Групповая работа- это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. В исследовательской разработке для учителя «Групповая работа в развивающем обучении» С. Танцоров размышляет о групповой работе как о групповом мыслительном взаимодействии.
Почему же организация групповой работы связана с решением мыслительных задач?
Основной вид учебной деятельности в РО носит поисково- исследовательский характер. Особенностью исследовательской деятельности является критичное сопоставление разных точек зрения, то есть диалог исследователя с коллегами и оппонентами. Без такого диалога исследовательская деятельность лишается смысла. Особенность же возрастного развития школьников такова, что у них слабо представлена способность спорить с самим собой, трудно стать на точку зрения другого человека. Только общение со сверстниками приводит к явному или скрытому конфликту позиций детей. В связи с данной особенностью наиболее оптимальной является форма коллективного диалога в виде групповой работы. Таким образом, групповую работу следует рассматривать как процесс обучения исследовательской деятельности, а значит и как средство развития мышления.
Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
класс на данном уроке делятся на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое);
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
В модели совместной деятельности в группе можно выделить пять элементов:
позитивная взаимозависимость, т.е. понимание учащимся того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;
личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;
индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату.
навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;
совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом могут действовать более эффективно.
Элементы групповой деятельности
Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:
1) предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя;
2) обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей;
3) работа по выполнению учебного задания;
4) наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся;
5) взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе;
6) сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7) индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Распределение детей в группе
Величина группы может быть различной. Она колеблется в пределе от 3 до 6 человек. Состав группы непостоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членами группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. При организации групп я стараюсь учитывать то, что в каждой группе должны быть представлены слабо-, средне- и сильно успевающие ученики. При этом важно хорошо знать особенности межличностных отношений, сложившиеся в классе, чтобы не включать в группу негативно настроенных друг к другу подростков, в противном случае групповая работа не только не приведет к желаемому результату, но и может обернуться проблемой : для отдельного ребенка, которого не примет, не услышит, не одержит группа; для всей группы, которая проживет ситуацию травли одиночки или агрессивной конкуренции с другой группой; для всего класса, который получит травмирующий опыт неконструктивного конфликта.
Если я готовлю разные задания, то сначала зачитываю их, кратко разъясняю особенности работы в каждой группе и даю время, примерно 2-3 минуты, для выбора группы. После этого учащиеся создают группы и распределяют задания между собой. Например, при комплексной работе с текстом, задания бывают следующие: 1) объяснить пропущенные орфограммы и пунктограммы; 2) определить тему и основную мысль текста, указать средства выразительности; 3) определить стиль и тип речи; 4) выполнить грамматические разборы; 5) творческие задания.
При систематизации материала раздела «Словосочетание » предлагаю следующие задания: написать сочинение на лингвистическую тему, конкурс трудных вопросов, составить словарь терминов, составить контрольные и тестовые работы.