКОУ «школа село Удское»
Мусатова М.С.
В 2021 - 2022 учебном году школьный психолог в своей работе руководствовалась запланированными целями и задачами:
Цели деятельности:
обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития обучающихся в течение всего срока обучения;
содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;
содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.
Задачи:
Психологическое сопровождение учащихся 1,5.9 классов в период адаптации к новым условиям.
Психологическая помощь учащимся в начальной профессиональной ориентации.
Психологическая помощь учащимся 9 классов в подготовке к экзаменам.
Профилактическая работа с детьми из опекаемых семей, учащимися с ОВЗ и родителями и обучающимися, состоящими на профилактическом учете
Работа педагога-психолога ежегодно проводится по следующим обязательным направлениям:
1. Психодиагностика.
2. Психокоррекционная и развивающая работа.
3. Профилактическая работа
4. Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.
Диагностическая работа
Диагностическая работа включала индивидуальные и групповые исследования с целью определения хода психического развития, соответствие развития возрастным нормативам и адаптивности личности школьника; а также изучение различных отклонений в психическом развитии; проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе, диагностика самооценки психических состояний учащихся, для выявления личностных особенностей (тревожность, фрустрация, агрессивность). Изучение уровня комфортности в школе, а также изучение готовности к выбору профессии и готовности к сдаче ГИА.
1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды
- Диагностика и мониторинг адаптации к школе первоклассников. (1четверть).
- Диагностика адаптации учащихся 1, 5 классов к новым условиям обучения. (1четверть).
- Диагностика и мониторинг адаптации учащихся 9 классов. (1четверть).
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся. Поэтому психодиагностическая работа началась с обследования учащихся параллелей 1-х классов и 5-х классов. Были проведены методики на изучение процесса адаптации учащихся этих параллелей.
В октябре 2021 года с обучающимися 1-х классе в период адаптации проводился ряд методик направленных на изучение адаптационного периода: Методика «Лесенка» (уровень самооценки). Методика «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова),
Методика Л.М.Ковалевой «Оценка уровня школьной адаптации». Диагностика проводилось в сентябре – октябре 2020 г. По повторному тестированию был проведен психологический мониторинг индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
Методика «Лесенка»
Цель: Выявить уровень самооценки у детей
класс | Высокий уровень самооценки | Средний уровень самооценки | Низкий уровень самооценки |
1 | 33,3%(2 чел.) | 33,3% (7 чел.) | 33,3% (2 чел.) |
Итого:- 6 ч. | 33,3% (2чел.) | 33,3% (7чел.) | 33,3% (2чел.) |
У большинства детей наблюдается завышенная самооценка, она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Сравнительно небольшому количеству детей присуща адекватная самооценка, т.е. у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. В 1 в классе, есть два ребенка с несколько заниженной самооценкой. Как правило, это связано с определенной проблемой ученика, возможно разрушена ситуация успеха или нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.
Оценка уровня школьной мотивации 1,5 и 9 классах
Цель: Выявить уровень мотивации у детей
класс | Высокий уровень школьной мотивации | Хорошая школьная мотивация | Положительное отношение к школе | Низкая школьная мотивация | Негативное отношение к школе |
1 -6 ч | 33,3% (2чел.) | 33,3%(2 чел.) | 33,3%(2 чел.) | 0 | 0 |
5- 9 ч | 33% (3чел.) | 33%(3 чел.) | 22% (2чел.) | 11% (1 чел.) | 0 |
9 -7 ч | 0 | 42% (3 чел.) | 42%(3 чел.) | 16%(1чел.) | 0 |
| | | | | |
Итого:22 ч | 66,3% (5 ч.) | 100(8 ч.) | 97% (7 ч.) | 12% (2ч.) | 0ч. |
По результатам, полученным с помощью данной методики мы видим, что у большинства детей во всех трёх классах сформировалось положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Во всех трех классах есть дети с высоким уровнем школьной мотивацией. Подобные показатели имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью.
Примерно у 12 % учеников 5 и 9 классов, на данный момент низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают затруднения в учебной деятельности.
Мотивы учения
Цель: Выявление мотива учения у детей.
класс | внешний | учебный | игровой | позиционный | социальный | оценочный |
6 | 34 (2чел.) | 34 (2 чел.) | 17 (1 чел.) | 34 (1чел.) | % (чел.) | % ( чел.) |
5-9 | 22% (2чел.) | 11% (1чел.) | 22% (2 чел.) | 11% (1чел.) | 11% (1чел.) | 22% (2 чел.) |
9-7 | 14% (1чел.) | 28% (2чел.) | 14% (1чел.) | 14% (1чел.) | 14% (1чел.) | 14% ( 1чел.) |
| | | | | | |
Итого:-22 ч | 70% (5ч.) | 73% (5ч.) | 53% (4ч.) | 59% (3 ч.) | 25% (2ч.) | 36% (3ч.) |
ВЫВОД: Общий уровень адаптации
класс | Высокий уровень адаптации | Средний уровень адаптации | Низкий уровень адаптации |
1-6 | 51% (3 чел.) | 17% (1чел.) | 34(2чел.) |
5-9 | 33% (3 чел.) | 22% (4чел.) | 22% (2чел.) |
9-7 | 0% | 84% (6 чел.) | 16% (1 чел.) |
| | | |
Итого:-22 | 84% (6 ч.) | 123% (34ч.) | 72% (5ч.) |
По результатам диагностических исследований и наблюдений была составлена аналитическая справка и проведены консультации с классным руководителем, где были выделены ученики «группы риска» нуждающиеся в индивидуальном подходе и помощи со стороны родителей, учителя и школьного психолога. Также педагог-психолог индивидуально в 1-м классе ознакомила родителей с трудностях адаптационного периода и предложила ряд рекомендаций.
2. Учитывая индивидуально – психологические особенности обучающихся при переходе из начальной школы на вторую ступень общего образования с целью выявления процесса адаптации обучающихся 5 класса были проведены диагностические исследования: Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе;
Изучение мотивов обучения
Изучение самооценки обучающихся
Изучение уровня тревожности учащихся
Диагностирование проводилось в октябре 2021 г.
По результатам выше указанных диагностик составлена аналитическая справка и даны рекомендации классному руководителю и учителям - предметникам по работе с обучающимися 5 класса. Также педагог-психолог выступила на родительском собрании в 5 классе, на котором подробно рассказала о трудностях адаптационного периода и предложила родителям ряд рекомендаций.
3.Анализ результатов диагностики 9-го класса
С обучающимися 9-х классов по адаптации, с применением следующих методик:
Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе (Г.В.Карпова),
изучение мотивов обучения (Г.Н.Казанцева),
изучение самооценки обучающихся (В.И. Петрушин),
Изучение уровня тревожности учащихся (по Кондашу).
67 % - обучающихся класса тревожность не выявлена;
33 % - обучающихся повышенный уровень тревожности выявлен по 2 - 3 факторов;
Самым тревожным фактором по классу является – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
Параметры | 9класс |
Самочувствие | 44 % -хорошее; 55 %- нормальное; 11 %- плохое. |
Активность | 55 % - нормальная; 45 %- низкая. |
Настроение | 23 % -хорошее; 67 %- нормальное; 10 % - плохое. |
С целью выявления оперативной самооценки самочувствия, активности и настроения учащихся 9 класса в адаптационный период, была проведена диагностика по методике САН. Результаты диагностики представлены в таблице.
Анализ результатов диагностики определения психологического климата в классном коллективе показывает:
78% учащихся 9 класса, также высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся;
для 22% - психологический климат класса, скорее безразличен, у них вероятно, есть другая группа, общение с которой для них более значимо;
По результатам выше указанных диагностик составлена аналитическая справка и даны рекомендации классному руководителю и учителям - предметникам по работе с обучающимися 9 класса. Также педагог-психолог выступила на родительском собрании в 9 классе, с целью знакомства родителей о приемах и методах конструктивного взаимодействия родителей с подростком; «Возрастные особенности старшеклассника», с целью информирования родителей с новообразованиями возраста.
4. Также с обучающимися 9 проведена диагностика эмоционального состояния при подготовке к ГИА. При проведении диагностики в октябре месяце 2020 года в 9 классе, что уровень тревожности на данном этапе у 5 человек находится на среднем уровне – 22,5%, но есть и обучающиеся с повышенным уровнем тревожности, для них составлены индивидуальные рекомендации по способам успешной сдачи ГИА:
При проведении диагностики в апреле месяце 2021 года в 9 классах, что уровень тревожности на данном этапе у 3 человек находится на среднем уровне – 39,5%, но есть и обучающиеся с повышенным уровнем тревожности. С обучающимися, оказавшимися в ситуации стресса были проведены индивидуальные консультации.
5. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
В течение года проводится диагностика познавательной и личностной сферы подростков, поставленных на внутришкольный учет.
Согласно плану и экстренно (по запросам) проводились индивидуальные консультации для обучающихся указанной группы и их родителей.
По запросам (как со стороны кл.руководителей, так и администрации) проводились классные часы по нормализации психологического климата в проблемных классах.
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА.
В течение 2020 – 2021 учебного года целенаправленно проводились профилактические, коррекционно-развивающие мероприятия (классные часы, тренинговые занятия) по предотвращению суицидов и профилактики других форм девиантного поведения детей и подростков.
Педагог-психолог проводила недостаточно работы с учащимися школы. Обьясняю это неопытностью меня, как психолога. Школа находилась на карантине. В работе с учащимися психологом внедрялись профилактические, коррекционно-развивающие методы, как формирование навыков позитивного жизненного стиля, интерактивные виды деятельности: моделирование ситуаций, направленные на формирование ценностно-смысловых ориентаций подростков, самостоятельности, уменьшение эмоциональной зависимости.
Данная работа направлена на создание благоприятного психологического климата в учреждении, способствует улучшению форм общения педагогов с детьми; психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам, касающимся возрастной психологии, семейного воспитания.
В течение года велась групповая работа с учащимися с целью сплочения, самопознания, приобретения и совершенствования навыков саморегуляции, снятия напряжения и возбудимого поведения. Проводились групповые занятия на сплочение и развитие личности, подготовку учащихся к сдаче экзаменов, а так же упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревоги и агрессии.
В начале учебного года проводились индивидуальные консультативные собеседования с классными руководителями по выявления проблемных зон класса, по выявлению детей, склонных к суициду, к правонарушениям
Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам учителей и администрации школы, проводились занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, адаптации, поведении.
Большое внимание уделялось работе с учащимися, состоящими на профилактическом учете. Работа по данному направлению включала в себя выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляет семей, находящиеся в социально опасном положении, оказание им помощь в обучении и воспитании детей. Со всеми несовершеннолетними подростками, поставленными на внутришкольный учет, проводится индивидуально-профилактическая работа.
Классные руководители и психологическая служба школы старается использовать различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на разных формах учета:
изучение особенностей личности подростков, занятия с психологом по коррекции их поведения;
посещение на дому с целью контроля подростков, их занятости в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовки к урокам;
посещение уроков для определения уровня подготовки учащихся к занятиям;
психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;
Практически со всеми подростками были проведены индивидуальные консультации, диагностические обследования характерологических особенностей. Работа с учащимися, состоящими на профилактическом учете, велась по программе «Я принимаю мир» авт. О.В.Беляева
3. Консультативная и просветительская работа с детьми, родителями, педагогами.
В 2021 – 2022 учебном году общее количество консультаций составило 7 из них:
Консультативная деятельность с родителями» проведено 2 консультаций:
Консультаций с опекунами и попечителями – 1
Консультаций по проблемам поведения -2
Консультаций по проблемам обучения - 3
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.
В связи с тем, что основной контингент – это дети младшего подросткового и подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения.
В целом все запросы можно разделить на:
- трудности в общении со сверстниками
- эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)
- проблемы в детско-родительских отношениях
- трудности в профессиональном самоопределении
- трудности обучения
- консультации по результатам групповой диагностики
В процессе консультирования решались следующие задачи:
- прояснение и уточнение запроса;
- сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
- диагностика нарушений;
- рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
- составление плана дальнейшей работы по запросу.
Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточная и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Большинство индивидуальных консультаций в 2021 - 2022 учебном году было отведено по темам: ГИА , трудности адаптационного периода учащихся 1,5 класса, конфликтные ситуации и семьям детей группы риска. Таким образом, была оказана психологическая помощь, ориентированная на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психического и личностного развития, а также оказана помощь обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Также оказана помощь обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, состояния здоровья.По результатам работы психолога и социолога поданы документы на КДН. Документы собирались на Соловьева Егора.Родители не имеют никакого влияния на сына.Им пропущено без увпажительной причины 237 уроков
4.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.
В течение всего учебного года школьный психолог вела работу по психологическому просвещению.
В 2021 - 2022 учебном году с обучающимися проходили классные часы по блоку «Я принимаю мир»
Проведена работа по просвещению родителей:
- выступление на родительском собрании в 1 классе на тему: «Проблемы и пути их решения».
- выступление на родительском собрании в 5 классе по теме «Адаптация пятиклассников в школе» (октябрь 2021)
- выступление на родительских собраниях в 9 классе:
1 четверть – «Склонности и интересы подростков в выборе профессий», «Быть всегда рядом».
2 четверть – «Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребенка».
3 четверть – 4 четверть - «Психолого-педагогическое сопровождение уч-ся 9-х классов. Самооценка готовности обучающихся к ГИА-9».
Для классных руководителей, родителей подготовлены наглядные материалы «Советы психологов родителям - Как помочь детям подготовиться к экзаменам», «Памятка учителям – Как помочь ученикам в процессе подготовки к ГИА», «Стресс и экзамен».
– методички по сопровождению детей с проблемами в здоровье» для классных руководителей по сопровождению детей – инвалидов, и детей находящихся на домашнем обучении по темам: «Синдром гиперактивности с дефицитом внимания», «Индивидуальный подход в работе с детьми с нарушениями здоровья»
Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать к успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.
ЭКСПЕРТНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Аналитическая работа психологической службы школы в 2020 – 2021 учебном году заключалась в организации и методической подготовке к диагностикам, проведению семинаров, родительских собраний, обработке данных анкет и диагностик.
Организационная работа школьного психолога так же велась в течение всего учебного года и включала в себя:
планирование работы на учебный год;
планирование диагностических мероприятий к совещаниям;
подбор материалов для проведения консультаций учителей, учащихся, родителей;
подбор материалов для проведения диагностической работы;
подбор материалов для коррекционной и просветительской работы;
планирование совместных действий классных руководителей, администрации школы и психолога.
ОБЩИЙ ИТОГ:
Анализ проведенной работы показывает правильность выбранной стратегии работы школьного психолога. Все результаты работы соответствуют плану работы на 2021 - 2022 учебный год. На протяжении всего учебного года школьный психолог в своей работе использовала почти всю методическую копилку методов, форм и приемов работы со всеми участниками образовательного процесса: тренинги, психологические занятия, классные часы, психологические часы, лектории, кинолектории, беседа, консультации, коррекционные и развивающие занятия. А также здоровьесберегающие технологии.
Не все запланированные мероприятия прошли строго по плану школьного психолога,ввиду карантинных мер в районе и селе,а также неопытностью психолога.
Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
Вместе с тем в ходе реализации запланированных мероприятий возникли проблемы:
низкая работа с педагогическими кадрами;
увеличение детей с проблемами личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация;
Анализируя возникшие проблемы необходимо спрогнозировать следующие задачи на новый учебный год:
Перспективы работы на следующий учебный год
Усилить работу с педагогическими кадрами;
Продумать тематику родительских собраний, классных часов, которые были бы интересны и актуальны как детям, так и родителям
Повышать мотивацию к учению детей
Активизировать различные способы саморазвития детей, воспитывая ответственность за свое поведение;
Повышать свою квалификацию и профессионализм в этом направлении.
Использовать новые инновационные технологии.
Продолжить работу в рамках реализации пилотного проекта по здоровьесбережению в сфере образования Хабаровского края, включающую три основных мониторинговых программы (направления деятельности):
Обследовать обучающихся на АПК «Армис».
Провести социально-психологический мониторинг показателей здоровья обучающихся;
Обратить особое внимание на индивидуальную работу с детьми ОВЗ.