Языческие истоки русской культуры
1. Что такое язычество?
Сам термин «язычество» литературного происхождения. Произошел от церковнославянского слова «языци», т.е. «народы», «иноземцы». В современной науке под язычеством понимается комплекс обрядов, верований, которые предшествовали возникновению мировых религий /буддизма, христианства, ислам/ и которые во многом послужили их основой.
Основой языческой культуры Руси была славянская мифология.
2. Что такое мифология?
Это понятие состоит из двух греческих слов – «миф» - что значит – сказание, предание и «логос» - слово, мысль, разум. Мифология – это один из способов постижения окружающего мира, совокупность символических представленй об этом мире. Человек воспринимается как неотъемлемая часть природы, явления природы обожествляются, животные и растения одушевляются.
3. Какие разновидности язычества присутствовали в древнерусской культуре?
- Мифологическое мировоззрение вначале относилось к предметам, непосредственно связанным с жизнью человека. Это проявлялось в виде поклонения по отношению различных неодушевленных и одушевленных предметов, а такая вера в сверхъестественные возможности какого-либо объекта получил название фетишизма. И такими фетишами для древних славянских народов могли быть и добычливые орудия охоты и деревья, плоды которых утоляли голод, и кремень, с помощью которого можно было добывать огонь, и т.д.
Первоначально предмет сам по себе воспринимался как проявление сверхъестественных сил. Но с усложнением мышления человек, задаваясь вопросом об источнике этих сил, начинает думать, что их носителем является существующая в объекте какая-то неведомая ему сила – своеобразный двойник данного объекта. Это породило новую форму первобытных верований – анимизм. /от латинского – дух, душа/. Восточное славяне верили, что все их окружение как бы одушевленно / «и камень имеет душу», не говоря уже о деревьях или животных/.
Еще одной разновидностью язычества была вера в происхождение того или иного рода или племени от какого-то животного, который считается древнейшим предком, родоначальником этого рода или племени – тотемизм. Зафиксированная в мифах, история этого предка служила основой культурной организации. Обычно тотем изображался на гербе племени, служил объектом поклонения и почитания. А в целях поддержания культа тотема существовали магические ритуалы и обряды. Наиболее ярко подтверждают существование тотемизма у восточных славян русские народные сказки, где часть многие животные называются или лисичкой-сестричкой, или волком-братиком, или медведем-дедушкой.
Следующая более высокая стадия мышления древних славян связана с представлением о том, что дух – «двойник» может жить вне своего объекта, которому он присущ, что породило культ предков. Другим фактором возникновения культа предков послужило выделение в роде возрастной группы старейших. Их почитаемость в земной жизни сказывалась на отношении к ним родичей после смерти.
Невидимые духи-души предков и родичей, двойники фетишизируемых предметов и явлений, объекты тотемистического культа постепенно «населяют» окружающий древнего славянина мир. Уже не сам предмет является объектом почитания. Поклонение относится к живущему в нем духу /демону/. И считается, что не сам предмет; а именно они, духи /демоны оказывают влияние на ход событий в мире и на судьбы людей. И демоны приобретают антропоморфный /человеческий/ образ. Духи-демоны начинают различаться прежде всего по месту обитания, становятся как бы «хозяином места».
4. Какие духи/демоны, по мнению древних славян, были «хозяевами» различных стихий?
В водной стихии, считали древние славяне, жили берегини, водяные, русалки.
В лесу – это царство лешего или лесовика. Леший обитает на деревьях или в дуплах.
В жилище «хозяин» домовой – маленький горбатенький старикашка. Он – покровитель дома, домашнего хозяйства.
5. Что являлось основой культурной жизни людей мифологической эпохи?
Обряд - театрализованное действо, включавшее слово, жест, танец, музыку.
6. Какие боги принадлежат к божественному пантеону наших предков?
Главой этого пантеона был Перун – бог грозы и войны, а потому он считался покровителем князя-военачальника и его дружины.
Велес – бог торговли и богатства, подарил славянам огонь, бог мудрости,
Даждьбог – податель небесных благ,
Стрибог – бог неба, воздушных масс. ветра и погоды, «распространитель» небесных благ,
Хорс – божество солнечного светила, Макошь /Мокошь – богиня земли и плодородия,
Семаргл – божество семян, ростков и корней растений,
Сварог – небесный бог - кузнец,, он научил людей создавать семьи и рождать детей, уважать предков и богов.
Род - создатель всего живого и сущего, создатель мира и отец первого поколения светлых богов.
Лада – мать первого поколения славянских богов.
Важнейшим признаком языческой культуры восточных славян был пантеон богов, представление о которых сформировалось на последней стадии существования родо-племенных отношений и ранней стадии существования такого государства как Киевская Русь.
7. Как изображались эти божества?
Все эти божества изображались в виде идолов /деревянная скульптура/, которые как правило ставились на капищах, возвышенных местах, чтобы их можно было видеть как можно дальше. Этим идолам поклонялись. Причем, для каждого изображенного божества было назначены определенные дни для поклонения.
8. Как наши предки пытались умилостивить своих богов?
Практика жертвоприношения и поклонения привела к созданию определенного культа. С другой стороны, культовая практика способствовала формированию определенных ритуалов и обрядов, а те, в свою очередь, были частью праздников, которые у восточных славян в основном были связаны с различными периодами сельскохозяйственного производства.
9. Была ли славянская мифология оформлена в единую систему?
Она была аморфной и дробной. Боги не имели биографий. Облик был лишен определенности. Но сюжеты мифов достаточно интересны.
10. Какая задача встала перед формирующимся централизованным государством Киевской Руси?
Настоятельной потребностью была замена мифологического мировоззрения на религиозное. Религия /религиозная вера/ исходит из принципа монотеизма /от греч. моно - единственный и теос – бог/ - как мы уже отмечали в первой лекции – вера в одного Бога как начала всех начал.
11. Какие примеры современного сосуществования православия и язычества вы можете привести?
Вера в колдовство, гадания, приметы, талисманы, сглазы и т.д.
Процесс христианизации Руси как бы складывается из двух встречных процессов – христианизации язычества и «объязычивание» христианства – своеобразное двоеверие. Вспомним Н.В. Гоголя и цикл его повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Здесь смешиваются и параллельно существуют обряды и верования как христианства, так и язычества. В результате смыслового сближения и взаимопроникновения образной системы представлений восточного христианства /православия/, которое стало господствующей религией на Руси и восточнославянской мифологии происходил процесс, способствующий формированию многих черт русского национального характера.
12. Какие примеры произведений народного творчества вы можете привести?
Сказки запечатлели нравственные установки жизни наших предков: чувство справедливости, уверенность в торжестве правого дела, победы добра над злом.
Песни. Сохранились обрядовые, календарные, хороводные, плясовые, подблюдные, семейно-бытовые песни и плачи.
13. Имя какой реальной личности из мифологического периода вы можете назвать?
Боян – это лицо реальное, историческое, это великий древнерусский сказитель, родоначальник древнерусской певческой школы. Он заложил основы русского героического эпоса. Его имя упоминается в Слово о полку Игореве. Со временем Боян становится мифологическим персонажем. В некоторых местах его почитали как Бога музыки, поэзии и творчества и даже внуком языческого бога Велеса. Карамзин внёс Бояна в Пантеон Российских Авторов, как «славнейшего в древности стихотворца русского». Современные язычники и Славители Древних Богов часто воздают почести Бояну на капищах и просят его наделить их творческой одарённостью, вдохновением, удачей в различных видах искусств.
Есть гипотеза, что Б. был тем самым Новгородским Волхвом Богомилом. Очень интересное исследование предлагает нам Б.А.Рыбаков. Эта история относится к крещению Новгорода в 988 году. Высший жрец славян Богомил, который жил в Новгороде, активно сопротивлялся насаждению новой веры, жреца Богомила называли Соловьём, прозванным так за свое красноречие. Соловьём же называли и Бояна. Позже, в Новгородской Земле в слое датируемом 1070-1080 гг., были найдены гусли с надписью «Словиша» т.е. Соловей, которые предположительно принадлежали тому самому жрецу и волхву Богомилу-Соловью. Всё это, и ещё практически одинаковое время существования и того и другого человека, даёт нам право делать предположения, что Богомил и Боян могли быть одним и тем же лицом.