СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С.Тургенев "Бежин луг"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

материалы к урокам литературы

Просмотр содержимого документа
«И.С.Тургенев "Бежин луг"»

Мифологические образы в рассказе «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева

Мифологические образы

в рассказе «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева

Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека  хотя бы немного зоркости. К. Г. Паустовский

Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека

хотя бы немного зоркости.

К. Г. Паустовский

Кто главные герои? Как их зовут? Что они делают? В какое время суток? Как коротают время дети у костра?
  • Кто главные герои?
  • Как их зовут?
  • Что они делают?
  • В какое время суток?
  • Как коротают время дети у костра?
Проверьте себя 1. Кто главные герои? (крестьянские дети). 2. Как их зовут? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня). 3. Что они делают? (стерегут табун). 4. В какое время суток? (ночью) 5. Как коротают время дети у костра? (они рассказывают страшные истории о нечистой силе).

Проверьте себя

1. Кто главные герои?

(крестьянские дети).

2. Как их зовут?

(Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня).

3. Что они делают?

(стерегут табун).

4. В какое время суток?

(ночью)

5. Как коротают время дети у костра?

(они рассказывают страшные истории о нечистой силе).

В произведении писателя даются устные рассказы о мнимых столкновениях с представителями тёмной, нечистой силы – всего – 13 историй. Представители низшей мифологии: домовой; водяной; леший; русалка.

В произведении писателя даются устные рассказы о мнимых столкновениях с представителями тёмной, нечистой силы – всего – 13 историй.

Представители низшей мифологии:

  • домовой;
  • водяной;
  • леший;
  • русалка.
Илюша: домовой на фабрике В славянской мифологии: дух, хранитель дома в виде небольшого старика с лицом, заросшим белыми волосами . Илюша рассказывает, как однажды на местной фабрике он и другие работники якобы слышали, как по залам ходит домовой. Домовой якобы сначала просто ходил по помещениям, а потом начал кашлять, чем очень напугал всех.

Илюша: домовой на фабрике

В славянской мифологии: дух, хранитель дома в виде небольшого старика с лицом, заросшим белыми волосами .

Илюша рассказывает,

как однажды на местной фабрике он и другие работники якобы слышали, как по залам ходит домовой. Домовой якобы сначала просто ходил по помещениям, а потом начал кашлять, чем очень напугал всех.

Костя: Плотник Гаврила и русалка Существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. Однажды Гаврила заблудился в лесу и прилёг спать. Вдруг он услышал, что кто-то зовёт его: якобы это была русалка, которая сидела перед ним на дереве и сильно смеялась. Гаврила перекрестился, русалка заплакала. Исчезая, она пообещала Гавриле, что тот будет тосковать до конца жизни.

Костя: Плотник Гаврила и русалка

Существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.

Однажды Гаврила заблудился в лесу и прилёг спать. Вдруг он услышал, что кто-то зовёт его: якобы это была русалка, которая сидела перед ним на дереве и сильно смеялась. Гаврила перекрестился, русалка заплакала. Исчезая, она пообещала Гавриле, что тот будет тосковать до конца жизни.

Илюша: крестьянин и леший В русской мифологии: человекообразное сказочное существо, живущее в лесу Илюша рассказывает, что один знакомый крестьянин якобы заблудился в лесу и увидел там лешего. Сам Илюша никогда не встречал лешего, но верит в его существование.

Илюша: крестьянин и леший

В русской мифологии: человекообразное сказочное существо, живущее в лесу

Илюша рассказывает, что один знакомый крестьянин якобы заблудился в лесу и увидел там лешего. Сам Илюша никогда не встречал лешего, но верит в его существование.

Илюша : Водяной и Акулина Водяной - хозяин водоема, в котором обитает, он имеет полную власть над ним. В реке живёт водяной, который может схватить за руку и утянуть в воду. По словам Илюши, местная крестьянка Акулина однажды упала в реку и стала жертвой «водяного», после чего сошла с ума.

Илюша : Водяной и Акулина

Водяной - хозяин водоема, в котором обитает, он имеет полную власть

над ним.

В реке живёт водяной, который может схватить

за руку и утянуть

в воду. По словам Илюши, местная крестьянка Акулина однажды упала

в реку и стала жертвой «водяного», после чего сошла

с ума.

И. Билибин «Домовой» И. Билибин «Леший» И. Билибин «Водяной» И. Билибин «Русалка»

И. Билибин «Домовой»

И. Билибин «Леший»

И. Билибин «Водяной»

И. Билибин «Русалка»

Приходилось ли вам слышать подобные былички? Как вы считаете, верили ли мальчики в то, о чем рассказывали? ВЕРИЛИ. И не только они, но и их деды и прадеды. Внешний мир, подчас враждебный человеку, обступающий со всех сторон суеверную душу русского крестьянина, который зависел от сил природы, казался ему живым, населенным своими жителями, которых он должен был ублажить, умилостивить.

Приходилось ли вам слышать подобные былички?

Как вы считаете, верили ли мальчики в то, о чем рассказывали?

ВЕРИЛИ. И не только они, но и их деды и прадеды. Внешний мир, подчас враждебный человеку, обступающий со всех сторон суеверную душу русского крестьянина, который зависел от сил природы, казался ему живым, населенным своими жителями, которых он должен был ублажить, умилостивить.

 До сих пор сохранились предания о фантастических существах: домовые, русалки, лешие, водяные. Верил ли в рассказы детей сам И.С.Тургенев?

До сих пор сохранились предания о фантастических существах: домовые, русалки, лешие, водяные.

Верил ли в рассказы детей сам И.С.Тургенев?

 Подтверждением неверия И. С. Тургенева в рассказы детей являются заключительные строки рассказа «Бежин луг»

Подтверждением неверия И. С. Тургенева в рассказы детей являются заключительные строки рассказа «Бежин луг»

"... Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун".

Чистые, ясные звуки колокола прогоняют нечистую силу, созданную воображением, богатой фантазией ребятишек и заканчивается рассказ "Бежин луг" радостным гимном солнцу, свету, жизни.

И.С. Тургенев назвал рассказы детей сначала « россказнями», затем «преданиями», потом «поверьями». Россказни измышления, выдумки. Предание  устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях , о событиях прошлых лет. Поверье суеверное предание, убеждение, основанное на таком предании или приметах. Былички народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.

И.С. Тургенев назвал рассказы детей сначала « россказнями», затем «преданиями», потом «поверьями».

Россказни

измышления, выдумки.

Предание

устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях , о событиях прошлых лет.

Поверье

суеверное предание, убеждение, основанное на таком предании или приметах.

Былички

народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.

 Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению духовного мира крестьянских детей .   Доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность

Выберите из предложенных определений подходящие,

на ваш взгляд, к определению духовного мира крестьянских детей .

Доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность

Богатство духовного мира , впечатлительность, суеверность   Вывод: Рассказы детей очень красочны, ярки, свидетельствуют  о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем они говорят и о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.

Богатство духовного мира , впечатлительность, суеверность

Вывод: Рассказы детей очень красочны, ярки, свидетельствуют

о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем они говорят и о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.