СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку"Знатоки орфографии".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает провести интеллектуальную игру  на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку"Знатоки орфографии".»


Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку

«Знаток орфографии»

для учащихся 5-х классов

Цель проведения мероприятия:

- активизировать интеллектуальные, познавательные и творческие способности учащихся;

- способствовать восприятию ребёнка своих знаний как личностно значимых;

- дать возможность оценить свои достижения в учёбе, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

- воспитывать культуру поведения в коллективной игре.


Задачи:

- развитие логического мышления, творческого потенциала;

- воспитание активной личности;

- формирование положительного отношения к учению;

- воспитание культуры общения и культуры поведения;

- организация досуга школьников.


Программа проведения:

- вступительная часть «Слово о русском языке»;

- интеллектуальная игра «Знаток орфографии» (игра между командами, игра со зрителями);

- подведение итогов;

- награждение участников.


Ход мероприятия.

Звучит песня «Чему учат в школе». Музыка затихает.

На сцену выходят дети и читают стихи об орфограммах русского языка.



Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!


Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Как писать гора, трава

И слова моря, дела?

Чтобы не было сомненья

Ставим звук под ударенье:

Горы, травы, море, дело!

Вот теперь напишем смело!


Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.


Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом,

Ну а вот и садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.


Уходят.


Звучат фанфары.


Ведущий:

- Добрый вечер, друзья! Наша сегодняшняя встреча не случайна! Мы собрались все вместе в этом зале, для того, чтобы блеснуть своими познаниями в русском языке.

- Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужна речь? (Чтобы сообщить что-то другим людям. Чтобы выражать свои мысли. Чтобы люди общались друг с другом...)

- Правильно! А легко ли говорить? Некоторым бывает трудно связать даже несколько слов. У других, наоборот, речь как в сказке Александра Сергеевича Пушкина «словно реченька журчит». Скажите, для чего нужно изучать русский язык, ведь мы итак умеем разговаривать? (Чтобы разговаривать грамотно и красиво.)


Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И людям радость отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку превратить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя


- Ну что же, друзья, я советую вам сегодня взвешивать каждое слово, чтобы не навредить команде. Хорошенько подумайте, прежде чем отвечать на вопросы. Мы начинаем интеллектуальную игру по русскому языку «Знаток орфографии». Я приглашаю команды занять свои места. В течение всей игры вас будет оценивать наше требовательное жюри, в которое входят: ..........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................Итак, мы начинаем первый раунд!

Звучит гонг.


Раунд №1

- Для начала прослушайте условия нашего конкурса: участвуют три команды по восемь игроков. Ребятам предстоит пройти три раунда. В каждом по два задания. Всего - шесть испытаний. За каждое правильно выполненное задание команды получат по одной букве, из которого в конце нужно будет составить слово. Помогать командам будут болельщики, которые, в свою очередь, тоже могут принести командам буквы. Итак, я раздаю командам листочки с первым заданием. Найдите и подчеркните слова, которые «спрятались».


Мнянварьаяюшнаюкзснмартбжиюньцжлгшзфевральчщэъапрелькмюсентябрьбгедфздекабрьяюэъьмкиюльрсжноябрьхзчкзыемкхпмайникфрспроктябрькжцумравгустртпывкфваплдтб.


Ведущий:

- Пока игроки выполняют задание, зрители могут помочь своим командам и заработать для них по одной букве. Я приглашаю по пять игроков из каждой команды болельщиков.


Звучит гонг.


А задание будет таким:


1 команда

Ведущий:

- Назовите 10 слов на букву «Д» за 1 минуту.


2 команда

Ведущий:

- Назовите 10 слов на букву «З» за 1 минуту.


3 команда

Ведущий:

- Назовите 10 слов на букву «Г» за 1 минуту.


Ведущий:

- Молодцы! Вы замечательно справились с заданием, и игроки вашей команды получают в копилку по первой букве.


Ведущий:

- А теперь вернёмся к нашему первому испытанию. Я вижу, ребята вы справились с заданием. Кто самый смелый? Капитаны, прошу подойти ко мне. Прочитайте слова в том порядке, в котором вы их подчеркнули.


(Январь, март, июнь, февраль, апрель, сентябрь, декабрь, июль, ноябрь, май, октябрь, август.)


- Как можно назвать одним словом? Перечислите по порядку.


Ведущий:

- Ну что же, первое испытание вы достойно прошли и каждая команда зарабатывает ещё по одной букве к ключевому слову, которое нужно будет отгадать в конце игры. Теперь у вас уже по две буквы и мы начинаем второй раунд.


Звучит гонг.


Раунд №2 (Конкурс капитанов)


- Конкурс капитанов! Задание для игроков следующее:

- Вот три листа с текстом. Капитаны команд, прошу вас подойти к столу и исправить в этом самом тексте ошибки и назвать орфограммы, на которые они допущены. Будьте внимательны, проверяйте каждое слово.


Мы чясто ходим на соседний большой прут лавить рыпку. Переходим его по шадкому масту. И вот мы на бирегу. На лугу у пруда растут голубые незабудки. В трафке прыгают кузнечики.


(часто, пруд, ловить, рыбку, шаткому, мосту, берегу, травке)


Игроки выходят, исправляют ошибки. Ведущий проверяет тексты.


Ведущий:

- И с этим заданием вы отлично справились! Ещё по одной букве зарабатывают команды.


Звучит гонг.


- Продолжим игру. Чтобы добыть следующую букву вам придётся на время превратиться в утят. Нужно перенести яйцо из одного места в другое, но не руками, а зажав его коленями. Утки очень заботливые родители и бережно относятся к своему потомству, поэтому старайтесь не ронять яйца. Друзья, обратите внимание, на яйцах написаны буквы. Пока одни игроки носят яйца, свободные игроки должны попытаться составить из букв слово. Это имя одного из героев сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города».


Звучит весёлая музыка «Танец утят».

Игроки переносят яйца и отгадывают слово (Страшила).


Ведущий:

- Что же, мы имеем дело с очень умными утятами. Вы зарабатываете ещё по одной букве. И у вас в копилке уже по четыре буквы. Не теряя ни минуты, мы начинаем третий, заключительный раунд. Приготовьтесь, друзья, начинается финальная битва в нашей игре!


Звучит гонг.


Раунд №3


Ведущий:

- Я раздаю командам небольшой текст, то есть текстом это станет тогда, когда вы расшифруете его, расставив слоги по порядку.


жбаДру и твобратс жедоро гатствабо. Так ситгла наянарод ростьмуд.


- Пока игроки выполняют задание, у зрителей есть шанс ещё раз помочь своим командам и заработать для них букву. Начинаем игру со зрителями.


Звучит гонг.


- Я приглашаю по одному игроку из команды болельщиков. (Дети выходят.)

- Ваша задача вместе с членами своей команды из слова «языкотворчество» за одну минуту составить как можно больше слов. За слово с ошибкой или за добавленную букву – незачёт. Вот вам листочки с заданием. Теперь, вы можете вернуться на свои места. Итак, время пошло!


Дети составляют слова.


Ведущий:

- Минута пролетела быстро. Давайте определим, кто из болельщиков нашёл больше слов и помог своей команде на шаг приблизиться к успеху.


Победитель получает букву.


Ведущий:

- Отдайте трофей своей команде игроков. Остальные получают вместо буквы запятую. А мы, времени не тратя даром, возвращаемся к финальному заданию. Итак, что написано в зашифрованном тексте?


Звучит гонг.


Дружба и братство дороже богатства. Так гласит народная мудрость.


- Друзья, вы замечательно справились и с этим трудным заданием! А помогла вам в этом настоящая дружба. Вы работали сообща одной командой и игроки и болельщики, поэтому у вас всё получилось. Ведь вместе легче, чем в одиночку!


- И, наконец, последнее задание этого раунда.


Звучит гонг.


- За время игры вы должны были заработать по шесть букв, у некоторых вместо буквы запятая, нужно составить ключевое слово. Даю вам небольшую подсказку: герой этой сказки долгое время не знал, кто он есть на самом деле, а помогло ему узнать это самое простое отражение в воде. О какой птице идёт речь? (Лебедь.) Даю вам минуту на размышление. Минута пошла.


Дети составляют слово


- Время вышло. Я подойду к каждому столу и посмотрю, какое слово вы составили.

- Все команды успешно справились с заданием. Молодцы, ребята!

- Какая сказка? («Гадкий утёнок».)

- Кто автор? (Ганс Христиан Андерсен)

Ведущий:

- А теперь, давайте дадим слово нашему замечательному жюри, которое всё это время следило за ходом игры.


Звучит гонг.


Объявление итогов. Вручение грамот.(Звучат фанфары)

Тихо начинает играть музыка «Учат в школе»


Ведущий:

- Ну вот и подошла к своему логическому завершению наша интеллектуальная игра «Знаток орфографии». Мне было приятно пообщаться с такими замечательными, дружными и умными ребятами. Спасибо вам, друзья, за ваш азарт, стремление получать знания и делиться ими с окружающими!

До новых встреч!