2. Проверка домашнего задания 2. Проверка знаний. Тестирование 1. Найдите наречие образа действия: а) свободно; б) всегда; в) недавно; г) утром. 2. Найдите наречие времени: а) слегка; б) туда; в) вечером; г) едва. 3. Найдите наречие места: а) сколько; б) высоко; в) зачем; г) слегка. 4. Найдите наречие причины: а) много; б) удивительно; в) со зла; г) врукопашную. 5. Найдите наречие цели: а) там; б) чуть-чуть; в) вмиг; г) зря. 6. Найдите наречие меры: а) много; б) невзначай; в) кое-как; г) долго. 7. Найдите указательное наречие: а) по-турецки; б) сейчас; в) туда; г) совершенно. 8. Найдите неопределённое наречие: а) где-нибудь; б) никуда; в) там; г) зачем. 9. Найдите вопросительное наречие: а) негде; б) куда; в) где-то; г) тогда. 10. Найдите отрицательное наречие: а) нестерпимо; б) никуда; в) никто; г) никакой. 3. Рассказ о слове мельком (индивидуальное задание по упр. 201). — Как образуется слово мельком? — Как образовано слово восвояси? (Обозначает к себе домой. Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания во своя в ъси в свои деревни домой.) — Устно составьте предложения с данными словами. — Запишите слова мельком и восвояси в словари. 4. Новая тема На доске записаны слова, учащиеся переписывают их в тетрадь. Горячо, по-старому, по-моему, взаймы, где-то, что-либо, во-первых, по-русски, попросту, сначала, медленно, вверх. — Докажите, что перед нами наречия. — С помощью чего они образованы (выделите части слов, от которых образованы наречия)? — От каких частей речи образованы данные слова? — Какими способами? Запись на доске и в тетрадях Наречия образуются от самостоятельных частей речи приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом. От существительных рысца рысцой (Лошадь бежала рысцой) прилагательных приятельский по-приятельски числительных два, третий дважды, в-третьих деепричастий шутя шутя (Шутя и смеясь. Мама говорила это шутя) местоимений твой по-твоему 5. Закрепление Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку учителя. Выполните морфемный разбор одинаково пишущихся слов. Девушка прекрасна; прекрасно рассказывал. Поступок обдуман; поступил обдуманно. Девочка откровенна; отвечал очень откровенно. Море безмятежно; безмятежно спал: Решение бесполезно; участвовать бесполезно. Платье красиво; одеваться красиво. Задание 2. Карточки с упражнением перед глазами учащихся. Спишите словосочетания определите, от каких частей речи и с помощью чего образованы данные наречия. Начать сначала; облегчённо вздохнуть; отвечать ясно; по-осеннему холодно; говорит чудесно; подниматься опасно; сделал по-своему; сказал трижды; вытер дочиста; пришли вдвоём; впервые встретились; поглядывать искоса; прочитал недавно; по-медвежьи завыл; живёт близко, работает по-прежнему. Задание 3. Подберите синонимы к данным наречиям. Укажите, как образованы подобранные вами слова. Смело (бесстрашно), неплохо (хорошо), напрасно (бесполезно), покорно (безропотно), недалеко, (близко), вдруг (неожиданно), быстро (мгновенно), отрывочно (бессвязно), иногда (изредка), навсегда (навеки). *Задание 4. Запишите слова под диктовку. Объясните значение данных прилагательных и образуйте от них наречия. Какое из записанных вами слов не является прилагательным? Почему? Предварительный (предшествующий чему-либо), предполагаемый (допускающий возможность чего-либо), предприимчивый (энергичный, находчивый), представительный (видный, производящий впечатление), предупредительный (заранее принятыми мерами не допускающий чего-либо), пренебрежительный (исполненный высокомерно — презрительного отношения), привлекательный (располагающий к себе), привилегированный (обладающий преимущественным правом). — Объясните значение фразы находиться в привилегированном положении. 6. Выводы по уроку — Какими способами и от каких частей речи образуются наречия? Подведение итогов урока |