Приложение 11.2
«Ритмика»
cпортивно-оздоровительное направление Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ритмика» для 1 – 4
классов МОУ СШ №6 составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями);
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. №
19993);
Авторской рабочей программы Бурениной А. И. «Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста» — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.
Программа «Ритмика» предназначена для преподавания основ хореографического искусства с первого по четвертый класс в режиме внеурочных занятий. Программа составлена с учётом современных тенденций в развитии физического воспитания в школе, возрастных особенностей школьников, их физического развития на основе дифференцированного и индивидуального подхода. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, его неоценимое богатство.
Цель программы "Ритмика"– формирование разносторонне физически и творчески развитой личности, готовой к активной реализации своих
способностей. Развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Рабочая программа по ритмике направлена на реализацию следующих задач:
(ритмическая шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика);
(пластический тренинг, музыкально- ритмические рисунки, импровизации);
овладение различными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, гимнастических и танцевальных упражнений;
обеспечивающих развитие мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений;
приобщение к музыке, восприятие, различие и понимание специфических средств музыкального «языка»: высота звука, динамика, темп;
усвоение несложных музыкальных форм, развитие чувства ритма,
музыкального слуха и памяти;
эстетическое, эмоциональное, физическое развитие школьника.
Общая характеристика курса
Новизна данной рабочей программы определена федеральным
государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются: Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
2
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Программа "Ритмика" нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных). Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных, но и в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца и предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 6-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Занятия включают чередование различных видов деятельности:
музыкально - ритмические упражнения и игры,
тренировочные упражнения у станка и в партере,
танцевальные элементы и движения,
творческие и самостоятельные задания, а также игра на муз. инструментах
3
Ценность искусства танца - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов
различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Принципы обучения
Основные принципы содержания программы: принцип доступности; активности; наглядности; принцип гармонического развития личности; принцип связи с жизнедеятельностью; принцип оздоровительной направленности; принцип систематичности и прочности; принципы обучения двигательным действиям; принципы развития физических способностей; принципы воспитания личностных качеств.
Методы обучения.
Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.д.
4
Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха. Игровой метод упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным "сюжетом", в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами.
Метод последовательности выражается в последовательном выполнении двигательных действий от простых упражнений до сложных, многосоставных элементов.
Метод круговой тренировки последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования физических качеств занимающихся.
Место предмета в учебном плане
Программа данного курса представляет систему занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут во 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется в рамках «Внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению» в соответствии с образовательным планом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
расширение ценностной сферы в процессе общения с ритмикой и
хореографией.
творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
5
творчества. продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе танцевальных.
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса,
школы, города, региона и др.);
овладение способностью к творческой реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез,
обобщение, классификация по стилям и жанрам танцевального искусства;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий,
понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном,
культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к танцевальному
искусству и различным видам танцевально - творческой деятельности;
6
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов хореографических искусств, размышлять о танце и ритмике как о способе выражения духовных переживаний человека;
нравственном развитии, знание основных закономерностей хореографического искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической,
религиозной самобытности танцевального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания танцевальных произведений в различных видах хореографической и учебно-творческой деятельности;
творческой деятельности при реализации различных проектов для
организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
участие в создании театрализованных и танцевально-пластических композиций, импровизаций, театральных спектаклей, танцевальных фестивалей, концертов, конкурсов и др.
Основное содержание программы
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин. Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.
Материал программы включает следующие разделы:
Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
Танцевальная азбука (тренаж).
7
Танец (народный, историко-бытовой, бальный, современный).
Беседы по хореографическому искусству.
Творческая деятельность.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету.
упражнений, движений, танцев.
Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты».
художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников
1-2 класса, слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 3 и 4 классов. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
Раздел «Танцевальная азбука».
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно — характерного и бального танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и
8
координацию движений, помогают усвоить правила хореографии. Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся. Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Раздел «Танец».
Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца. Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми. В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:
усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
начале обучающиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию. Народно — сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для
развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся.
9
На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно — сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.
Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:
Раздел «Беседы по хореографическому искусству».
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течение всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь обучающимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства. Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
Раздел «Творческая деятельность».
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. В играх детям
предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше
10
становятся их творческие возможности, богаче фантазия. При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например : «Я — учитель танцев», «Я - художник по костюмам» и др. Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему. Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений. Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.
№ | | | Раздел | | 1 | 2 | 3 | 4 |
п⁄п | | | | | | класс | класс | класс | класс |
1 | Раздел | «Ритмика, элементы | 10 | 10 | 10 | 10 |
| музыкальной грамоты» | | | | | |
| 1. | Элементы | музыкальной | | | | |
| грамоты. | | | | | | |
| 2. | | Музыкально | — | | | | |
| ритмические | упражнения, | | | | |
| гимнастика. | | | | | | |
| 3. | Построения и перестроения. | | | | |
| 4. | Слушание музыки. | | | | | |
| 5. | Гимнастика. | | | | | | |
2 | Раздел «Танцевальная азбука» | 8 | 8 | 8 | 8 |
| 1. | Элементы | Классического | | | | |
| танца. | | | | | | | |
| 2. | Элементы | Народно | — | | | | |
| сценического танца. | | | | | |
3 | Раздел «Танец» | | | 8 | 8 | 8 | 8 |
| 1. | Детские | бальные | и | | | | |
| народные танцы. | | | | | |
| 2. | Образные танцы (игровые). | | | | |
| 3. | Постановка | танцевальной | | | | |
| композиции. | | | | | | |
4 | Раздел | «Беседы | по | 3 | 4 | 4 | 4 |
| хореографическому | | | | | |
| искусству» | | | | | | |
| 1. | История балета. | | | | | |
| 2. | Танцы народов РФ. | | | | | |
5 | Раздел | | «Творческая | 4 | 4 | 4 | 4 |
| деятельность» | | | | | | |
| 1. | Игровые этюды. | | | | | |
| 2. | | Музыкально | — | | | | |
11
танцевальные игры. | | | | |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Тематическое планирование 1 класс
Содержание | | Количество | Характеристика основных видов деятельности |
(разделы, темы) | | часов | обучающихся (на уровне учебных действий) по |
| | | | | теме |
Введение. | Что | такое | 1 | Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению |
ритмика. | | | | | |
| | | |
Основные | танцевальные | 1 | Начать приучать учащихся к танцевальной |
правила. | Приветствие. | | технологии. |
Постановка корпуса. | | | |
| | | | |
Первый | подход | к | 1 | Научить ритмично исполнять различные |
ритмическому исполнению | | мелодии. |
(хлопки, | выстукивания, | | |
притоп). | | | | | |
Понятие о правой, левой | 1 | Проверить знания учащихся о правой, левой |
руке, правой, левой стороне. | | руке, стороне. |
Повороты | и | наклоны | | |
корпуса. | | | | | |
Поза исполнителя. Зритель, | 1 | Объяснить как должна располагаться фигура |
исполнитель. | Положение | | относительно зрителя. |
фигуры по | отношению | к | | |
зрителю. Ракурс. | | | | |
Танцы народов РФ, их | 1 | Познакомить с танцами народов РФ |
особенности и костюмы. | | | |
Танцевальная | | зарядка. | 1 | Разучить основные упражнения для рук в |
Упражнения для рук. | | | форме танцевальной зарядки. |
Ритмическая | | схема. | 1 | Научить составлять небольшие танцевальные |
Ритмическая игра | | | | комбинации. |
Ритмические | упражнения с | 1 | Развитие ритмичности с предметом. |
предметом (мяч, обруч, | | |
платок) | | | | | |
Простейшие | танцевальные | 1 | Разучить танцевальные элементы в форме |
элементы в форме игры. | | | игры |
Этюднаяработа.Игры. | 1 | Дать понятие пантомима. Рассказать об |
Понятие пантомима | | | этюдной работе. |
Упражнения | для | развития | 1 | Развить пластичность и мягкость движений |
плавности | и | мягкости | | под музыку. |
движений. | Пластичная | | |
гимнастика. | | | | | |
Синхронность | | и | 1 | Использовать на уроке флажки, мячи и |
координация | движений, | | постоянно напоминать о правильной осанке, |
используя | танцевальные | | правой стороне |
упражнения. | | | | | |
Упражнения | | для | 1 | Разучить основные упражнения профилактики |
профилактики плоскостопия | | плоскостопия. |
Гимнастика. Упражнения на | 2 | Научить правильно дышать. Следить за |
| | | | | 12 |
дыхание, | упражнения | для | | осанкой во время учебы |
развития | | | правильной | | |
осанки. | | | | | | | |
Упражнения | для суставов. | 1 | Провести небольшую профилактику суставов. |
Разминка «Буратино» | | | | |
Упражнения | | | | на | 1 | Научить учащихся расслаблять мышцы |
расслабление мышц. | | | | |
| | | | | |
Этюдная | | | работа. | 1 | Поиграть в различные игры связанные с |
Пантомима. | | Игра | | этюдной работой. |
«Телефон», «Замри». | | | | |
Музыкальные, | | | | 1 | Научиться определять медленно, быстро, |
танцевальные темы | | | | умеренно. |
Разучивание | | простейших | 1 | Разучить новые танцевальные элементы. |
танцевальных | | элементов | | |
«Часики», | | | «Качели», | | |
«Мельница» | | | | | | |
Настроение | в | музыке | | и | 1 | Научиться определять характер мелодии и |
танце. | | | Характер | | подбирать оригинальное исполнение |
исполнения. | | | | | | движения. |
Выразительные | средства | 1 | Познакомить с основными выразительными |
музыки и танца. Музыка, | | средствами музыки и танца. |
движение, | | исполнители, | | |
костюмы. | | | | | | | |
Правила | | танцевального | 1 | Объяснить основные правила танцевального |
этикета. | | | | | | | этикета. |
Аэробика. | | | | | | 2 | Увлечь детей занятиями аэробики. |
Понятие | | | размер. | 1 | Продолжать знакомить детей с музыкальными |
Музыкальная | | фраза, | | понятиями. |
длительность | в | музыке | и | | |
танце. | | | | | | | |
Танцевальные | игры | для | 1 | Развить музыкальный слух |
развития | музыкальности | и | | |
слуха. | | | | | | | |
Прохлопывание | | | | 1 | Продолжать развитие музыкального слуха. |
ритмического | | рисунка | | |
прозвучавшей мелодии. | | | | |
Ритмические упражнения | | 1 | Научить ритмично исполнять различные |
| | | | | | | упражнения. |
Гимнастика Parter. | | | 1 | Познакомить с партерной гимнастикой. |
Фигуры в танце. Квадрат, | 1 | Рассмотреть и разучить основные фигуры в |
круг,линия,звездочка, | | танце. |
воротца, змейка. | | | | |
Итоговое занятие. | | | 1 | Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению |
Итого | | | | | | 33ч | |
Тематическое планирование 2 класс
Содержание | Количество | Характеристика основных видов деятельности |
(разделы, темы) | часов | обучающихся (на уровне учебных действий) по |
| | теме |
| | 13 |
Что | такое | | ритмика. | 1 | Увлечьмузыкой,вызватьинтереск | |
Техника безопасности | при | | движению. | | | | | | |
разучивании | | танцев. | | | | | | | | |
Основные | | танцевальные | | | | | | | | |
правила. | | Приветствие. | | | | | | | | |
Постановка корпуса. | | | | | | | | | |
Понятие о правой, левой | 1 | Начать приучать учащихся к танцевальной | |
руке, правой, левой стороне. | | технологии. | | | | | |
Повороты | | и | наклоны | | | | | | | | |
корпуса | | | | | | | | | | | | | |
Положение | фигуры | по | 1 | Научить | ритмично | исполнять | различные | |
отношению | к | зрителю. | | мелодии. | | | | | | |
Ходьба с координацией рук | | | | | | | | |
и ног | | | | | | | | | | | | | |
Движения | на | развитие | 1 | Виды ходьбы и бега под музыку | Движения | |
координации. | | Бег | и | | руками в различном темпе. Выполнение | |
подскоки. | Упражнения | для | | упражнений под музыку. | | | |
развития тела | | | | | | | | | | | |
Движения по линии танца. | 1 | Проверить знания учащихся о правой, левой | |
Перестроение для танцев | | руке, стороне. | | | | |
| | | | | |
Позиции | рук. | Основные | 1 | Объяснить, как должна располагаться фигура | |
правила | | | | | | | относительно зрителя. | | | |
| | | | | | | Упражнения | на | выработку | осанки. | |
| | | | | | | Комплексы ОРУ Изучение позиций рук | |
Позиции | ног. | Основные | 1 | Изучение | позиций | ног. | Упражнения на | |
правила | | | | | | | выработку осанки. | | | | |
Позиции в паре. Основные | 1 | Проверить знания учащихся о правой, левой | |
правила. | | | Основные | | руке, стороне. | | | | |
движения танца “Полька” | | | | | | | | |
Упражнения | | | для | 1 | Разучить основные упражнения для рук в | |
исправления | | осанки | | форме танцевальной зарядки. | | | |
«Кошечка», | | «Змея». | | | | | | | | |
Упражнения | для мышц | | | | | | | | |
спины | | | | | | | | | | | | | |
Упражнения | для | развития | 1 | Упражнения | на | выработку | осанки. | |
позвоночника | | | | | Упражнения на координацию | | | |
Упражнения для улучшения | 1 | репляющие и развивающие упражнения под | |
гибкости | | | коленных | | музыку по специальной системе подготовки | |
суставов. | | | | | | начинающих танцоров Прыжки: маленькие и | |
Диско-танец “Вару-вару.” | | большие прыжки; по разным длительностям. | |
Разучивание | | движений | | Подскоки: на месте; с продвижением. | |
танца | | | | | | | Упражнения для рук и кистей: являются частью | |
Я– герой сказки. Любимый | 1 | разминки, а также включаются в танцевальные | |
персонаж сказки (имитация | | комбинации и этюды. Упражнения по всем | |
под музыку) | | | | | уровням | | выполняются | по | заданию | |
Элементы | | | народной | 1 | преподавателя. Усложнённые варианты и | |
хореографии: | ковырялочка, | | комбинации | складываются | из | простых | |
лесенка, елочка | | | | изученных элементов путем комбинации их | |
| | между собой. | | | | | |
Народно-хореографический | 1 | | | | | |
танец. | Позиции | ног, | рук. | | Упражнения | на | выработку | осанки. | |
| | | | | | | | | | | | 14 | |
Упражнения | | | | | на | | Упражнение на расслабление мышц. | |
выстукивания | | | | | | | | | | | |
Отработка | | построений | 1 | | | | | |
“линии”, | | “шахматы”. | | | | | | |
Музыкально-ритмические | | | | | | | |
игры “Коршун | и | курица”, | | | | | | |
“Магазин игрушек” | | | | | | | | |
Танцевальная | | | зарядка. | 1 | Научить правильно дышать. Следить за |
Упражнения | | для | рук. | | осанкой во время учебы. Поиграть в |
Упражнения | для | развития | | различные игры связанные с этюдной работой |
плавности | и | | мягкости | | | | | | |
движений | | | | | | | | | | | |
Синхронность | | | | и | 1 | Научиться определять характер мелодии и |
координация | | движений. | | подбирать | оригинальное | исполнение |
Упражнения | | | | для | | движения. | | | | |
профилактики плоскостопия | | | | | | |
Упражнения | на | дыхание, | 1 | Познакомить с основными | выразительными |
упражнения | для | развития | | средствами музыки и танца. | | |
правильной | | | осанки. | | | | | | |
Пантомима. | | | | Игра | | | | | | |
«Телефон», «Замри» | | | | | | | | |
Разучивание | танцевальных | 1 | Разучить новые танцевальные элементы. |
элементов | | | «Часики», | | Объяснить основные правила танцевального |
«Качели», «Мельница» | | | | этикета. | | | | |
| | | | | |
Настроение | в | музыке | и | 1 | Научить правильно дышать. Следить за |
танце. | | | Характер | | осанкой во время учебы. Поиграть в |
исполнения. | | | Правила | | различные игры связанные с этюдной работой |
танцевального этикета | | | | | | | | |
Прохлопывание | | | | | 1 | Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом |
ритмического | | | рисунка. | | ноги, согнутой в колене, на месте и в |
Фигуры в танце. Квадрат, | | продвижении, на полупальцах с вытянутыми |
круг,линия,звездочка, | | коленями, со сменой положения рук. Лёгкий |
воротца, змейка | | | | | | бег с пальцев вытянутой стопы, бег с |
Основные | танцевальные | 1 | отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, |
точки, шаги. Диагональ, | | на месте и в продвижении, бег с подниманием |
середина | | | | | | | вперёд ног, согнутых в коленях, на месте и с |
Понятие о | | рабочей | и | 1 | продвижением. Прыжки: понятие маленьких и |
опорной | | | | ноге. | | больших прыжков; по разным длительностям. |
Танцевальный | | | шаг, | | Подскоки: на месте; с продвижением. |
подскоки вперед, назад, | | Упражнения по всем уровням выполняются |
галоп | | | | | | | по заданию преподавателя. Усложнённые |
Три «кита» в музыке. Песня | 1 | варианты и комбинации складываются из |
и танец. Марш. Понятие о | | простых | изученных | элементов | путем |
марше, ритмический счет | | | комбинации их между собой | | |
Разучивание | танцевальных | 1 | | | | | |
шагов. Шаг с приседанием, | | | | | | |
приставной, с притопом | | | | | | | |
Танцевальный бег (ход на | 1 | | | | | |
полу пальцах) | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 15 |
Тройной | шаг. | Упражнения | 1 | | | | | |
на | ориентацию | в | | | | | | |
пространстве. | Приставные | | | | | | |
шаги. Синхронность | | | | | | | |
Игровые | | двигательные | 1 | | | | | |
упражнения | с | предметами. | | | | | | |
Танцевальные | игры для | | | | | | |
развития музыкальности | и | | | | | | |
слуха | | | | | | | | | | |
Настроение | в | музыке | и | 1 | Познакомить | с основными выразительными |
танце. Характер исполнения | | средствами музыки и танца. | | |
Выразительные | средства | 1 | Объяснить основные правила танцевального |
музыки и танца. Музыка, | | этикета. | | | | |
движение, | исполнители, | | Продолжать | знакомить | детей | с |
костюмы | | | | | музыкальными понятиями. | | |
Фигуры в танце. Квадрат, | 1 | Научиться определять характер мелодии и |
круг,линия,звездочка, | | подбирать | оригинальное | исполнение |
воротца, змейка | | | | движения. | | | | |
Упражнения | | | на | 1 | | | | | |
расслабление мышц | | | | | | | |
Бальный танец «Вальс» | | 1 | | | | | |
Итого | | | | | 34 ч | | | | | |
| | | | Тематическое планирование 3 класс | | | |
| | | |
Содержание | | Количество | Характеристика основных видов деятельности |
(разделы, темы) | | часов | обучающихся (на уровне учебных действий) по |
| | | | | | | теме | | |
Организационный урок. | | 1 | Увлечьмузыкой,вызватьинтереск |
Введение. Инструктаж по | | | движению. | Уметь | соблюдать правила |
технике безопасности. | | | техники безопасности. | | | |
Основные танцевальные | | 1 | Начать приучать детей к танцевальной |
правила. Приветствие. | | | технологии. | | | | |
Постановка корпуса.. | | | | | | | |
Первый подход к | | 1 | Научить ритмично | исполнять | различные |
ритмическому исполнению | | мелодии. | | | | |
(хлопки, выстукивания, | | | | | | | |
притоп). | | | | | | | | | | |
Прохлопывание | | | 1 | Развить музыкальный слух. | | |
ритмического рисунка | | | | | | | |
прозвучавшей мелодии. | | | | | | | |
Понятие о правой, левой | | 1 | Проверить знания учащихся о правой, левой |
руке, правой, левой стороне. | | руке, стороне. | | | | |
Повороты и наклоны | | | | | | | |
корпуса. | | | | | | | | | | |
Основные танцевальные | | 1 | Обучить основным танцевальным точкам в |
точки, шаги. Диагональ, | | | зале. | | | | |
середина. | | | | | | | | | |
Понятие о рабочей и | | 1 | Показать высоту шага и научить равномерно |
опорной ноге. | | | | распределять тяжесть корпуса на рабочую |
| | | | | | ногу. | | | | |
Понятие «шаг» 45°, 90°, | | 1 | Подход к хореографической терминологии. | |
| | | | | | | | | | 16 |
180°. Растяжка. | | | | | | | | | |
Первый танцевальный | 1 | Умение пользоваться движением «Крест» для |
элемент «Квадрат», | | рук, головы, ног. | | | | | |
«Крест». | | | | | | | | | |
Постановка корпуса. | 1 | Научить детей не смотреть себе под ноги, |
Движения плечами, | | поставить корпус. | | | | | |
бедрами, руками, животом. | | | | | | | | | |
Простейшие танцевальные | 1 | Рассмотреть | и | разучить | простейшие |
элементы. Танцевальный | | танцевальные элементы. | | | | |
шаг, подскоки вперед, | | | | | | | | | |
назад, галоп. | | | | | | | | | |
Разучивание позиций рук и | 1 | Выучить основные позиции рук и ног. | |
ног. | | | | | | | | | |
Наклоны и повороты с | 1 | Наклоны корпуса в разных направлениях. | |
хореографической точки | | | | | | | | | |
зрения. | | | | | | | | | |
Гимнастические элементы. | 1 | Рассмотреть | несколько | | гимнастических |
| | элементов. | | | | | | |
Ритмические упражнения в | 1 | Составить | | несколько | комбинаций | с |
различных комбинациях. | | использованием ритмических упражнений. | |
Упражнения на дыхание, | 1 | Научить правильно дышать. Следить за |
упражнения для развития | | осанкой во время учебы. | | | | |
правильной осанки. | | | | | | | | | |
Марш. Понятие о марше, | 1 | Научиться маршировать, отличать марш от |
ритмический счет | | других | танцев, | счет, | темы | марша, |
| | простукивание на счет 1,2,3,4. | | | |
Три «кита» в музыке. Песня | 1 | Понять из чего состоит песня. Самые |
и танец. | | известные танцы (полька, вальс). | | |
Разучивание танцевальных | 1 | Научить основным танцевальным шагам. | |
шагов. Шаг с приседанием, | | | | | | | | | |
приставной, с притопом. | | | | | | | | | |
Три подразделения в танце | 1 | Музыкальное понятие – помощник в |
и музыке. Общее понятие. | | движении. Обсуждение вопроса из чего |
| | состоит музыка. | | | | | |
Танцевальный бег (ход на | 1 | Научить выполнять различные упражнения на |
полу пальцах). Упражнения | | полупальцах. | | | | | | |
для профилактики | | | | | | | | | |
плоскостопия. | | | | | | | | | |
Тройной шаг. Упражнения | 1 | Разучить различные комбинации с тройным |
на ориентацию в | | шагом. | | | | | | | |
пространстве. | | | | | | | | | |
Урок-игра «Ловушка», | 1 | Увлечь танцевальными играми. | | |
«Русский кулачный бой», | | | | | | | | | |
«Выйди из круга» (с мячом). | | | | | | | | | |
Приставные шаги. | 1 | Развивать | | синхронность, | | выполняя |
Синхронность. | | простейшие приставные шаги. | | | |
Аэробика. | 2 | Увлечь детей занятиями аэробики. | | |
Бальный танец от эпохи | 1 | Бальный танец от эпохи средневековья до |
средневековья до наших | | наших дней. | | | | | | |
дней. | | | | | | | | | |
Партнер и партнерша. | 1 | Дать основные понятия в танце. | | |
| | | | | | | | | 17 |
Понятие дуэт, квартет в | | | | | | | |
танце. | | | | | | | |
Простейшие фигуры в | 2 | Познакомить с основными фигурами в танцах |
танцах. Разучивание танца в | | и попробовать исполнить их в паре. | |
паре. | | | | | | | |
Гимнастика Parter. | 2 | Познакомить с партерной гимнастикой. |
Игровые двигательные | 1 | Развитие двигательной активности. | |
упражнения с предметами. | | | | | | | |
Контрольный урок. | 1 | Подвести итог. Планы на следующий год. |
Итого | 34 ч | | | | | | |
Тематическое планирование 4 класс | | | | |
| | |
Содержание | Количество | Характеристика основных видов деятельности |
(разделы, темы) | часов | обучающихся (на уровне учебных действий) по |
| | | | теме | | |
Организационный урок. | 1 | Увлечьмузыкой,вызватьинтереск |
Введение. Инструктаж по | | движению. | Уметь | соблюдать | правила |
технике безопасности. | | техники безопасности. | | | |
Основные танцевальные | 1 | Начать приучать учащихся к танцевальной |
правила. Приветствие. | | технологии. | | | | | |
Постановка корпуса. | | | | | | | |
Первый подход к | 1 | Научить ритмично | | исполнять | | различные |
ритмическому исполнению | | мелодии | | | | | |
(хлопки, выстукивания, | | | | | | | |
притоп).. | | | | | | | |
Прохлопывание | 1 | Развить музыкальный слух. | | |
ритмического рисунка | | | | | | | |
прозвучавшей мелодии. | | | | | | | |
Понятие о правой, левой | 1 | Проверить знания учащихся о правой, левой |
руке, правой, левой стороне. | | руке, стороне. | | | | | |
Повороты и наклоны | | | | | | | |
корпуса. | | | | | | | |
Основные танцевальные | 1 | Обучить основным танцевальным точкам в |
точки, шаги. Диагональ, | | зале. | | | | | |
середина. | | | | | | | |
Понятие о рабочей и | 1 | Показать высоту шага и научить равномерно |
опорной ноге. | | распределять тяжесть корпуса на рабочую |
| | ногу. | | | | | |
Простейшие танцевальные | 1 | Рассмотреть | и | разучить | простейшие |
элементы. Танцевальный | | танцевальные элементы. | | |
шаг, подскоки вперед, | | | | | | | |
назад, галоп. | | | | | | | |
Ритмическая схема. | 1 | Научить составлять небольшие танцевальные |
Ритмическая игра. | | комбинации. | | | | | |
Этюдная работа. Игры. | 1 | Дать понятие пантомима. Рассказать об |
Понятие пантомима. | | этюдной работе. | | | | | |
Синхронность и | 1 | Использовать на уроке флажки, мячи и |
координация движений, | | постоянно напоминать о правильной осанке, |
используя танцевальные | | правой стороне. | | | | | |
упражнения. | | | | | | | |
Упражнения для развития | 1 | Развить пластичность | и мягкость движений |
| | | | | | | 18 |
плавности и мягкости | | под музыку. | | |
движений. Пластичная | | | | |
гимнастика. | | | | |
Разучивание танцевальных | 1 | Научить основным танцевальным шагам. |
шагов. Шаг с приседанием, | | | | |
приставной, с притопом. | | | | |
Танцевальный бег (ход на | 1 | Научить выполнять различные упражнения на |
полу пальцах). Упражнения | | полупальцах. | | |
для профилактики | | | | |
плоскостопия. | | | | |
Тройной шаг. Упражнения | 1 | Разучить различные комбинации с тройным |
на ориентацию в | | шагом. | | |
пространстве. | | | | |
Танцы народов РФ, их | 1 | Познакомить с танцами народов РФ. |
особенности и костюмы. | | | | |
Танцевальный элемент | 1 | Научить маршировать танцевально, попадая в |
«Марш». | | такт музыки, темы марша. | |
Простейшие фигуры в | 1 | Познакомить с основными фигурами в танцах |
танцах. Разучивание танца в | | и попробовать исполнить их в паре. |
паре. | | | | |
Русский народный танец | 2 | Умение ставить ногу на каблук и на носок. |
«Полька». | | | | |
Русский народный танец | 2 | Познакомить с самыми простыми русскими |
«Каблучок», | | народными танцами. | |
«Ковырялочка», | | | | |
«Гармошка». | | | | |
Ритмические упражнения | 11 | Разучить | простейшие | ритмические |
«Притопы», «Перепляс». | | упражнения. | | |
Бальный танец от эпохи | 1 | Рассказать о развитии бального танца. |
средневековья до наших | | | | |
дней. | | | | |
Бальный танец «Вальс». | 2 | Научить танцевать самый простой вальс. |
Гимнастика. Упражнения на | 1 | Научить правильно дышать. Следить за |
дыхание, упражнения для | | осанкой во время учебы. | |
развития правильной | | | | |
осанки. | | | | |
Аэробика. | 2 | Увлечь учащихся занятиями аэробики. |
Гимнастика Parter. | 2 | Познакомить с партерной гимнастикой. |
Упражнения на | 1 | Научить учащихся расслаблять мышцы. |
расслабление мышц. | | | | |
Игровые двигательные | 1 | Развитие двигательной активности. |
упражнения с предметами. | | | | |
Контрольный урок. | 1 | Подвести итог. Планы на следующий год. |
Итого | 34 ч | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Литература. Программы
19
Буренина А. И. «Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста» — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.
Видеоматериалы.
Мультимедийная программа «Школа танцев» Медиа Арт Паблишер», Москва, 2005г.
Мультимедийная программа «Учимся танцевать» часть 1 Москва, 2005г.
Мультимедийная программа «Учимся танцевать» часть 2 Москва, 2005г.
Мультимедийная программа «Учимся танцевать» часть 3 Москва, 2005г.
Уроки латино-американских танцев. Медиа Арт Паблишер», Москва, 2007г.
Аудиоматериалы.
«Ритмическая мозаика» (1 часть) Музыкальная палитра 2009г. «Ритмическая мозаика» (2 часть) Музыкальная палитра 2009г. «Ритмическая мозаика» (3 часть) Музыкальная палитра 2009г/ «Ритмическая мозаика» (4 часть) Музыкальная палитра 2009г.
Планируемые результаты изучения курса «Ритмика» В результате обучения обучающиеся научатся:
правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;
20
понимать о детальных оттенках музыки, о звуковысотности;
понимать основные танцевальные жанры: польку, вальс, пляску, диско;
исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно,
плавно;
Получат возможность научиться:
знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;
различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска,
хоровод и т. д.;
Научатся:
зниям позиций ног и рук классического танца, народно — сценического танца;
пониманию танцевальных терминов: выворотности, координации, название упражнений;
исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг,
боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; элементы якутского танца в простой комбинации;
Получат возможность научиться:
21
иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
положению стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг,
переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.
Научатся:
Танец:(понятия:музыкально,красиво,эмоционально,
выразительно, синхронно)
В конце 1 года обучения исполнять: веселую польку на подскоках, вальс в три па, свой национальный танец,
В конце 2 года обучения исполнять: танцевальную композицию,
построенную на изученных танцевальных движениях.
В конце 3 года обучения исполнять: фигурную польку, вальс — променад,
русские танцы с использованием элементов хоровода и перепляса.
В конце 4 года исполнять: историко-бытовой танец — полонез, фигурный вальс; русские танцы: хороводные и кадриль. Иметь навык благородного,
вежливого обращения к партнеру.
22