СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Япония – страна с удивительными традициями»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 10 классе по курсу экономической и социальной географии мира

Внедрение и использование мультимедиа-технологий в преподавании географии выявило ряд положительных сторон. Например, применение специального проектора позволяет в ходе урока наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного продукта, в том числе с помощью слайд-презентаций. Такая организация занятий дает возможность экономить время, тем самым, интенсифицируя изложение учебного материала. Создание презентаций с помощью компьютерной программы Microsoft Office PowerPoint не требует специальной подготовки и больших затрат. Презентации, созданные с помощью данной программы, при необходимости могут быть легко дополнены или переделаны.

Просмотр содержимого документа
««Япония – страна с удивительными традициями»»

2



Урок в 10 классе по курсу экономической и социальной географии мира

Внедрение и использование мультимедиа-технологий в преподавании географии выявило ряд положительных сторон. Например, применение специального проектора позволяет в ходе урока наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного продукта, в том числе с помощью слайд-презентаций. Такая организация занятий дает возможность экономить время, тем самым, интенсифицируя изложение учебного материала. Создание презентаций с помощью компьютерной программы Microsoft Office PowerPoint не требует специальной подготовки и больших затрат. Презентации, созданные с помощью данной программы, при необходимости могут быть легко дополнены или переделаны.

Тема урока: «Япония – страна с удивительными традициями»

Учебно-воспитательные цели:

1. Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения.

2. Развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, использовать различные источники географической информации. Развитие монологической речи.

3. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.

Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта Японии, атлас для 10 класса, контурные карты, рисунки учебника, икебана, палочки и посуда, газета «Японская мозаика», мультимедийный проектор, компьютер, CD-RW, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint, магнитофон, CD-R с японской музыкой.

Литература:

  • Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. – Волгоград: Учитель, 2004.

  • DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006

  • Симонов В.М. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, географии, экономики. – Волгоград: Учитель, 2003.

  • http://school-collection.edu.ru

  • http://festival.1september.ru

Тип урока: урок-диалог.

Межпредметные связи: история, биология, экология, литература, МХК.

Структура урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Изучение нового материала с последующим закреплением. – 40 мин.

3. Физминутка – 1 мин.

4. Итог урока – 3 мин.

План

1. Япония – «страна наоборот».

2. Название страны и состав территории.

3. Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭПГ на развитие страны, его изменение во времени.

4. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного помещения для развития промышленности и сельского хозяйства.

5. Особенности населения. Демографическая политика.

6. Культура Японии.

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент.

На доске – эпиграф «Япония – страна с удивительными традициями» Иван Ефремов.

Слайд № 1

Вступительное слово учителя, звучит тихая японская музыка. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. О какой стране идет речь? Вы догадались? Да, это Япония.

Объявление целей урока: сегодня на уроке мы познакомимся с ЭГП и ПГП Японии, природными условиями и ресурсами, особенностями населения и его традициями.

Домашнее задание: стр. 216-218, закончить оформление к/к. По ходу урока вы будете получать индивидуальные задания по интересу.

По желанию: творческая работа по заинтересовавшей проблеме в виде сообщения (запись на доске)















Усваивают цели урока, записывают домашнее задание в дневник.

2. Изучение нового материала с последующим закреплением.

А) Общие сведения о Японии. Комментирование и разъяснение данных.

Слайд № 2: государственный флаг и национальный цветок.

Б) ЭГП и ПГП Японии.

Учитель объясняет цели работы, организует работу с настенными, контурными и картами атласа, текстом учебника.

Организация беседы по обмену полученной географической информацией.



В) Влияние ЭГП и ПГП на развитие страны, его изменение во времени.

Проблемный вопрос: Почему Курильские острова являются спорными (Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи)?

Организует работу с дополнительными источниками геоинформации.

Показ фото в учебнике Бабурина «Южные Курилы»

Организация эвристической беседы по материалам исследования.




Г) Природные условия и ресурсы, их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

Организует работу с текстом учебника, картами атласа.

Пояснения и дополнения учителя.




Рассказ о сакуре.

Слайд № 3: Сакура.



Д) Особенности населения, демографическая политика, традиции.

Организует определение места Японии по численности населения.

Слайд № 4. Таблица «Страны-гиганты…»

Организация работы с блоками №4, №5 и №17 (Максаковский) и таблицей №1 (Бабурин), карты атласа «Япония».

Вопрос: Почему японцы живут долго? Подумайте на досуге.


Вопрос: каковы особенности национального состава Японии.

Дополнение учителя.

Рассказ ученика об айнах.

Слайд № 5 Айны.

Организует показ крупных городов Японии на карте у доски. В Японии более 200 больших городов, 12 из них города-миллионеры.

Рассказ учителя: Япония – КМ, империя. Император – Акихито.

У него нет наследника. Но есть дочь, поэтому сейчас в Японии рассматривается вопрос о наследовании по женской линии. Все тенденции к тому, что вопрос решится положительно. Большинство в парламенте и кабинете министров высказываются за изменение законов в пользу принцессы. (По материалам телевидения)

Слайд № 6. Императорская семья


Вопрос: какие религии исповедуют в Японии.

Показ рис. 67. Один из традиционных японских фестивалей (стр. 220 Максаковский), фото в атласе «Чайная церемония».


Слайд № 7. Пагода, статуя Будды-ребенка, храм Асакуса, синтоистский храм, храм тысячи Будд.

Сообщения учащихся с показом на экране: (звучит тихая японская музыка)

Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности.

  • Поклоны и улыбки

  • Чаепитие

  • Икебана

  • Бонсай

  • Кимоно

  • Японское жилище

  • Еда

  • Борьба

  • Кабуки

  • Каллиграфия

  • Сады Японии

Слайд № 8. Чайная церемония, икебана, бонсай.

Слайд № 9. Национальная одежда

Слайд № 10. Старинные замки

Слайд № 11 Посуда, борьба, Кабуки, каллиграфия

Слайд № 12. Сады Японии

Дарит ученикам японского журавлика на счастье

1 Вариант: Комментированное чтение в учебнике Бабурина (стр. 282).

2 вариант: анализ «Визитной карточки стран» в учебнике Максаковского.

Чтение дополнительного текста №18 (Максаковский, стр. 234).

Анализ предложенных карт и текста учебника: физическая карта Японии (Бабурин, форзац), ПКМ, Максаковский, стр. 216-217.


Работа в парах: 1. Формирование территории (Бабурин.стр. 284-285).

2 Почему Курильские острова являются спорными? (дополнительный материал).

3. В чем суть проблемы «северных» территорий? (дополнительный материал).

4.Из истории исследования и открытия Курил (дополнительный материал).

Исследуют, анализируют текст, выявляют суть проблемы.

Припоминание изученного материала в 7 классе.

Анализ текста учебников Бабурина (стр. 285-286) и Гладкого (стр. 168-169).

Анализ карты атласа «Мировые природные ресурсы»

Анализ визитной карточки стран в учебнике Максаковского.

Сообщение учащегося о сакуре.




Блок №4 (стр. 56-57) анализ карты №13 Типы воспроизводства населения. Анализ карты №14 Возрастной состав населения мира. Анализ таблицы №1 (стр. 296-297)

Национальный состав – поиск ответа на вопрос (Максаковский стр. 217)

Блок №5 (стр. 68-69) анализ карты №18 Уровень урбанизации по странам мира.




Рассказ ученика об айнах.

Анализ карты №17 Крупнейшие города мира.

Блок №17.Аанализ карты «Крупнейшие города и городские агломерации Японии» (рис. 68, Максаковский)

Знакомство с дополнительными фактом №21 (стр. 234).










Анализ карты атласа «Религии мира». Дополнительный текст №19 (стр. 234 Максаковский)

Знакомство с текстом о традициях (стр. 217 Максаковский), дополнительный текст №20 (стр. 234 Максаковский).


Рассматривание рисунков и фото в учебнике и атласе, на экране.

Учащиеся представляют аудитории свои сообщения.

Физкультминутка: выполняют японские поклоны.

Восприятие и осмысление информации учителя















Получают в подарок на счастье японского журавлика.

3. Итог урока.

Подведение итогов урока: На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, где люди наперекор природе, не давшей им ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им.

Кто же они, японцы? Что ими движет?

Комментирование оценок.

Пробуют сделать вывод об особенностях японской нации.







Выставление оценок в дневники.

Слайд № 1.



Слайд № 2.



Слайд № 3.


.

Слайд № 4.



Слайд № 5.





Слайд № 6.


Слайд № 7.



Слайд № 8.



Слайд № 9.



Слайд № 10



Слайд № 11.



Слайд № 12.


Лабко Марина Александровна

Муниципальное образовательное учреждение

«Гамалеевская средняя общеобразовательная школа № 2»

Сорочинского городского округа Оренбургской области