СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Идейно-художественный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утес».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идейно-художественный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утес"

Просмотр содержимого документа
«Идейно-художественный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утес».»

Анализ стихотворения «Утес».

  1. История создания.

- В какой биографический период жизни поэта было создано произведение? 1841 год.

  1. Вид лирики по содержанию. Пейзажная зарисовка философского содержания.

  2. Вид лирики по форме. Стихотворение.

  3. Какой мотив (тема) стихотворения?

Тема стихотворения – отражение настроений поэта. Чувство одиночества и тоски.

Тема непрочности человеческих отношений.

  1. Проблема – вопрос, который ставит автор. Почему люди одиноки?

Можно ли помочь утесу?

  1. Символ – это знак, который условно заменяет явление.

Тучка – символ молодости, беззаботности, она веселая, золотая, играет, умчалась.

Утес - символ одинокого старого человека, он грустит, плачет.


Изобразительно - художественные средства создания образов.

1.Интонация – лат, произносить громко. Свойство речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету. Интонация создается за счёт поэтического синтаксиса.

2. Поэтический синтаксис или синтаксические фигуры.

- Инверсия – изменение порядка слов в предложении с целью выделить значение какого-либо слова или придать необычное звучание фразе в целом.

Ночевала тучка золотая

На груди утёса великана,…

- Антитеза – композиционный прием, в основе которого лежит противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов.

Тучка и утёс – две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения.

3. Тропы – слова, использованные в переносном значении.

- Эпитеты – образные определение, выраженные прилагательными

или приложениями. Золотой – привлекательность, красота. Утёс – великан.

Старый – мудрый, но одинокий.

- Метафоры - употребление выражения в переносном значении на основе сходства предметов по форме, цвету, действию, ощущению.

Олицетворение - ночевала тучка, умчалась, весело играя.

4. Вид строфы – катрен.

5. Рифма - кольцевая– абба

6. Размер стопы – анапест – трехсложная стопа,

в которой ударение падает на третий слог.

Ночевала тучка золотая

На груди утёса – великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;