СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая программа "Город мастеров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклссное мероприятие в рамкх недели трудового обучения

Просмотр содержимого документа
«Игровая программа "Город мастеров"»

ГОРОД МАСТЕРОВ

(познавательная игровая программа).


Цель: помочь детям вспомнить и закрепить знания о различных видах труда и в игровой

форме найти применение простейшим логическим умениям; развивать речь детей,

интерес к труду.


Оборудование:


1. Плакаты с пословицами, поговорками, высказываниями писателей о труде:

- «Нужно любить то, что ты делаешь, и тогда труд, даже самый грубый возвышается до

творчества» (М. Горький).


- «Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А. П. Чехов).


- «Всякая профессия сложна и интересна по-своему. Если человек нашёл своё призвание,

труд становится для него радостью» (Космонавт Г. Титов).


- «Всякая работа трудна до времени, пока её не полюбишь, а потом она возбуждает и ста-

новится легче» (М. Горький).


2. Дорожки трёх цветов (красная, жёлтая и зелёная), эмблемы

3. 30 орденов «Золотых дел мастер».

4. Инструменты для ручного труда, столярные, слесарные.

5. Карточки-подсказки.

6. Чёрный ящик.

7. Две больших деревянных иглы с нитками, картон.

8. Две верёвки, секундомер, колокольчик, три шарфа, три см. ленты.

9. Музыкальные фрагменты.

10. Два таза, детские вещи (18 шт), прищепки (36 шт).

11. Иголка в подушечке.

12. Ножницы (2 шт), предметы: катушка ниток, щётка , губка для посуды, прихватка, яблоко, конфета, мягкая игрушка, напёрсток (всё по 2 шт)

13. Доска, гвозди, молоток (всё по 2 шт).

14. Образцы тканей, бисер, стеклярус, кусок льняной ткани.

15. Деревянный кубик, наждачная бумага.













Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы начинаем нашу игровую программу, которая называется


«Город мастеров»



Каменщик строит жилище,

Платье – работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без тёплого крова.


Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.


Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без хлеба

Много ль нашьёт, наточает?


Стало быть так и выходит:

Всё, что мы делаем – нужно.

Значит давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.


Ведущая: Итак, ребята, вопросы игры позволят вам ещё раз убедиться в многообразии

видов труда. Да ведь мы с вами и сами много времени уделяем благородному

делу – сохранению чистоты, созданию уюта в нашей школе.

Вся игра будет состоять из трёх частей – трёх агонов. В переводе с греческого

«агон» означает «соревнование». Значит участникам сегодня предстоит сорев-

новаться друг с другом в том, кто лучше выполнит то или иное задание.

Если кто-то из участников не сможет ответить на поставленный вопрос, то

расстраиваться не надо – вам помогут «теоретики», т. е. зрители. В переводе с

греческого языка «теория» означает «праздник», «зрелище». Вот нашим зрите-

лям предоставляется право не только дать верный ответ на вопрос, но и полу-

чить почётный орден «Золотых дел мастер».

А нашим судьям предстоит не только справедливо судить ответы участников,

но и внимательно наблюдать – кто же из теоретиков первым поднял руку для

ответа.

Позвольте представить вам наше жюри:

1.

2.

3.

Итак, я объявляю начало первого агона.



ПЕРВЫЙ АГОН.


Ведущая:Я приглашаю на площадку команды игроков.


Прежде чем вы начнёте соревнования, я объясню вам значение трёх дорожек, которые находятся перед вами: красной, жёлтой и зелёной.

Красная дорожка самая короткая, она состоит всего из двух квадратов. Тот, кто будет играть на ней, должен будет ответить на два вопроса, без ошибки.

Жёлтая дорожка состоит из трёх квадратов. На ней игроки должны ответить на три вопроса, допускается одна ошибка.

Зелёная дорожка - самая длинная, состоит из четырёх квадратов, участники отвечают на четыре вопроса, но зато на ней можно ошибиться два раза.


Сейчас мы разыграем право выбора дорожек. Все вы знаете, что ни один портной не обходится без сантиметровой ленты. Вот мы сейчас и посмотрим, а как же вы умеете с ней обходиться. Кто быстрее и проворнее свернёт сантиметровую ленту и положит её в футляр, тот и будет первым выбирать дорожку.


Хочу обратить ваше внимание ещё на одну деталь – агон заканчивается, как только од-на из команд пересечёт границы своей дорожки. На обдумывание ответов каждого из во-просов даётся 30 секунд. Жюри будет следить за временем и напоминать о том, что при-шла пора ответа.


А теперь вопросы для первого этапа.


1 (к. д.) В какой сказке герой сделал какую-либо вещь не сам, а с помощью волшебства?

- «Сказка о золотой рыбке» (корыто)

- «Царевна - Лягушка» (ковёр, хлеб)

- «Варвара-краса – длинная коса» (ковер)


2 (ж. д.) Как звали портного, который вырезал и склеил курточку из бумаги коричневого

цвета и ярко-зелёные штанишки?

- Папа Карло, А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».


3 (з. д.) Что уронила рукодельница в колодец? Выберите одно: кольцо, веретено, прялку.

- Веретено.


Молодцы, ребята! А теперь настало время теоретикам зарабатывать свои ордена. Сей-час мы проведём игру для зрителей «Постирушки».

Приглашаются участники, чтобы получилось две команды по 3 человека.


Условия игры:

Натянуть две верёвки. С завязанными глазами участники должны на верёвки развесить постиранное бельё при помощи прищепок. Повесить можно только одну вещь и быстро бежать назад к команде, чтобы передать эстафету следующему участнику. Выигрывает та команда, которая первой развесила всё бельё.


Предоставляется слово жюри для вручения орденов.

Переходим ко второму этапу.


1 (к. д.) На столе лежат различные инструменты. Участнику предлагается карточка со

словами: гобелен, ткачество, вязание, плетение. Необходимо найти инструмент,

который необходим во всех этих видах рукоделия. (Крючок)


2 (ж. д.) Отгадайте, о чём идёт речь: сшита в виде куклы. Хорошо сохраняет тепло в за-

варном чайнике. (Кукла-грелка).


3 (з. д.) На столе лежат инструменты и различные предметы. С закрытыми глазами их

надо разложить в разные стороны.


А пока наши участники занимаются делом я вам загадаю загадки – получайте ордена.


Кто ест без рта тремя зубами? (Грабли).

Двумя зубами гвозди вынимает. (Клещи).

Между двумя дубами застряла свинья зубами. (Пила). (Вручаются ордена)


Настало время третьего этапа.


1 (ж. д.) Внимание! Чёрный ящик! Здесь лежит предмет, которым пользовались ещё

древние люди. Но сделан был этот предмет из костей животных. В наше время

этот предмет металлический и трудно представить, как бы мы без него обходи-

лись в некоторых видах рукоделия. Что это за предмет? Если трудно отгадать,

то я разрешаю задать мне 5 вопросов, на которые я могу ответить только «ДА»

или «НЕТ». (Игла).

2 (з. д.) Внимание! Чёрный ящик! После работы этого инструмента остаются отходы, но

их не выкидывают, а используют:

а) для изготовления мебели;

б) посыпают грядки. Назовите этот предмет. (Пила).


Переходим к четвёртому этапу.


1 (з. д.) Отгадайте описываемую вещь: сделана из дерева, расписана цветами, нужна для

резки хлеба и овощей. (Разделочная доска).


Итак, первый агон закончился, жюри подводит итоги.

Теоретики! Сейчас вам предоставляется возможность заработать ордена. Проводим игру «Белошвейка». Для этого мне нужны две команды по 2 человека. Только выиграв-шая команда получит награды.


Условия игры:

Вам предстоит сшить два куска ткани иголками. Но ткань и иглы не простые: иголки – деревянные, а ткань – два куска картона. Естественно, здесь нужна скорость, но и качест-во – нельзя пропустить ни одного отверстия. Один человек держит «ткань», а второй сшивает её. Итак, начали!


А теперь слово нашему жюри.

ВТОРОЙ АГОН.


Ведущая: Вызываются участники игры.

Предлагаю вам разыграть право выбора дорожек. Для этого вы должны по очереди на-зывать инструменты, которые необходимы в различных видах труда. Каждый следую-щий участник называет инструмент на последнюю букву предыдущего. Например: руба-нок – клещи – игла…

Соответственно, кто выигрывает – выбирает дорожку первым, кто проигрывает – пос-ледним.

Первый этап.


1 (к. д.) Назовите три сказки, в которых герои делали что-либо своими руками. Обоснуй-

те ответ.

- «Три поросёнка» (построили дома).

- «Сказка о царе Солтане…» (три девицы пряли).

- «Золотой ключик…» (папа Карло выстрогал Буротино).


2 (ж. д.) Много лет назад жил-был король, который так любил наряжаться, что все свои

деньги тратил на новые платья. Из какой ткани было сшито новое платье коро-

ля? Почему вы так думаете?

- Сказка «Новое платье короля» (король был глупый и голый).


3 (з. д.) Это чудо платье было не шито, не кроено. Было старенько, было грязненько – не

до праздника. И вот тут появилась фея, взмахнула волшебной палочкой и…

Что появилось и для героини какой сказки?

- Платье для Золушки.


Игра для теоретиков «Нужные вещи». Вызываются две команды по 3 человека.


Условия игры:

Два человека держат длинную верёвку, к которой привязаны различные предметы: ка-тушка ниток, щётка, губка для посуды, прихватка, яблоко, конфеты, мягкая игрушка, расчёска, напёрсток и. д.

Представителям от каждой команды завязывают глаза, ставят их на стартовую линию, выдают ножницы. Игроки должны подойти к верёвке и срезать по одному предмету. Болельщики могут помогать, направляя игроков криками «левее», «правее».

Ножницы передаются следующим участникам. Побеждает команда, у которой оказалось больше предметов, используемых по дому.


Переходим ко второму этапу.


1 (к.д.) Какими тремя способами можно соединить две деревянные детали?

- Склеить, сколотить гвоздями, скрутить шурупами.


2 (ж. д.) Какие инструменты не понадобятся для слесарных работ: тиски, рубанок, зуби-

ло, плоскогубцы, паяльник, стамеска, молоток.

- Стамеска, рубанок – столярные инструменты.


3 (з. д.) Какие инструменты можно использовать и в слесарном и в столярном деле: тис-

ки, молоток, долото, рубанок, напильник, стамеска.

- Тиски, молоток, напильник.


А сейчас вопросы к зрителям.


Везде суёт свой нос витой, дыру проделает в стене,

Чтобы узнать, а что на той, обратной стороне. (Сверло).


По деревянной речке плывёт кораблик новый.

Свивается в колечки дымок его сосновый. (Рубанок).


У них всегда тяжёлый труд: всё что-то жмут, всё что-то жмут. (Тиски).


(Выдать ордена).


Переходим к третьему этапу.


1 (ж. д.) На карточках нарисовано четыре вида работ ножницами. Правильно назовите

действия.

- Разрезать, обрезать, вырезать, надрезать.


2 (з. д.) За 30 секунд расположить все детали на ткани. Если не экономно использовать

материал, то детали не поместятся.


Настало время четвёртого этапа.


1 (з. д.) Дрель, коловорот, буравчик, рубанок – что здесь лишнее, почему?

- Рубанок – инструмент для строгания древесины, остальные – для сверления.


Вопрос теоретикам.

Назовите три профессии на букву «с».


Ведущая: Внимание! Внимание! У кого ещё нет орденов? Вы хотите их получить? Тогда выходите для участия в конкурсе «Забей гвоздь». Мне необходимы две команды по 3 че-ловека.


Условия игры:

Каждый участник команды имеет право ударить по гвоздю только один раз. Если участ-ник промахнулся, кладёт молоток и бежит к своей команде. Чья команда быстрее забьёт гвоздь, та и ордена получит. (Игру можно провести два раза).


Слово жюри для подведения итога второго агона.






ТРЕТИЙ АГОН.


Ведущая: Вызываются участники игры.

Чтобы разыграть право выбора дорожек, вам необходимо быстро и правильно продол-жить предложение.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш!

Я приказываю вам

Всё расставить по местам.



1. Игрушки из фанеры…

2. Карандаш точил…

3. Рубашку, брюки…

4. Быстро завинчивал винты…

5. Бревно пилил…

6. Гвоздь забивал…

7. Сверлил отверстие в доске…


…шил иголкою. (3)

…дрелью. (7)

…выпиливал лобзиком. (1)

…острой пилкою. (5)

…ключом гаечным. (4)

…тонким ножом. (2)

… молотком тяжёлым. (6)



Дорожки распределены, приступаем к первому этапу.


1 (к. д.) Как отшлифовать кубики наждачной бумагой, чтобы при этом не округлять их

рёбра?

- Положить наждачную бумагу на ровную поверхность и перемещать по ней кубик кру-

говыми движениями.


2 (ж. д.) Назовите пять отделочных стежков и покажите их на образцах.

- Стежок вперёд иголку, стебельчатый, тамбурный, петельный, «козликом».


3 (з. д.) Составьте картинку из осколков. (Разрезные картинки овощей, фруктов).


Для зрителей. Отгадайте вещи-загадки.


В них тепло и уютно маме, братику, мне. Ноги не мёрзнут. А всего-то и нужны для их изготовления спицы и клубок. (Вязаные тапочки, носки).


Ими удобно брать горячую посуду – ни за что не обожжёшь руки. (Прихватки).


А этому изделию радуются синички, воробьи, галки. (Кормушка).


(Выдать ордена.)


Переходим ко второму этапу.


1 (к. д.) Я вам выдам цветные кружочки, буду называть овощи, фрукты, ягоды, а вы под-

нимать кружочки соответствующие их окраске.


2 (ж. д.) Определите вид ткани по образцам: шёлк, шерсть, синтетика, хлопок, трико-

таж.


3 (з. д.) Я вам буду показывать цветные кружки, а вы называть фрукты, овощи, ягоды со-

ответствующего цвета.


Настало время третьего этапа.


1 (ж. д.) Внимание! Чёрный ящик! Этот предмет сделан из пластмассы или стекла. Из

него можно изготавливать украшения или даже картины. Если трудно угадать,

то можете задать мне пять вопросов, на которые я могу ответить только «ДА»

или «НЕТ». (Бисер, стеклярус).


2 (з. д.) Чёрный ящик! Здесь лежит кусок ткани, а вот из чего она сделана, вы должны

догадаться. Про него говорят: «Били меня, колотили меня, на престол с царём

посадили».

Не догадались? Тогда слушайте дальше. Сначала солому этого растения погру-

жают в воду; затем вычёсывают; прядут; пряжа имеет тёмно-серый или зелено-

ватый цвет, а с каждой стиркой ткань становится всё белее и белее. (Лён).


Переходим к четвёртому этапу.

1 (з. д.) Отгадайте загадку: вострушка – вертушка упёрлась в винт ногой, потерял бол-

тун покой. Отвёртка).


Итак, игра подошла к концу и прошу жюри подвести итоги. Теоретики тоже подсчитайте свои ордена.

Пока жюри будет подводить итоги, мы проведём конкурс для зрителей «Домовята».

Приглашаются участники 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Каждый из вас получит задание.


1. «Украсить передник» - передник из бумаги украсить цветным арнаментом из вырезан-ных квадратов, треугольников, кругов.


2. «Вымыть посуду» - расположите посуду в том порядке, как её надо мыть.


3. «Убрать квартиру» - укажите в какой последовательности и как надо убрать квартиру.


4. «Приготовить салат» - из каких продуктов и как можно сделать салат.


5. «Экономная хозяйка» - необходимо купить такой перечень продуктов: хлеб, молоко, рис, яйца, печенье, конфеты, шоколадку, жевательную резинку – назовите приблизитель-ную цену каждого товара и посчитайте общую сумму.


6. «Бутерброд» - из каких продуктов и как можно сделать бутерброд.


7. «Хозяюшка» - ответьте на вопросы по ведению домашнего хозяйства.


8. «Накрыть на стол» - сделайте правильную сервировку стола.


Итак, у нас определились победители. Вы показали свои знания, навыки и достойны на-град. Предоставляю слово жюри для награждения победителей.


Большое спасибо всем тем, кто принимал активное участие в сегодняшнем мероприятии.

Сладкие призы вы получите на заключительной линейке, которая будет проводиться во вторник 16 марта.