Внеурочная деятельность «Занимательный русский язык» 3 класс
Игротека «За волшебным Колобком»
Цели и задачи:
развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
повторить правописание существительных с шипящими на конце;
воспитание любви к великому русскому языку;
формировать умение сочинять стихотворные строчки;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
развивать внимание, мышление, конструкторские способности, пространственную ориентацию
развитие коммуникативной компетентности
Ход занятия:
1. «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (Куприн А. И.) (слайд 1)
- Чем же мы будем с вами заниматься?
- Сегодня мы в очередной раз убедимся в том, что изучать русский язык это не только необходимо, но и очень интересно.
2. - Мы совершим путешествие по стране занимательной грамматики вместе с волшебным Колобком (слайд 2)
Наш Колобок попал в волшебную страну Руссляндию, его ждут необычные приключения, и вместе с ним мы попытаемся пройти эти испытания.
Вы готовы к испытаниям?
3. Разминка
Чтобы успешно пройти испытания, нам нужно немного размяться. Я буду называть названия взрослого животного, а вы название детёныша.
(слайд 3)
Утка – утёнок, Лиса – лисёнок,
Слон – слонёнок, Заяц – зайчонок,
Лошадь – жеребёнок, Лось - лосёнок
Гусь – гусёнок, Собака - щёнок
Индюк – индюшонок, Тигр - тигрёнок
Курица – цыплёнок, Овца - ягнёнок
Медведь – медвежонок, Верблюд - верблюжонок
Волк – волчонок, Бегемот – ( нет названия)
Кот – котёнок,
Корова – телёнок,
4. Итак, вперёд!
(слайд 4)
Остановка «Кроссвордная»
Задание 1(стр. 34) . Разгадайте кроссворд. Слова-отгадки должны оканчиваться на шипящие звуки.
По горизонтали.
Чёрная корова весь мир поборола.
Загадаю загадку, кину на грядку.
В рост пойдёт - калачом взойдёт.
В домике этом машины ночуют,
Здесь им не холодно, здесь им не дует.
Из сучьев и веток своими руками
Зелёненький домик построим мы сами.
Зимой всё съест, а летом спит,
Тело тёплое, а крови нет.
По вертикали.
1. На лёд он вылез из воды
С усами, но без бороды.
И мокрый, к льдине не примёрз,
Хотя на улице мороз. (Морж.)
Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ.)
Что за весенняя птица
Любит за плугом ходить и кормиться?(Грач)
Остановка « Пещера загадок»
Разгадайте ребусы (СМОТРИ ЗАМЕТКИ К СЛАЙДУ)
ТЕМ+НОЖ –Ж=ТЕМНО
ЩА+ (СТРЕЛКА ОБОЗНАЧАЕТ БУКВУ «В») +ЕЛЬ=ЩАВЕЛЬ
ГОРА –А+И+ЗОНТ=ГОРИЗОНТ
ТЕ+ПЛОТ-Т=ТЕПЛО
СТОЛ+ЯР=СТОЛЯР
МОРЖ – РЖ=РОЗА – А=МОРОЗ
Ответы: темно, щавель, горизонт, тепло, столяр, мороз
Остановка «Гора восхождения







Расположите слова от самого «горячего» к самому «холодному»
(Тепло, пекло, мороз, жара, холод, стужа, жарища, прохлада)
(На данном слайде можно выполнить проверку. Кликая мышью по слайду, слова займут свои места )
- А наверху горы мы видим городок, где много-много зонтиков.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Мы должны переплыть на Островок пословиц поэтому нам нужно нарисовать по клеточкам якорь. ( Стр.36)
Рисование по клеточкам
Остановка «Островок пословиц»
Прочитайте слова в парах. Как называются такие слова в русском языке? Вставь в пословицы по смыслу антонимы. Объясни значение данных народных высказываний
… говори, да … делай.
…земля, …рук не любят.
Иди …, а оглядывайся….
У мудрого человека … уши и … язык
Слова для справок: длинный – короткий, чёрный – белый, меньше – больше, вперёд – назад
(На данном слайде можно выполнить проверку. Кликая мышью по слайду, слова займут свои места )
- Поднимаем якорь.
Остановка «Неожиданность»
«Загадочный сосуд»
У меня в руках бутылка. И в ней обнаружилось письмо путешественника, которое он положил в эту бутылкуи отправил по воде. Я переписала начало этого письма и размножила для вас.
« Я в ужасном положении. Мой корабль потерпел крушение. Я высадился на необитаемый остров в мор…..»
Вторая часть письма оказалась размытой водой, сохранились лишь отдельные слова. Восстановите текст, используя эти слова.
( страшно, смекалка, умение, климат, дом, дикие животные, бананы, удача, корабль, помощь)
Пример ответа обучающихся класса:
Мой корабль назывался «Удача». На меня напали дикие животные. Мне стало страшно. Но мне помогала смекалка. Я дал им бананы. Умение переносить климат спасло мне жизнь. Я жду помощь и очень хочу увидеть свой дом.
Остановка «Сочинялкино» Задание 4.(стр.36)
На этой остановке нам предстоит устно сочините стихотворную строчку. В случае затруднения можно воспользоваться рифмующимися словами.
Задание 4. Дана рифма. Задача: устно сочините стихотворную строчку. В случае затруднения можно воспользоваться рифмующимися словами.
Ох-ох-ох, .
Рифмующиеся слова: горох, творог, пирог, помог, порог.
Примеры. Ох-ох, ох, с неба сыплется горох.
Ох-ох-ох, до чего хорош творог!
Ох-ох-ох, испеку с утра пирог.
Ох-ох-ох, Славик бабушке помог.
Ох-ох-ох, не пущу вас на порог!
Да-да-да, .
Рифмующиеся слова: вода, никогда, беда, ерунда, труда.
Примеры. Да-да-да, по трубе течёт вода.
Да-да-да, вы не ссорьтесь никогда!
Да-да-да, с этим мальчиком беда!
Да-да-да, это просто ерунда!
Да-да-да, найду дорогу без труда.
Ан-ан-ан, .
Рифмующиеся слова: барабан, караван, баран, буран, банан.
Примеры. Ан-ан-ан, бейте громче в барабан.
Ан-ан-ан, идёт верблюдов караван. Ан-ан-ан, на мосту стоит баран.
Ан-ан-ан, начинается буран.
Ан-ан-ан, съем, пожалуй, я банан.
Та-та-та, .
Рифмующиеся слова: красота, кота, места, доброта, чистота
5. Итог.
Рефлексия.
Литература:
1. Л.В.Мищенкова «Занимательный русский язык» 3 класс ( методические указания)
2. Рабочая тетрадь «Занимательный русский язык» 3 класс
3. Кузнецова Н.В. Работа с синонимами антонимами на уроках русского
языка в начальной школе. – М.:Чистые пруды, 2007
4. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание
традиционных и нетрадиционных форм обучения - СПб: СМИО Пресс,2004
8