Администрация Кстовского муниципального района
Нижегородской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия 4
«Игра на свирели как средство развития музыкальных способностей»
Содержание
1. Актуальность работы по развитию музыкальных способностей детей в процессе инструментального музицирования на свирели Стр. 3-5
2. Новизна педагогического опыта. Стр. 6
3. Цели и задачи профессиональной деятельности. Стр. 6
4. Система работы по развитию музыкальных способностей детей на уроках музыки в процессе инструментального музицирования на свмрели. Стр.7-11
5) Заключение. Стр. 12
6) Литература. Стр. 13
7) ПриложениеСтр.14-24
Федеральные государственные образовательные стандарты по предмету «Музыка» предполагают применение различных форм музыкально-практической деятельности учащихся как основы формирования универсальных учебных действий , на формирование которых направлен весь образовательный процесс в школе. В «Стандарт начального общего образования по искусству» в раздел опыта музыкально-творческой деятельности, вводится инструментальное музицирование. Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Игра на инструментах – очень интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Она позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству.
Проблема формирования музыкальных способностей младших школьников не теряет актуальности, прежде всего в связи с различным уровнем наследственных музыкальных задатков, трансформирующихся в процессе деятельности в музыкальные способности.
Поиск путей активизации развития музыкальных способностей свидетельствует о постоянном совершенствовании методики музыкального воспитания младших школьников в процессе различной музыкальной деятельности, в том числе в процессе инструментального музицирования, игры на элементарных музыкальных инструментах.
Одним из направлений развития различных музыкальных способностей является инструментальное музицирование, процесс усвоения навыков игры, а также игра в различных по составу инструментальных ансамблях, игра в детском оркестре, при условии «переживания музыки как выражения некоторого содержания» (Б. М. Теплов). Согласно исследованиям Б. М. Теплова, следует выделить три основные музыкальные способности: «1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения… 2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение… 3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его…Тот комплекс способностей, который мы называем музыкальностью, конечно, не исчерпывается тремя способностями (11, с. 210–211). Отмечается, что «музыкальные способности – многоплановое явление, включающее широкий спектр развивающихся в процессе инструментального музицирования музыкальных данных учащихся» (7, с. 35).
Опыт инструментального музицирования с детьми указывает на высокие потенциальные возможности игры на свирели как средства развития музыкальных способностей младших школьников.
На современном этапе развития музыкальной педагогики эта тема достаточно актуальна. Основным критерием при выборе инструмента для их включения в музыкальные занятии с детьми является простота извлечения звука и овладения навыками игры на них. Таким и является свирель Смеловой. Сегодня интерес к этому инструменту. Сравнительная легкость овладения этим бесхитростным инструментом, тихое, ненавязчивое, естественное звучание делают его идеальным для первоначального музицирования. Каждый раз при звуках свирели дети замирают в ожидании чуда.
Введение инструментального музицирования на свирели Смеловой Э. Л. способствует развитию всех без исключения сторон музыкального слуха (звуковысотного, мелодического, ладового, тембрового, динамического, гармонического, полифонического и т.д.). Особое значение оно приобретает в работе с нечисто интонирующими детьми, когда инструментальное музицирование на свирели является единственной возможностью самовыражения ребенка в исполнительской деятельности. Однако и для детей с хорошо развитым музыкальным (звуковысотным в том числе) слухом этот вид деятельности содействует активизации их музыкального развития, поскольку у ребенка в процессе музицирования естественно устанавливается связь между исполняемыми звуками и его музыкально-слуховыми представлениями о них. При этом учитель ставит как специальную задачу преобразовывать инструментальный звук, исполняемый ребенком на инструменте, в звук вокальный. Для установления слуховой и певческой координации, умения воспринимать и учиться координировать сочетание инструментального и вокального звучания имеет значение и игра на инструменте одновременно с пением.
Игра на свирели дает удивительные результаты в развитии музыкальных способностей учащихся: улучшается чистота интонирования и качество вокального звука, развиваются музыкальная память и вокальное дыхание. На свирели Смеловой можно исполнить разные произведения от русских народных попевок до серьезных классических произведений. В дальнейшем, можно очень легко овладеть нотной грамотой. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребенка, более свободному чтению, улучшению почерка. Развитие дыхательных навыков при музицировании выступает как дыхательная гимнастика, которая позитивным образом влияет на организм ребенка, осуществляя, в том числе и профилактику простудных заболеваний.
Среди детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы, чисто интонируют примерно 15%- 20%учащихся, 35%- дети с неустойчивой интонацией, а около 35% детей просто «гудят». Причины фальшивой интонации различны. Некоторых детей просто никто не учил петь,протягивать звук, слушать себя, музыкальный инструмент, пение других детей. Иногда причина кроется в неумении собрать своё внимание, сосредоточиться или в отсутствии координации между голосом и слухом ребёнка.
Для учителя музыки важной задачей является стремление научить детей чисто интонировать, применяя для этого различные методики: пение по ручным знакам, игру на детских музыкальных инструментах и др. Но в своей практике чистого интонирования в классе добилась только при введении в урок игры на свирели. Большинство детей начинают чисто петь уже в конце 1 – начале 2 классов, а в 4 классе правильно интонируют практически все учащиеся.
Методика игры на свирели рассчитана на обучение детей в условиях класса – оркестра. При этом объединяются индивидуальная и коллективная форма обучения. Возможности свирели довольно большие, и это не просто «дудочка», а самый настоящий музыкальный инструмент. Свирель Смеловой по весу очень лёгкая; она занимает столь мало места, что её можно брать с собой всюду.
Цели и задачи профессиональной деятельности
Цель: развитие музыкальных способностей в процессе инструментального музицирования на свирели ».
Задачи:
- обучающие:
приобретение начальных навыков игры на музыкальном инструменте
освоение музыкальной грамоты в простых и игровых формах.
-развивающие:
приобщение ребенка к миру музыки
развитие потребности слушать музыку
формирование образно-художественного и творческого мышления, воображения.
развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику
развитие координационно-двигательных способностей
выявление и развитие музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти)
- воспитательные:
воспитание любви к музыке, развитие внимания, соблюдение правил поведения на уроке;
воспитание интереса к занятиям на музыкальном инструменте.
Программа «Инструментальное музицирование на свирели »
Цель программы:
создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно-практической деятельности, через освоение техники игры на свирели.
Задачи программы:
- формировать и развивать умение эмоционально воспринимать музыку в
различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, игре на
музыкальных инструментах;
- формировать навыки слушания и анализа музыки,
- формировать навыки и умения индивидуального и коллективного
исполнения музыкальных произведений на свирели.
- развивать творческое воображение, зрительно-двигательную
координацию, музыкальный слух и голос, чувство ритма, дыхание;
- совершенствовать координацию слуха и голоса, общую моторику и
мелкую моторику пальцев рук.
- воспитывать позитивное отношение и интерес к музыке, музыкальным
занятиям;
- развивать чувство уверенности в себе и самоутверждение,
- коммуникативные навыки;
- воспитывать исполнительскую культуру игры в ансамбле (оркестре).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы:
Личностные результаты:
- готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию;
- уважение к истории и духовным традициям России
- научатся размышлять о музыке, проявлять интерес к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
- формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на
реализованном творческом потенциале, развитии художественного
вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских
замыслов.
Метапредметные результаты :
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и
видах музыкальной деятельности:
- определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на
уроках музыки
Предметные результаты:
- Имеет представления о приемах игры на свирели.
- Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио
(простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском
оркестре, инструментальном ансамбле.
- Владеет основами музыкальной грамоты в объеме:
- Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр,
громкость.
- Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Подбор по слуху
попевок и простых песен.
- Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза.
Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4.
Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в
ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен,
в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух и трехдольность –
восприятие и передача в движении.
- Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
- Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в
объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй
октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок
(двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание
по нотам оркестровых партий.
В результате работы по программе « Инструментальное музицирование на свирели » на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие
замыслы в различных видах музыкальной деятельности в игре на
свирели;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-
творческую деятельность; музицировать;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном
письме при исполнении простейших мелодий;
- владеть инструментом и участвовать в коллективной творческой
деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных
образов;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-
массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты
собственной музыкально-творческой деятельности
Формы занятий - групповые и индивидуальные.
Продолжительность и регулярность занятий
Программа рассчитана на 4 года обучения при занятиях на уроках по 10-15 минут 1 раз в неделю.
Данная программа предназначена для группового обучения игре на свирели детей, не имеющих музыкальной подготовки и не знающих нот. Знакомство в нотами происходит после того, как ребенок научился играть по слуху». Благодаря приобретенным слуховым представлениям и двигательной моторике дети переходят к нотной записи естественно, через звуки, а не наоборот- через систему знаков к музыке.
Содержание программы «Инструментальное музицирование на свирели»
1 год – 33 занятия.
Знакомство с инструментом: общие сведения, устройство свирели, правила хранения и санитарии. Постановкой рук и корпуса во время игры. Положение свирели, постановка правой и левой руки. Звукоизвлечение и аппликатура. Артикуляционная гимнастика. Игры на дыхание. Играем на одном звуке. Соблюдаем последовательность разучивания мелодий: прочитать текст; прохлопать в ладоши ритмический рисунок песни; проговорить графическое
изображение ритма; аккуратно, сдерживая дыхание, проиграть мелодию, слушая звук: добиться красивого, мелодичного звучания; играя на одном
звуке палец не поднимать, добиться мелодии дыханием.
Импровизация. В основе звукотворчества должно лежать слышание детьми
окружающего их мира. На первых порах это изображение голосов птиц и животных, передача в звуках имен и отдельных интонаций. Научить детей слышать окружающий мир и воспроизводить услышанное, на свирели – одна из интереснейших задач практического музицирования. Создание мелодии на заданный текст уже предполагает наличие определенного ритма стиха. Поэтому ребенку остается только досочинить мелодию. Образцами же для
него служат народные попевки, в которых раскрываются основные законы музыкальной композиции: повторность и развитие. Игра мелодии по ритмической записи с цифрами.
2 год – 34 занятия
Звукоизвлечение и аппликатура. Артикуляционная гимнастика. Игры на дыхание. Переходим к звуку до (0). Играем правой рукой. Приступая к освоению диапазона 4–6, можно упражнения из первого года обучения проиграть заново, но уже правой рукой. Аппликатура звука фа-диез (4), ми(5), ре (6). Соблюдаем последовательность разучивания мелодий. Прием игры
legato, staccato. Динамические оттенки "f ", "mf", "mp", " p". Понятия мажор - минор, реприза, лига, фраза. Передувание. Игра на свирели пальцами обеих рук. Игра мелодии по ритмической записи с цифрами.
3 год – 34 занятия
Артикуляционная гимнастика. Игры на дыхание. Повторение изученного за
первых два года. Знаки альтерации. Канон. Двухголосие. Работа над
развитием техники пальцев. Включение в репертуар произведений в
подвижном темпе, с более мелкими длительностями. Работа над
артикуляцией, знакомство с исполнительским приемом двойное стаккато.
Шестнадцатые, синкопа (восьмая, четверть, восьмая). Ритмическая
группировка: пунктир (восьмая с точкой, шестнадцатая). Передувание. Игра
на свирели пальцами обеих рук. Нотная запись на 5 линейках нотоносца
(постепенный переход через цифру к названиям нот).
4 год – 34 занятия
Включение в репертуар произведений, требующих длинной фразы.
Дальнейшая работа над многоголосием, по развитию техники пальцев и артикуляции. Игра в оркестре, ансамбле по нотной записи.
Заключение
Музыкальными способностями, позволяющими освоить любой музыкальный инструмент, в том числе свирель Смеловой, являются: слух, память и ритм, естественно, подразумевается музыкальный слух, музыкальная память и чувство музыкального ритма. Способный ученик должен не только уметь определять звук, его высоту, но и реагировать на «интонацию», «динамику», эмоционально переживать музыку, чувствовать её характер.
Благодаря целенаправленным и целеустремлённым занятиям можно добиться больших результатов в развитии музыкальных способностей. В процессе занятий инструментальным музицированием на свирели у детей развивается музыкальный слух, музыкальная память и чувство музыкального ритма. Занятия игры на свирели помогают реагировать на « интонацию»,» динамику», эмоционально переживать музыку, чувствовать ее характер.
Дети, обучающиеся на этом инструменте приобретут ценный багаж для своего общего музыкального развития и приобщения к музыке, научатся эмоционально переживать и воспринимать музыку.
Начальное обучение игре на свирели создаст благоприятные возможности для формирования музыкально-слухового представления ребенка. Владение основами игры на свирели должно позволить детям продолжить общение с музыкой, став музыкантами-любителями, а также участвовать в самодеятельности или просто музицировать. Взяв в руки свирель, каждый ребенок с первых уроков учится музыке через собственное музицирование. Теперь он становится непосредственным «проводником» всех идей композитора, так как для того, что бы сыграть произведение, необходимо тщательно проанализировать и в буквальном смысле «пропустить через себя», пусть даже неосознанно, все мысли и чувства, передаваемыми звуками. Таким образом, опыт инструментального музицирования с детьми указывает на высокие потенциальные возможности игры на свирели как средства развития музыкальных способностей младших школьников.
Список литературы
1. Абдулин Э. Б. Николаева Е. В. Теория музыкального образования.- М., 2004.
2. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. – Учебное пособие. – М.: Просвещение 1983.
3. Баренбойм Л. Система музыкального воспитания К. Орфа. – Л.: Музыка, 1970.
4.Вопросы музыкальной педагогики, выпуск 10. Сост. Усов Ю., М., 1991.
5.Василюк Ф.Е. «Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)». М., 1984.
6.Грач Б.Я. «Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано». М., 1965.
7.Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., 2005.
8.Даулинг С. «Формирование фантазии: точка зрения детского аналитика». //2001.
9.Ляховицкая С.С. «Развитие навыков самостоятельности у юных музыкантов». М., 1965.
10.Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах». М., 1984.
11.Петров В. «Основы начального обучения на кларнете французской системы». М., 1991.
Репертуарный список.
1.Литовко Ю. «Пастушок» Легкие пьесы для блокфлейты
2.Покровский А. «В школе и дома» Методическое пособие для обучения игре на блокфлейте. М., 1989.
3.Покровский А. «Учитель и ученик» Начальная школа ансамблевой игры на деревянных духовых инструментах. М., 1992.
4.Пушечников И. «Азбука начинающего блокфлейтиста». М., 1991.
5.Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте». М., 1998.
6.Хабихт Г. «Пьесы для блокфлейты», Pro musika Verlag Leipzig, 1978.
Программа составлена на основе программы Т.А Рокитянской « Каждый ребенок – музыкант», Е.С. Киселевой «Жаворонушки», Н.В. Голубевой «Серебрянный колокольчик».В репертуаре используются русские народные песни, пьесы для блокфлейты Виноградова, А. Зарубы, Рокитянской и других современных и зарубежных композиторов.
Приложение
Репертуар первого года обучения
Андрей-Воробей (песенка-прибаутка)
Кошку грамоте учили
Не спи, солнышко
Котик (прибаутка)
Считалка (детская песенка)
Барабанщик муз Ю.Литовко
Буду летчиком муз. Е Тиличеевой
Барашеньки – крутороженьки (русская народная песня )
Дин – дон (песенка прибаутка)
Детская песенка муз. Л. Слука
Гармошка муз. Е .Тиличеевой сл.М.Долинова
Про лошадку ( детская песенка)
Лепешки (украинская прибаутка)
Дождик (русская народная песня)
Уж как шла лиса по травке (русская народная песня)
У кота – воркота (русская народная песня)
Ванечка муз. С.Воронцовского
Сорока (русская народная песня)
Приди, приди, солнышко (украинская прибаутка)
Горелки (русская прибаутка)
Велосипедист муз. А. Метелицына
Белые гуси муз. М.Красева
Пастушок (детская песенка)
Ходит зайка по саду (русская народная песня)
Репертуар второго года обучения
На катке (детская песенка)
Баю, баюшки, баю (колыбельная)
Василек (русская народная песня)
Песенка-марш муз. Е.Тиличеевой
Белка муз. А.Березняк
Солнышко (детская песенка)
Цыплятки муз. А.Филиппенко
Весна муз. Г.Фрида
Зайчик, ты зайчик (русская народная песня)
Мы на луг ходили ( русская народная песня)
Маленькая Юлька (словенская народная песня)
Дедушка (русская народная песня – прибаутка)
Н а зеленом лугу (латвийская народная полька)
Колыбельная муз. И. Брамса
Экосез муз. Л. Бетховена
Andante муз. Й. Гайдн;
Тихая ночь муз.Ф.Грубера
Jingle bells муз. J.Pierpont
Мелодия из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» муз. Л. Оливейра
Катюша муз. М.Блантера
Вальс расставания из кинофильма «Женщины» муз. Я. Френкеля
Самая хорошая Муз. В. Иванникова
Вальс при свечах из кинофильма «Мост Ватерлоо» (шотландская народная
мелодия)
Репертуар третьего года обучения
Я гуляю (русская народная песня)
Солнышко (русская народная песня)
Вдоль, да по речке (русская народная песня)
Во поле берёза стояла (русская народная песня)
Как у наших у ворот (русская народная песня)
Светит месяц (русская народная песня)
У зори- то у зореньки (русская народная песня)
Со вьюном я хожу (русская народная песня)
Калинка (русская народная песня)
Каноны
Во поле береза стояла (русская народная песня)
Пастушья песня (французская народная песня).
Неразумное желание. Муз. Р. Паулса.
Колыбельная (из к/ф «Долгая дорога в Дюнах»). Муз. Р. Паулса
Кашалотик. Муз. Р. Паулса.
Здравствуй Родина моя муз. Ю.Чичкова
Amazing Grace (ранняя американская песня)
When Johnny comes marching home
Старинная французская песенка муз. П. Чайковского.
Детская песенка муз. П. Чайковского.
Весёлый музыкант муз. А.Филлипенко
Берёзка муз. Е.Тиличевой
Цыплята муз. А.Филипппенко
Дружат дети всей земли муз. Л.Компанейца
Колыбельная. муз. В Моцарта
Спор муз. А. Гретри.
Сурок муз. Л. Бетховена
По дороге домой из школы муз. Э. Градески.
Праздничный рэг муз. Э. Градески.
Мелодия из кинофильма «Мой добрый папа» муз. А. Петрова
Колыбельная муз. И. Брамса
Репертуар четвертого года обучения:
Ой, да ты, калинушка (русская народная песня).
Я на горку шла (русская народная песня).
То не ветер ветку клонит (русская народная песня).
Ноченька (русская народная песня).
Во, кузнице (русская народная песня).
Белая черёмуха (русская народная песня).
Выйду ль я, пойду ль я да (русская народная песня).
Во поле берёза стояла (русская народная песня).
Весёлые гуси (русская народная песня).
Василёк (русская народная песня).
Как под горкой (русская народная песня).
Зацвели васильки (русская народная песня).
Как у наших у ворот (русская народная песня).
Две свирели (русская народная песня).
Савка и гришка (русская народная песня).
Светит месяц (русская народная песня).
Клён ты мой опавший (русская народная песня).
Из-за острова на стрежень (русская народная песня).
Зеленые рукава (старинная английская песня).
Веселый мельник (американская народная песня).
Бубенчики (американская народная песня).
Романс муз. Г. Свиридова.
Легенда муз. П. Чайковского.
Утренняя молитва (из «Детского альбома») муз. П. Чайковского.
Жаворонок муз. М. Глинки.
Ты, соловушка, умолкни муз. М. Глинки.
Колыбельная медведицы муз.Е.Крылатова
Старый добрый клавесин. Муз. И. Гайдна.
Триумфальный марш (из оперы «Аида»). Муз. Дж. Верди.
Ода к радости (фрагмент симфонии № 9). Муз. Л. Бетховена.
Анданте. Муз. Ф. Листа.
Dona nobis (канон). Муз. В. Моцарта
Тема радости симфония №9 Л.Бетховена
Форель муз.Ф.Шуберта
Мороженое. Муз. Э. Градески.
Разучивание многоголосных произведений
Тонкая рябина ( 2 голоса)
То не ветер ветку клонит (на 2 голоса)
Ой, да не вечер (на 2 голоса)
Ты, соловушка, умолкни муз.М. Глинка
Гимн России муз А.Александрова
Анданте муз. А.И. Хачатуряна
Старый клен иуз. А. Пахмутовой
Memory Э.Л. Уэббера
Город, которого нет муз. И. Корнелюка
Марш тореадора из оперы «Кармен» Музыка Ж. Бизе
Педагог может варьировать репертуар учащихся в зависимости от
индивидуальных особенностей детей и уровня развития коллектива.
Упражнения на развитие дыхания
Игры на дыхание. В работе с учащимися, особенно младшего школьного возраста, целесообразно использовать дыхательные игры: 1). Для выработки ровного дыхания можно дуть на лист бумаги так, чтобы он, отклонившись от вас, держался ровно, как бы застыл в воздухе и не вздрагивал от прерывистости или неровности вашего дыхания. 2). Аналогичную игру-упражнение можно проводить: дуя на пламя свечи таким образом, чтобы пламя отклонялось, но не гасло. Это поможет учащимся найти силу выдоха, ведь детей часто приходится сдерживать в силе выдувания, особенно на начальном этапе обучения. 3). Но бывают дети анемичные, которым надо усилить выдох. Тогда хорошо такое упражнение: учащимся предлагается по хлопку (или другому сигналу учителя) как будто надуть воздушный шар, а потом он постепенно, очень медленно начинает сдуваться, как сквозь маленькую дырочку. Можно предложить детям в момент вдоха поднять руки вверх, изображая шар. Тогда с началом выдоха руки будут опускаться, и, когда в шарике совсем не останется воздуха, (то есть закончится выдох) ребенок должен хлопнуть в ладоши. Этот прием поможет учителю контролировать продолжительность выдоха у каждого учащегося. 4) Еще одно упражнение, направленное на увеличение объема легких, следовательно, для отработки более долгого выдоха, взято из первой программы «фонопедического метода развития голоса» В.Емельянова - имитация звука «р» с помощью вибрации губ. Необходимо обратить внимание на то, что имитироваться должна комбинация согласных «ДБР», то есть звонких, а не глухих «ТПР». Детям предлагается игра в поездку на автомобиле с изменением направления движения, подъемом на горку, спуском, объездом препятствий и тому подобное, что потребует от детей изменение высоты и силы тона на вибрации губ. Рекомендуется добиваться звучного, энергичного тона, дающего учащимся
Упражнение «Воздушный шарик»
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть
ребер.
Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из
грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох
через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно
следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение
выполняем 6-10 раз.
Упражнение «Окно и дверь»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит
через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой
рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом
левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через
«дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.
Упражнение «Часы»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч.
Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при
этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.
Упражнение «Веселый петушок»
Исходное положение. Стоя пр ямо , ру к и о пуще ны вд ол ь т е л а .
Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На
выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.
Упражнение «Обдуваем плечи»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела,
голова прямо
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох
через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение
этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох»,
голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову
опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем
наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.
Упражнение «Насос»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела
Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону,
руки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем
упражнение 6-8 раз в каждую сторону.
Упражнение «Потягушечки»
Исходное положение. Стоя , но г и вме с т е , ру к и подня т ы в в е р х
Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на
выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…»
Выполняем 4-5 раз.
Упражнение «Едет-едет паровоз»
Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие
движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Выполняем 20-30 сек.
Упражнение «Горнист»
Исходное положение. Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая
горн.
Выполнение. Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф».
Выполняем 4-5 раз.
Упражнение «Дерево на ветру»
Исходное положение. Сидя на коленях.
Выполнение. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха,
руки опускаем ,туловище при этом немного наклоняется.
Упражнение «Бегемотики»
Исходное положение: закрыв глаза, положив руки на живот.
Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем, животик при вдохе надувается.
После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся.
Пальчиковая гимнастика
1. Дети вытягивают руки вперед, сжимают пальцы в кулачки как можно
сильнее,затем расслабляют их и разжимают. Повторяют несколько раз
упражнение.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз ,два, три ,четыре, пять-
Начинаем разгибать.
2. Дети вытягивают руки вперед, растопыривают пальцы, напрягают их
как можно сильнее, а затем расслабляют, отпускают руки и слегка
трясут ими.Повторяют несколько раз.
Только уставать начнем,
Сразу пальцы разожмем,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжем.
3. Фруктовая ладошка
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя.)
4. На поляне дом стоит, (Дом» изобразить двумя руками, крышу дома -
пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повернуты ладонями к
себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы —
вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются параллельно друг
другу)
В этот домик приглашаем.
Для стимулирования импровизационности мышления детей
Жаворонок:
1 0 1 0 1 0 1 0 101010101010101 – звучит с аккомпанементом G G D G
Соловей:
1 2 1 2 1 2 1 2 121212121212121 – D D A D
Перепел:
2 3 2 3 2 3 2 3 232323232323232 – D G D G D D D G
Артикуляционная гимнастика.
1. Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре
раза. (Далее — каждое задание исполняется четыре раза.)
2. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно
кончик языка и все более далеко отстоящие его поверхности.
3. Покусайте язык попеременно правыми и левыми коренными зубами,
как бы жуя его.
4. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами. То же —
в противоположном направлении.
5. Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в
левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
6. Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на
изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать
более высокие и более низкие звуки — щелчки. (Предложите детям
пощелкать всем одинаково, т. е. выстроить унисон низкими и высокими
щелчками.)
7. Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите
коренными зубами их внутреннюю поверхность.
8. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу
обиженное выражение.
9. Выверните наружу верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу
подобие улыбки.
10. Чередуйте 8-е и 9-е движения в ускоряющемся темпе.
Штрихи.
Штрихами при игре на духовых инструментах называются исполнительские
приемы извлечения, ведения и окончания или соединения звуков.
При игре на блокфлейте можно использовать штрихи legato, staccato, а также
двойное staccato . Язык, исполняя роль клапана, открывает и прекращает
доступ воздуха в инструмент. Движениями языка регулируется не только
продолжительность отдельных звуков, но и характер штрихов.
Прием исполнения legato состоит в том, что переходы от одного звука к
другому совершаются при непрерывном выдохе и неподвижном языке.
Legato следует вводить в работу на ранней стадии обучения детей игре на
свирели. Это связано с тем, что многие учащиеся, извлекая каждый звук
отдельно, перед ним берут дыхание. Сосредоточение внимания на
непрерывном выдохе при исполнении штриха legato поможет устранить этот
дефект.
При исполнении staccato сокращение длительности звуков достигается
соответствующими движениями языка, прекращающими подачу воздуха в
инструмент. Как будто произносим «тут», «тут». При этом между звуками
возникают паузы. Чем больше пауза, тем короче и, следовательно, острее
staccato.
Особого внимания заслуживает прием двойного staccato, при котором
движение воздуха в инструмент прекращается поочередно то концом языка,
выдвигаемым вперед, то задней его частью, прижимающейся к мягкому небу.
Происходит как бы чередование согласных «т» и «к» («ту-ку»). Этот прием
позволяет исполнять разнообразные пассажи штрихом staccato с большой
скоростью, недоступной при использовании простого staccato.