Краснодарский край
Муниципальное образование Крымский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета протокол №1
от года
Председатель педсовета
_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: тематическая
Наименование: «Я - гражданин России»
Срок реализации программы: 4 года (1-4 класс)
Возраст обучающихся: 6,5 - 11 лет
Количество часов: 135
Учитель (составитель): Юлия Александровна Миленина
Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г.
Предполагаемые результаты.
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих умений:
внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
положительная мотивация учебной деятельности;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
3.Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
4. Личностные УУД:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я- гражданин России» обучающиеся должны знать:
ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;
учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;
учащиеся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Должны уметь:
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире.
направления | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Я и Я | Я, ТЫ, МЫ. Мой сосед по парте. Мои увлечения. Мой портфель. Во что поиграем с друзьями. | Я – ученик. Я и мои друзья. Кому нужна моя помощь? | Кто что любит и умеет? Мы все такие разные. Будь человеком. Мои любимые книги. Диагностика сформированности личностных качеств. | Что такое хорошо и что такое плохо? Кто я? Какой я? Откуда я родом? Хочу и надо. Тест «Познай себя» Правила жизни. |
Я и семья | Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. Я - помощник в семье. Моя красивая мама. Конкурс рисунков. Оформление фотовыставки. | Мои обязанности по дому. Моя мама лучшая на свете. Я горжусь своим отцом. Сказки моей бабушки. Папа, мама, я – дружная семья. Праздники к Дню матери, 8 марта. Конкурсы рисунков и сочинений. | Почему меня так назвали? Здесь живёт моя семья. Что значит быть хорошим сыном или дочерью. Мой папа- мастер на все руки. Золотые руки. Доброта в сказках и стихах. | В гостях у предков. Загляните в старый альбом. Спешите творить добро. Герб моей семьи. Моя родословная. Пожилые люди- мудрые люди. Наше семейное хобби. Поиграем с младшими. |
Я и школа | Праздник первого звонка. Правила поведения в школе. Школа – мой дом. Законы жизни класса. Школа вежливости. Экскурсия по школе. Мой портфель. Безопасная дорога в школу. | Обязанности школьника. Школьная форма. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Мы дежурим. Дневник – лицо ученика. Трудовой десант. | Мой класс – моя семья. Каков я в школе. Устав школы. Диагностика сформированности классного коллектива. | По каким правилам мы живём. Трудовой десант. Школьный двор. Из истории моей школы. Мои родители – выпускники школы № 2. |
Я и моё Отечество | Мой город – Поляны родные. Моя улица. Они защищали Родину. | Мой любимый город. Символы России. Экскурсии в исторический музей. Они защищали Родину. Акции. | О чём шепчут названия улиц. Герои – мои земляки. Открытка ветерану. Победа деда – моя победа. Есть такая профессия – Родину защищать. Наша область. Дорогая моя столица. | История в названиях улиц. След ВОВ в жизни родного края и моей семьи. Люблю тебя моя Россия. Поговорим о толерантности. Дети войны. Урок милосердия и доброты. Путешествие по стране. |
Я и планета. | Осень в гости к нам пришла. День птиц. Будь планете другом. Конкуры кормушек и рисунков. | Мы жители планеты Земля. Земля твой дом. Домашние животные и растения. Экологические акции. | Посмотри, как он хорош, мир , в котором ты живёшь. Чем живёт планета. Животные и растения рекордсмены. Сад на окошке. Мы в ответе за тех, кого приручили. | Судьба планеты, наша судьба. Что такое экология? Животные красной книги Кировской области. Природа и поэзия. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. |
Содержание
Раздел 1. Маленькие Россияне (33 ч.)
1 класс
«Я и я» (4ч)
Я, ты, мы. Мой сосед по парте. «Кто я? Какой я? Что такое личность?» Правила поведения в школе.
«Я и семья» (6ч)
Моя семья – моя радость. Забота о родителях – дело совести каждого. Семейные традиции. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Папа, мама, я – дружная семья.
«Я и культура» (5ч)
Дары природы. История моего города. Встреча с творческими людьми. Экскурсия в музей. Конкурс поделок из природного материала.
«Я и школа» (8ч)
Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности. Конкурс рисунков «Моя школа». Мой школьный дом. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Самое сильное звено. Укрась территорию своей школы.
«Я и мое Отечество» (6ч)
Беседа о государственной символике страны, малой родины. Маленькие герои большой войны. Мои родные – защитники Родины. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов и песен.
«Я и планета» (4ч).
Планета просит помощи. Маленькая страна. В гости к зеленой аптеке. Я – житель планеты земля.
Итоговый тест №1.
Раздел 2. Моя Малая Родина (34 ч.)
2 класс
«Я и я» (4ч)
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
«Я и семья» (5ч)
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков « Моя семья».
«Я и культура»(4ч)
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Экскурсия в музей.
«Я и школа» (6ч).
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Конкурсы сочинений «Моя школа».
«Я и мое Отечество» (9ч)
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Конкурсы рисунков.
«Я и планета» (6ч)
Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Итоговый тест №2.
Раздел 3. Россия – Родина моя (34 ч.)
3 класс
«Я и я» ((4ч)
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Что значит, быть человеком!
«Я и семья» (5ч)
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мамины помощники.
«Я и культура» (4ч)
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Встреча с местными поэтами. Экскурсии в музей.
«Я и школа» (6ч)
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. Конкурс рисунков о школе.
«Я и мое Отечество» (9ч)
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории. Они служили в Армии. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурс рисунков о войне.
«Я и планета» (6ч)
Осень в родном городе. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. Конкурсы сочинений, рисунков.
Итоговый тест №3.
Раздел 4. Я – гражданин России (34 ч.)
4 класс
«Я и я» (4ч)
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
«Я и семья» (5ч)
День пожилого человека. Забота о родителях – дело совести каждого. Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
«Я и культура» (4ч)
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
«Я и школа « (6ч)
Продолжаем изучать Школьный Устав. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурс рисунков о школе.
«Я и мое Отечество» (9ч)
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».
Я – гражданин России. Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Города – герои. Конкурс рисунков о войне.
«Я и планета» (6ч)
В ответе за тех, кого приучили. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Конкурс экологических сказок, стихов.
Итоговый тест №4.
1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
№ | Раздел программы | Кол-во часов | Теория | Практика | Тесты |
1. | «Я и я» | 4 | 1 | 3 | |
2. | « Я и семья» | 6 | 1,5 | 4,5 | |
3. | « Я и культура» | 5 | 1,5 | 3,5 | |
4. | « Я и школа» | 8 | 2,5 | 5,5 | |
5. | « Я и моё Отечество» | 6 | 1,5 | 4,5 | |
6. | « Я и планета» | 4 | 1 | 3 | Итоговый тест |
Итого: | 33 | 9 | 24 | |
2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч
№ | Раздел программы | Кол-во часов | Теория | Практика | Тесты |
1. | «Я и я» | 4 | 0,5 | 3,5 | |
2. | « Я и семья» | 5 | 1 | 4 | |
3. | « Я и культура» | 4 | 1,5 | 2,5 | |
4. | « Я и школа» | 6 | 2 | 4 | |
5. | « Я и моё Отечество» | 9 | 3 | 6 | |
6. | « Я и планета» | 6 | 1,5 | 4,5 | Итоговый тест |
Итого: | 34 | 9,5 | 24,5 | |
3класс «Россия – Родина моя» - 34ч
№ | Раздел программы | Кол-во часов | Теория | Практика | Тесты |
1. | «Я и я» | 4 | 1,5 | 2,5 | |
2. | « Я и семья» | 5 | 1,5 | 3,5 | |
3. | « Я и культура» | 4 | 1 | 3 | |
4. | « Я и школа» | 6 | 1,5 | 4,5 | |
5. | « Я и моё Отечество» | 9 | 2 | 7 | |
6. | « Я и планета» | 6 | 1,5 | 4,5 | Итоговый тест |
Итого: | 34 | 9 | 25 | |
4 класс «Я – гражданин России» - 34ч
№ | Раздел программы | Кол-во часов | Теория | Практика | Тесты |
1. | «Я и я» | 4 | 1,5 | 2,5 | |
2. | « Я и семья» | 5 | 2 | 3 | |
3. | « Я и культура» | 4 | 1,5 | 2,5 | |
4. | « Я и школа» | 6 | 2,5 | 3,5 | |
5. | « Я и моё Отечество» | 9 | 2,5 | 6,5 | |
6. | « Я и планета» | 6 | 2 | 4 | Итоговый тест |
Итого: | 34 | 12 | 22 | |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | Форма организации | Виды деятельности | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
Предметные Метапредментные | Основные направления воспитательной работы |
1. | Я, Ты, Мы. Мой сосед по парте. | 1 | игра | игровая | Регулятивные универсальные учебные действия осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; | 1.Гражданское воспитание 2. Духовное и нравственное воспитание 3.Патриотическое воспитание 4. Экологическое воспитание 5.Физическое воспитание 6.Трудовое воспитан 7.Эстетическое воспитание |
2 | Мои увлечения | 1 | игра | игровая | Регулятивные универсальные учебные действия осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; |
3 | Во что поиграем с друзьями. | 1 | игра | игровая | Регулятивные универсальные учебные действия |
4 | Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. | 1 | праздник | Досугово-развлекательная | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ. Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. |
5 | Я – помощник в семье. | 1 | игра | игровая | Регулятивные универсальные учебные действия. Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. |
6 | Моя красивая мама. Конкурс рисунков. | 1 | конкурс | | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
7 | Праздник первого звонка. | 1 | праздник | игровая | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. |
8 | Правила поведения в школе. | 1 | игра | игровая | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. |
9 | Школа - мой дом. Экскурсия по школе. | 1 | экскурсия | Познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. |
10 | Законы жизни класса. | 1 | игра | игровая | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. |
11 | Школа вежливости. | 1 | игра | игровая | Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. |
12 | Безопасная дорога в школу. | 1 | квн | Досугово-развлекательная | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. |
13 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | игра | игровая | Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. |
14 | Мой город – Поляны родные. | 1 | экскурсия | Познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. |
15 | Моя улица. | 1 | экскурсия | познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. |
16 | Здравствуй, старый Новый год! | 1 | праздник | Досугово-развлекательная | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | |
17 | Они защищали Родину. | 1 | экскурсия | познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | |
18 | Государственные символы России. | 1 | квн | Познавательная Досугово-развлекательная | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России. | |
19 | Что такое Олимпийские игры. | 1 | викторина | Познавательная | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ. | |
20 | Будь планете другом. | 1 | праздник | Досугово-развлекательная | Ориентация в нравственном содержании и осмысление как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | |
21 | Конкурсы кормушек и рисунков. | 1 | конкурс | проектная | Регулятивные универсальные учебные действия. | |
22 | Не померкнет ваша слава! | 1 | экскурсия | познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | |
23 | День птиц. | 1 | квн | Досугово-развлекательная | Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | |
24 | Конкурс стихов к 8 Марта. | 1 | конкурс | проектная | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | |
25 | Весна в гости к нам пришла. | 1 | экскурсия | познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | |
26 | Конкурс дымковских игрушек. | 1 | конкурс | проектная | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | |
27 | Столица России – Москва. | 1 | квн | Досугово-развлекательная | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России. | |
28 | Дни удмуртской культуры. | 1 | экскурсия | познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; | |
29 | Девчонки и мальчишки, а также их родители. | 1 | соревнование | Проблемно-ценностное общение | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | |
30 | Что такое хорошо, а что такое плохо? | 1 | квн | Досугово -развлекательная | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | |
31 32 | Все профессии важны , все профессии нужны. | 1 | экскурсия | Познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | |
33 | Я, мои друзья, моя школа, моя Родина. | 1 | праздник | Досугово-развлекательная | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Уважительно относится к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. | |
| ИТОГО: | 33 | | | | |
2 класс
№ | Наименование разделов, тем | Всего | Формы организации образовательного процесса | Виды деятельности | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
Предметные Метапредментные | Основные направления воспитательной работы |
I. | Раздел «Я и я» - 5ч | |
1. | Конституция – основной закон страны | 1 | беседа | Проблемно-ценностное общение | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России. | 1.Гражданское воспитание 2. Духовное и нравственное воспитание 3.Патриотическое воспитание 4. Экологическое воспитание 5.Физическое воспитание 6.Трудовое воспитан 7.Эстетическое воспитание |
2. | Я – ученик. | 1 | Беседа с творческим заданием. | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. |
3. | Я и мои друзья. | 1 | Игра | Игровая деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия |
4. | Кому нужна наша помощь? | 1 | Обсуждение | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. |
5. | Кто я? Какой я? | | Диагностика | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; |
II. | Раздел «Я и семья» - 6ч |
16. | Мои обязанности по дому. | 1 | Деловая игра | Игровая деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. |
7. | Моя мама лучшая на свете. Фотоколлаж. | 1 | КТД | | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. |
8. | Я горжусь своим отцом. | 1 | Конкурс сочинений. | | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. |
9. | Сказки моей бабушки | 1 | Встреча с интересными людьми. | Познавательная деятельность. | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. |
10. | Папа, мама, я – спортивная семья. | 1 | Конкурс | | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. |
11. | Праздник – поздравление к дню Матери. | 1 | Праздник | | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. |
III. | Раздел «Я и школа» - 7ч |
12. | Школьная символика: гимн, герб, флаг. | 1 | Экскурсия | | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. |
13. | Устав – обязанности школьника. | 1 | Беседа | | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. |
14. | Школьная форма. | 1 | Творческий конкурс | Проблемно-ценностное общение | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. | |
15. | Я люблю свою школу. Презентация о школе. | 1 | Презентация о школе. | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. | |
16. | Самый уютный класс. | 1 | ОПТ генеральная уборка | Трудовая деятельность | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | |
17. | Мы – дежурим по школе. | 1 | Беседа | | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. | |
18. | Дневник – лицо ученика. | 1 | Выставка | | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель города. | |
IV. | Раздел «Я и моё Отечество» - 10ч | |
19. | Мой любимый город. Беседа. | 1 | Беседа с элементами игры | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель города. | |
20. | Символы России, города, школы. | 1 | Конкурс. | Познавательная деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | |
21. | Они защищали Родину. | 1 | Конкурс стихов | Познавательная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия | |
22. | Экскурсия в прошлое нашего города. | 1 | Экскурсия | Познавательная деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | |
23. | О чем шепчут названия улиц родного города. | 1 | Конкурс рисунков. | | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | |
24. | Герои ВОВ – наши земляки. | 1 | Экскурсия | Познавательная деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | |
25. | Знаменитые люди нашего города. | 1 | Заочное путешествие. | Познавательная деятельность | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ. | |
26. | Поэты и писатели нашего города. | 1 | Библиотечный час | Познавательная деятельность | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ. | |
27. | Мой город – мой завод. | 1 | Встреча с интересными людьми | Познавательная деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | |
28. | Акция «Помоги другу» | 1 | Акция | Трудовая деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | |
V. | Раздел «Я и планета» - 6ч | |
29. | Мы жители планеты Земля. | 1 | Заочное путешествие | Познавательная деятельность | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ. | |
30. | Конкурс рисунков « Земля – твой дом » | 1 | Конкурс рисунков | | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | |
31. | Птицы нашего края. | 1 | Праздник | | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | |
32. | Мягкие лапки, а в лапках царапки | 1 | Конкурс «Кис – кис» | | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | |
33. | Десант чистоты и порядка. | 1 | Трудовой десант | Трудовая деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | |
34. | Красная книга Кировской области. | 1 | Проект. | Познавательная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия. стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | |
| Итого: | 34 | | | | |
3 класс
№ п/п | Название темы | Количество Часов | Форма организации Образовательного процесса | Вид деятельности | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
Предметные Метапредметные | Основные направления воспитательной работы |
I | «Я и Я» | 5ч | | | | |
1 | Кто что любит и умеет? | 1 | Беседа | Проблемно – ценностное общение | осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; | 1.Гражданское воспитание 2. Духовное и нравственное воспитание 3.Патриотическое воспитание 4. Экологическое воспитание 5.Физическое воспитание 6.Трудовое воспитан 7.Эстетическое воспитание |
2 | Мы все такие разные. | 1 | Беседа | Проблемно – ценностное общение | осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; |
3 | Мои любимые книги. | 1 | Час библиотеки | Художественное творчество | Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. |
4 | Человек. Личность. Гражданин. | 1 | Диспут | Познавательная деятельность | Нравственно- этическая ориентация. |
5 | Тест «Познай себя». | 1 | Тест | Диагностика | осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; |
II | « Я и семья» | 8ч | | | |
6 | Почему меня так назвали? | 1 | проект | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия. |
7 | Проект. «Здесь живёт моя семья». | 1 | проект | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия. |
8 | Что значит быть хорошим сыном или дочерью? | 1 | Беседа | Проблемно – ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. |
9 | Мой папа – мастер на все руки. | 1 | Презентация | | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
10 | Золотые руки. | 1 | Беседа | Проблемно – ценностное общение | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. |
11 | Мои семейные обязанности. | 1 | Игра | Игровая деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. |
12 | Копилка добрых дел. | 1 | Ролевая игра | Игровая деятельность | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
13 | Доброта в сказках и стихах. | 1 | Час библиотеки | Художественное творчество | Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. |
III | «Я и школа» | 7ч | | | |
14 | Мой класс – моя семья. | 1 | Дискуссия | Познавательная деятельность | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
15 | Каков я в школе. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. |
16 | Устав школы. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. |
17 | Режим дня школьника. | 1 | Игра | Познавательная деятельность | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
18 | Права и обязанности школьника. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
19 | В мире вежливости. | 1 | Турнир | Игровая деятельность | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. |
20 | Диагностика сформированности классного коллектива. | 1 | Тест | Диагностика | Нравственно – этическая ориентация. |
IV | «Я и моё Отечество» | 7ч | | | |
21 | О чём шепчут названия улиц? | 1 | Экскурсия | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель города Вятские Поляны. |
22 | Герои – мои земляки. | 1 | Музейное занятие | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель города Вятские Поляны. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. |
23 | Проект. «Открытка ветерану». | 1 | Проекта | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия. | |
24 | Победа деда – моя победа. | 1 | час общения | Познавательная деятельность | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор | |
25 | Есть такая профессия – Родину защищать. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор | |
26 | Наша область. Символы Вятского края. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; | |
27 | Дорогая моя столица. | 1 | Заочная экскурсия | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель России. | |
V | «Я и планета» | 7ч | | | | |
28 | Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь! | 1 | Экскурсия | Познавательная деятельность | стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | |
29 | Чем живёт планета? | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | |
30 | Животные и растения рекордсмены из Красной книги Кировской области. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | |
31 | День славянской письменности. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; | |
32 | Мы в ответе за тех, кого приручили. | 1 | Сообщение | Проектная деятельность | стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | |
33 | Проект. «Если был бы я волшебником». | 1 | Проект | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия. стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | |
34 | Мы - патриоты. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель России. | |
| Итого | 34 часа | | | | |
4 класс.
№ | Название темы. | Кол. Часов. | Форма организации образовательного процесса. | Вид деятельности. | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
Предметные Метапредметные | Основные направления воспитательной работы |
1 | «Что такое хорошо, что такое плохо?» | 1 | Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. | 1.Гражданское воспитание 2. Духовное и нравственное воспитание 3.Патриотическое воспитание 4. Экологическое воспитание 5.Физическое воспитание 6.Трудовое воспитан 7.Эстетическое воспитание |
2 | Мои любимые книги. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Нравственно-этическая ориентация. |
3 | «Кто я? Какой я?» | 1 | Диагностика | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. |
4 | Откуда я родом? | 1 | Проект | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия |
5 | Хочу и надо. | 1 | Беседа | Проблемно-ценностное общение | Установление связи между результатом учения и ради чего она осуществляется. Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. |
6 | Тест «Познай себя» | 1 | Диагностика | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. |
7 | Законы жизни. | 1 | Дискуссия | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. |
8 | Мир моих интересов | 1 | Выставка | Досугово-развлекательная | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
9 | В гостях у предков. | 1 | Экскурсия | Познавательная деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. |
10 | Загляните в старенький альбом. | 1 | Библиотечный час | Познавательная деятельность | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ. |
11 | Спешите творить добро. | 1 | Акция | Общественно-полезная | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. |
12 | Герб моей семьи. | 1 | проект | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия |
13 | Моя родословная. | 1 | презентация | Познавательная деятельность | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ. |
14 | Пожилые люди – мудрые люди. | 1 | акция | Общественно-полезная | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. |
15 | Играем с малышами | 1 | Акция | Общественно-полезная | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. |
16 | Наше семейное хобби | 1 | Конкурс | Досугово-развлекательная | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
17 | По каким правилам мы живём? | 1 | Диспут | Проблемно-ценностное общение | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
18 | Трудовой десант. | 1 | Трудовой десант | Трудовая деятельность | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
19 | Школьный двор. | 1 | Проект | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия |
20 | Из истории моей школы. | 1 | Экскурсия | Познавательная деятельность | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | |
21 | Мои родители-выпускники школы № 2. | 1 | Проект | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия | |
22 | История страны в названии улиц города. | 1 | Экскурсия | Познавательная деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | |
23 | След ВОВ в жизни родного края. | 1 | Библиотечный час | Проблемно-ценностное общение | Нравственно- этическая ориентация. | |
24 | Люблю тебя, моя Россия. | 1 | Конкурс стихов | Познавательная деятельность | Нравственно- этическая ориентация. Владение монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
25 | Поговорим о толерантности. | 1 | Беседа | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор | |
26 | Дети войны. | 1 | Устный журнал | Проблемно-ценностная | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | |
27 | Урок доброты и милосердия. | 1 | Акция | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор | |
28 | Путешествие по стране. | 1 | Заочное путешествие | Познавательная деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | |
29 | Судьба Земли – наша судьба. | 1 | Акция | Трудовая деятельность | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор | |
30 | Что такое экология? | 1 | Викторина | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. Основы гражданской идентичности в форме осознания ответственности человека за общее благополучие. | |
31 | Животные красной книги Кировской области. | 1 | Конкурс | Познавательная деятельность | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | |
32 | Природа края и поэзия. | 1 | Устный журнал | Познавательная деятельность | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
33 | Знаешь ли ты страну? | 1 | Викторина | Познавательная деятельность | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я», как гражданин России. | |
34 | Семь чудес света. | 1 | Интеллектуально-познавательная игра | Познавательная деятельность | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | |
| Итого: | 34 | | | | |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания МО учителей Заместитель директора по УВР
начальных классов от __ августа 2023г №1 _________О.И.Голуб
_________Е.С.Белянская _ августа 2023г