Подготовила Микщина А.В., учитель начальных классов.
Урок №2, Тип: комбинированный.
Оборудование: презентация, учебник.
Литература: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык : Учебник для 3 класса: В 2 ч.: Издательство «Учебная лиература»: Издательский дом «Федоров», 2012. Ч.2 – 192 с.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые УУД |
1.Орг.момент | Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Эмоциональный настрой на урок. | Личностные УУД Создать положительный настрой на урок |
2.Чистописание | Откройте тетради, пропишите число и классная работа. Послушайте стихотворение и скажите, какая буква повторяется чаще всего: Щуке в речке каждый день Щёткой зубы чистить лень. Щука Щётку раскусила, Щётку чуть не проглотила. -Какая это буква? - Посмотрите на доску, определите закономерность и запишите в тетрадь букву. | Слушают стихотворение. Прописывают букву в тетрадях. | Личностные УУД Формировать аккуратность Познавательные УУД Логические: находить закономерность |
3.Анализ буквы щ | Дайте характеристику звуку [щ] | Она обозначает глухой непарный звук всегда мягкий. | Коммуникативные УУД Строить речевые высказывания в устной форме |
4. Зрительный диктант. | Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами предложения. Прочитайте их. Попытайтесь запомнить. Закройте глаза и повторите их про себя. Когда предложения пропадут с экрана, то запишите в тетрадь. 1. Тает снег. 2. Идёт дождь. 3. Небо хмурое. 4. Коля заболел. 5. Запели птицы. Давайте проверим, что получилось. | Запоминают предложения, записывают их в тетрадь. | Личностные УУД Развивать память |
5.Актуализация опорных знаний. | Посмотрите на стихотворение, прочитайте его. Всему название дано - и зверю, и предмету, Вещей вокруг полным - полно, А безымянных нету. И всё что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И всё что в памяти у нас,- Означено словами. Найдите все имена существительные в этом стихотворении. Определите у них род и число. В какую форму нужно поставить слово, чтобы определить род и число? (в начальную) Какая форма у существительных называется начальной? (учебник, стр 4.) Но для начала давайте вспомним, что обозначает имя существительное? (Имя существительное обозначает предмет) - Только ли предмет может обозначать имя существительное? Вы нашли имена существительные: название, зверь, предмет, вещь, глаз, память, слово. Имя существительное обозначает предмет. Но разве название - предмет? Память- предмет? (Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы, людей, события, животный и растительный мир) - На какие вопросы отвечает имя существительное? (Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?) - А какие имена существительные отвечают на вопрос КТО? (одушевленные: люди, животные) - Какие имена существительные отвечают на вопрос ЧТО? (неодушевленные: это неживые предметы) - А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным? (Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные) - Как пишутся собственные и нарицательные существительные? (Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы) | Читают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные УУД Строить речевые высказывания в устной форме Познавательные УУД осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков |
6.Постановка темы урока | Как вы думаете, какая тема нашего урока? | Тема: Грамматические признаки имени существительного. | Регулятивные УУД Постановка темы урока |
7. Первичное усвоение новых знаний. Работа над понятием предметности имени существительного. | Откройте учебник на стр.3 Прочитайте стихотворение. Всё, что вижу я вокруг, Это всё предметы. Мне сегодня рассказал Дедушка про это. Ну, а дождь - это предмет? - Нет. Ну, а радуга - предмет? - Нет. Всё, что связано с погодой, Есть явления природы. А любимый мой предмет - Это бабушкин буфет. Там такие есть предметы Как печенье и конфеты. (И. Наумова) Найди в стихотворении существительные, которые называют: конкретные предметы, лиц и явления природы. Запиши их в начальной форме. Понятие " предмет" в грамматике и понятие "предмет" в повседневной жизни не совпадают. В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом. Какие ещё грамматические признаки есть у имён существительных? (одушевлённое и неодушевлённое, нарицательное и собственное) | Читают стихотворение. Конкретные предметы: предмет, буфет, печенье, конфета; Лица: дедушка; Явления природы: дождь, радуга, погода, явление природы. | Познавательные УУД осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков Коммуникативные УУД строить речевые высказывания в устной форме. |
7.Физкультминутка | И г р а "Доскажи словечко". Трактор водит - : (тракторист), Электричку - : (машинист), Стены выкрасит - : (маляр), Доску выстругал - : (столяр), В доме свет провел - : (монтёр), В шахте трудится - : (шахтёр), В жаркой кузнице - : (кузнец), Кто всё знает - : (молодец). | Дети называют слова и изображают представителей каждой профессии. | Познавательные УУД Логические |
8. Работа по теме урока. Работа в группах. Упражнение в распознавании имен существительных. Наблюдение за именами существительными. | Упражнение №278. Обсудите, как образуются родственные слова. Выпишите в строчку только существительные. Можно ли изменить форму рода имён существительных? А форму числа? Какой из этих грамматических признаков у имени существительного постоянный (род, собственный/нарицательный), какой – непостоянный (число), может меняться? | Обсуждают в парах | Познавательные УУД осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям. |
9. Закрепление. Образование из неодушевленных имена одушевленные | Посмотрите на слайд. При помощи суффикса «превратить» неодушевлённые имена существительные в одушевлённые. Суффиксы: –щик,- ник, - ист, Барабан_________ школа_______ Двор ___________ лес__________ Журнал_________ велосипед______ | Записывают в тетрадь в строчку одушевленные имена. | Познавательные УУД: Преобразовывать одни слова в другие при помощи суффиксов Коммуникативные УУД: Строить речевые высказывания в устной форме |
10. Актуализация опорных знаний | Как можно определить род у имени существительного? Перечислите слова – помощники. | Он мой Она моя Оно мое | Познавательные УУД Систематизировать знания Личностные УУД Самооценка |
11. Закрепление изученного материала. | Как определить, что слово имя существительное? Достаточно задать вопросы и узнать, что обозначает слово? Вот слово - ходьба или желтизна. Что обозначает слово ходьба? Действие. А можно определить род и число этого слова? Ходьба - она моя , ж.р.,ед.ч. Это слово имеет грамматическое значение предметности. Что обозначает слово - желтизна? Признак. Попробуем определить род и число , желтизна- ж.р, ед.ч. И это слово имеет грамматическое значение предметности. В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом. Посмотрите на слайд, прочитайте стихотворение. Хорошо здесь: и шелест и хруст; С каждым утром сильнее мороз, В белом пламени клонится куст Ледяных ослепительных роз. Списать стихотворение, найти имена существительные , определить число и род. | | Регулятивные УУД умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы и на этапе подведения итогов Познавательные УУД осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям. |
12 Рефлексия | Игры «Да - нет» (хором) 1.Существительное - часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? 2. Существительное обозначает действие предмета. 3. Существительное обозначает предмет. 4. Имена собственные пишутся с маленькой буквы. 5. Имена собственные пишутся с большой буквы. 6. Имена существительные изменяются по числам | Отвечают. Да Нет Да Нет Да Да | Личностные УУД Самооценка Коммуникативные УУД Формирование собственного мнения |
13. Домашнее задание | Упражнение № 279 | Записывают домашнее задание | |