СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Грамотная речь как показатель культуры человека"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок может быть использован в системе подготовки к ЕГЭ по русскому языку, в частности при отработке навыка определения и предупреждения  грамматических ошибок.

Просмотр содержимого документа
«"Грамотная речь как показатель культуры человека"»

Урок русского языка в 10 классе

«Грамотная речь как показатель культуры».

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид: урок - практикум

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по культуре речи; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок;

Развивающий аспект: развивать языковые компетенции; развивать творческие способности учащихся;

Воспитательный аспект: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Задачи урока:

систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: орфоэпии, лексике;

совершенствовать навыки правописания.

Методы работы:

репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; продуктивные, творческие; познавательные, эмоциональные; индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

индивидуальные, групповые, парные, фронтальные;

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование: доска, карточки, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.

 

Ход урока.

«Для интеллигентного человека 
дурно говорить так же неприлично, 
как не уметь читать и писать». 
А. П. Чехов

1.Организационный момент. Введение в тему.

1) Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи

Ребята, прочитайте, пожалуйста, эпиграф к нашему уроку. (Словарная работа) Все ли слова вам понятны, чтобы в целом понять высказывание А.П. Чехова?

Что значит быть ИНТЕЛЛИГЕНТНЫМ? Подберите слова-синонимы к данному слову.

Синонимы к слову «интеллигентный»

культурный
разумный
образованный
цивилизованный
воспитанный
просвещенный

начитанный

А что значит ДУРНО говорить (плохо, неправильно, безграмотно)



Прочитав эпиграф к нашему уроку, ответьте о чём сегодня пойдет разговор, чем будем сегодня заниматься? ( о грамотной речи, о правильной речи; о русском языке)



Итак, тема урока «Грамотная речь как показатель культуры».

Определите цели и задачи урока по схеме : ВСПОМНИТЬ, УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ (на доске).



ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Мы много с вами говорим о правильной речи, много работаем над ней. Но можем ли мы утверждать, что наша речь грамотная, достаточно ли у вас знаний, чтобы делать свою речь грамотной??? Давайте проверим, выполнив небольшое задание.

Начнем с того, что грамотный человек должен правильно произносить слова. И это тоже говорит о его культуре.

Ваша задача - в течение 3-5 минут расставить ударение в предложенных словах. Кто желает прочитать текст, почувствовать себя диктором, умелым рассказчиком.

Вечер начался.  Жалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки шампанского. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантамиБезудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

Вечер началсЯ. ЖалюзИ были опущены, свет включЁн. На столах уже стояли тОрты и откУпоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдАтаи клуба, которые по срЕдам проводили здесь cвой досУг: джентльмЕны в щегольскИх костюмах, дамы в декольтИрованных платьях, украшенных шАрфами и бАнтамиБезУдержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бАрмен у стойки рассеяно переставлял ополОснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунИке из атлАса, с крупными Ирисами в руках, эта танцОвщица была красИвее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружАтся вдвоем, но девушка, избалОванная мужским вниманием, даже мЕльком не взглянула на него.

- Разверните конверт и исправьте ошибки!

- Какой мы можем сделать вывод? Конечно, нам есть нам чем работать!!!



ПРОСМОТР НА КОМПЬЮТЕРЕ РОЛИКА (фрагмент из Х\Ф «Ликвидация»

Какие ошибки вы слышите? (нарушение управления)

А ГДЕ У ВАС СЛУЧИЛОСЬ? ВМЕСТО ЧТО У ВАС СЛУЧИЛОСЬ?

А Я ЗА ЧТО? ВМЕСТО А Я О ЧЁМ?

Чем оправданы эти явления? (нарушение управления оправдано диалектными особенностями языка г. Одессы.

- а чем отличается литературный язык от языка художественной литературы? Литературный язык – нормированный язык, одинаковый для всех носителей языка, понятный всем. (ОВАЩ- ОВАСЧ- ОВОЩ)

Ребята, скажите пожалуйста, сто такое НОРМА? (Отвечают) А что говорит нам словарь С. Ожегова?

Норма – узаконенное установление, признанный порядок, строй чего-нибудь

КАКИЕ языковые нормы вы знаете? (Отвечают)

Итак, по ходу нашего языкового тренинга или практикума мы попробуем составить кластер «Нормы литературного языка»

Итак, НАЧИНАЕМ



  1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

  2. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ

3. 1 января 1971 года в «Известиях» был помещен новогодний фельетон, в котором изображалась такая «грамматическая дискуссия»:

« - Так вот, - говорю, - однажды меня назначили тамадой ... - Дорогие товарищи! - сказал я, когда пробил мой час. - Среди нас, тамадов ... - Хозяйка хихикнула. - Извините, - сказал я, - среди нас, тамад ... Тамадей! - выкрикнул один гость. - Тамадьев! - вступил в конкурс веселых и находчивых другой. - Тамадух! - совсем уже не к месту выпалила одна присутствующая дама ... И я подумал: а почему нет школы подготовки этих ... тамад ... тамадов ... тамадьев ... тамадей... Тьфу, напасть! Наверное, потому и нет». Так как же образовать родительный падеж множественного числа от «тамада»?

родительный Кого, чего? Тамад



Задание1

Образуйте форму Р.п мн.числа существительных

Им. падеж

Р. падеж мн.ч.

полотенце

Полотенец

дно

Доньев

Кочерга

Кочерёг

Носки

Носков

Чулки

Чулок

Мандарин

Мандаринов

Макароны

Макарон

брелок

брелоки

Образуйте форму повелительного наклонения глаголов

Лечь


Ехать


бежать


Образуйте форму И.п. мн.ч.

директор


договор


Лектор


Профессор


тренер


ошибка в согласовании слов в р., ч., п.

Согласуйте прилагательное с существительным в роде

Чёрн…

кофе

Душист…

шампунь

Нов…

тюль

Огромн…

мозоль

Густ…

вуаль





ВЫВОД: образование форм слова разных частей речи (морфологическая норма) ЗАДАНИЕ 2


Выпишите слово с ошибкой (в приставке, в суффиксе, в корне), исправьте ее

На столе лежала обвертка от конфеты.


Он уже давно изуверился в людях.


Девочка играется с куклой.


Он познавает свои ошибки.


Можно ли вспрыскивать больному сыворотку?


Можно ли становить учеников парами?


На клумбе много цветущихся астр.


Мы осуждаем преклонничество перед ними.


Свинью весили на весах.


В поле посеяли свеклу на кормеж скоту



ВЫВОД: образование слов (словообразовательные нормы)

ЗАДАНИЕ 3 СТР В СЕНИНОЙ

Исправьте ошибки и определите тип, используя таблицу в пособии Сениной.


Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

ошибка в употреблении причастного оборота

Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанными родителями.


Глядя на эту картину, у меня невольно сжимается сердце.

ошибка в употреблении деепричастного оборота

Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.


Большинство избирателей не голосовал (?) на выборах.

ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого

Все, кто пришли на стадион, были рады победе


Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор.

ошибка в употреблении однородных членов

В отряде Пугачёва было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.



В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник – Дмухановский.


ошибка в построении сложного предложения

Ученик сослался на недомогание и сказал, что я тоже не готов к уроку.

ошибка в употреблении прямой и косвенной речи

В детстве мама спрашивала меня: «Кем я хочу быть?»




ВЫВОД: Построение словосочетаний и предложений (Синтаксическая норма)

ЗАДАНИЕ 4

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово

ВЕЧНАЯ пыль покрывала всю мебель, и помещение произвело на нас удручающее впечатление.


Вокруг расстилалась безбрежным морем КАМЕННАЯ пустыня, в которой группами росли кактусы, покрытые крупными розовыми цветами.


исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. 

Хочу познакомиться вас с этим юным вундеркиндом
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.


исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.




ВЫВОД: Употребление слов в точном соответствии их значения (Лексическая норма)

Мы составили кластер «Нормы литературного языка». Конечно, разобрали не все примеры нарушения норм.

Предлагаю, немного отвлечься и послушать музыку, Зачем?????…

Песня - это мощное средство воспитания речевой культуры человека. Для подрастающего поколения музыка, песни – неотъемлемая часть их жизни. Но задумываемся ли мы над смыслом текстов этих песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в этих песнях? Ведь современная песня, к сожалению, насыщена многими речевыми ошибками, и нельзя допустить, чтобы для молодежи стала образцовой речь ненормативная, с нарушениями норм литературного языка.

Предлагаю поработать экспертами и корректорами



Нередко грамматические ошибки мы встречаем и в Х фильмах



У А.С. Пушкина есть такие строки: « Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю…»

Ребята, для чего это? Чтобы говорить грамотно, не допускать ошибок в написании Итогового сочинения и успешной сдачи ЕГЭ. Мы говорили сегодня об ошибках, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. А ничего не делать тоже ошибка!!! Удачи вам, успехов. Спасибо