«Грибы в осеннем лесу»
Цели: Содействовать развитию словаря и активизировать его в связной речи. Ведущая образовательная область «Речевое развитие».
ЗАДАЧИ:
Образовательные: Совершенствовать грамматический строй речи . умение делать выводы.
Развивающие: Способствовать развитию связной речи, умения наблюдать, анализировать, обобщать.
Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные: Воспитывать интерес к природным объектам, прививать бережное отношение к природе.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, к нам сегодня в гости пришёл ёжик.
Ёжик : здравствуйте ребята,а знаете , что я люблю больше всего на свете ? (ответы детей). Отгадайте загадку, тогда вы узнаете,что я люблю.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы –
Нет под шляпкой головы? (гриб). А какие бывают грибы?.
Ёжик: правильно ребята, я очень люблю грибы.
Рассказ воспитателя о строении грибов:
ножка, шляпка, корни – грибница.
Что это?
Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
– Скажите, пожалуйста, а где растут грибы? (в лесу)
Да, действительно грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на старых пнях. У всех грибов есть шляпка и ножка (воспитатель показывает муляж гриба)
– Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные, ядовитые)
– Какие грибы называют съедобными? (те, которые можно кушать: варить, жарить, солить)
– Какие грибы называют несъедобными? (ядовитые, поганки, те которые кушать нельзя)
Давайте покажем ёжику грибы, расскажем ему о них и назовем съедобные и несъедобные.
(Показ картинок и загадки о грибах в стихах)
1. Средь грибов я богатырь
Белым все меня зовут (белый гриб)
2. Я в красной шапочке расту
Среди грибов осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я … подосиновик
3. Рассыпались мы
Желтою стайкой,
Как будто погнались
За солнечным зайкой (лисички)
4. Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (опята).
5. В шляпках модных, симпатичных,
Яркий праздничный наряд...
Сыроежками нас кличут,
Но сырыми не едят.
6. Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый … мухомор.
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
7. Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня — отравится. (бледная поганка)
Воспитатель :Молодцы! Все грибы знаете!
Пальчиковая игра «За грибами».
Топ-топ. Пять шагов,
(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)
В туесочке пять грибов.
(Показывают растопыренные пальчики.)
Мухомор красный –
(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с больших.)
Гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая сестричка.
Третий гриб – волнушка
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок.
Пятый гриб белый, ешь его смело.
Дидактическая игра «Кузовок»
А сейчас игра «Кузовок». Мы сегодня много раз употребляли это слово. А как вы его понимаете? (Ответы детей). Вот так выглядит кузовок. (Показ).
Ваша задача: сходить в лесок и наполнить кузовок. Будьте внимательны! Не трогайте ядовитые грибы! Принесите из лесу только по одному съедобному грибу и назовите его. Дети идут на ковер и собирают силуэты грибов (маслята, опята, белые, серенькие). Затем кладут в кузовок и называют. После того, как все грибы окажутся в кузовке, рассматриваются оставшиеся на ковре. Дети объясняют, почему не взяли эти грибы и как они называются.
Все грибы долго перечислять. Богаты наши леса, и делятся охотно с нами своими богатствами. Ведите себя в лесу скромно и вежливо, тогда одарит он и вас, и для других останется.
Физкультминутка «За грибами»
Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку,
Рыжики срывали. Срывают «грибы».
Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»
Искали опятки.
Медведь проходил, Идут вразвалку,
Мухомор раздавил. топают правой ногой.
Упражнение «Что за гриб?»
– Как называется этот гриб?
– Где он растет?
– Под каким деревом?
– Срежем откуда?
– Положим куда?
Воспитатель:
Ребята,ёжику пора уходить. У него много дел в лесу. Он очень доволен вами. И за вашу работу он предложил вам в подарок корзинку с грибами. (сюрпризный момент). Давайте попрощаемся с ёжиком и скажем ему спасибо.
Подведение итогов : О чем мы беседовали?
Что вы узнали о грибах?
В какие игры мы играли?
Все молодцы, хорошо поработали.
5