СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра по русскому языку "Грамотеи" (8 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра по русскому языку "Грамотеи" (8 класс)»

Командная игра для повторения изученного и подготовки к ОГЭ

«Грамотеи» (грамотей - человек, сведущий в грамоте)

Класс делится на 4 команды по 6 человек, к каждой команде прикрепляется Грамотей, который будет проверять правильность записи ответов в каждом задании. Каждая команда выбирает капитана, который распределяет задания и определяет того, кто запишет задание на доске. Если капитан сумел организовать работу и команда его решения выполняет, то она получает дополнительные 1,5 балла за сплоченность. Также команда может получить дополнительный балл за хорошую игровую дисциплину. Грамотей вовремя и правильно проверивший задания команды получает максимум 5 баллов конце игры, если были допущены ошибки, то баллы грамотея снижаются.

Игра состоит из пяти заданий, за каждое из которых можно получить максимум – 5 баллов. Ответы команда ищет совместно, а ответ на доске записывает только один участник в каждом задании. Запись ответа следующего задания выполняет следующий участник. За правильный и самый быстрый ответ, записанный на доске команда получает дополнительные 0,5 б. Всего команда может получить 30 баллов, а грамотеи – 5 баллов. Грамотеи подсчитывают баллы. Победители получают призы…











































Задание 1. Определите способ связи в словосочетаниях. Запишите в тетрадь словосочетания и способ связи, обозначьте главное слово.



Команда 1.

КРУЖЕВНОЙ ПЛАТОК, КОМАНДЫ ТРЕНЕРА, ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ, ДРУГ ЧЕЛОВЕКА, ИЗУМЛЕННО РАЗГЛЯДЫВАЛИ



Команда 2.

ГОРНЫХ УЩЕЛИЙ, ИСКУССТВО ТЕАТРА, ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, БОЛОТНУЮ ВОДУ, НЕБРЕЖНО ЗАБРОСИЛ



Команда 3.

ХОЛЩОВАЯ СУМКА, ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРУЖОК, СТВОЛ БЕРЁЗЫ, ЗАДУМЧИВО ПОСМОТРЕЛ, В ДЕТСКОМ ДОМЕ.



Команда 4.

УХВАТИЛСЯ С РАДОСТЬЮ, ЯД ДЛЯ ЛЕКАРСТВ, ТЕЛЕФОННЫМИ ШУТКАМИ, ДЕРЕВЯННЫЙ МОСТИК, смотрит грустно.



















Задание 2. Команда 1.

1) Замените словосочетание КРУЖЕВНОЙ ПЛАТОК, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

2) Замените словосочетание КОМАНДЫ ТРЕНЕРА, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

3) Замените словосочетание ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

4) Замените словосочетание ДРУГ ЧЕЛОВЕКА, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

5) Замените словосочетание ГОРНЫХ УЩЕЛИЙ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.



________________________________________________________________________________

Задание 2. Команда 2.

1)Замените словосочетание ИСКУССТВО ТЕАТРА, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

2)Замените словосочетание ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

3)Замените словосочетание БОЛОТНУЮ ВОДУ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

4)Замените словосочетание ХОЛЩОВАЯ СУМКА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

5)Замените словосочетание ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРУЖОК, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.



Задание 2. Команда 3.

1)Замените словосочетание СТВОЛ БЕРЁЗЫ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

2)Замените словосочетание ИЗУМЛЕННО РАЗГЛЯДЫВАЛИ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

3)Замените словосочетание НЕБРЕЖНО ЗАБРОСИЛ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

4)Замените словосочетание ЗАДУМЧИВО ПОСМОТРЕЛ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

5)Замените словосочетание В ДЕТСКОМ ДОМЕ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

_____________________________________________________________________________________________

Задание2. Команда 4.

1)Замените словосочетание УХВАТИЛСЯ С РАДОСТЬЮ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

2)Замените словосочетание ЯД ДЛЯ ЛЕКАРСТВ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

3)Замените словосочетание ТЕЛЕФОННЫМИ ШУТКАМИ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

4)Замените словосочетание ДЕРЕВЯННЫЙ МОСТИК, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

5)Замените словосочетание смотрел грустно, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.





Задание 3 Команда 1.

Дайте быстрый ответ, запишите его:

  1. Буквы, выстроенные для переклички – это

  2. Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла - это

  3. Они идут, они стоят, они звенят, они висят …

  4. Ходит, ходит взад-вперед,

Только с места не сойдет.

Ну а чтобы в дом попасть,

Нужно руку ей пожать…….

5) Табу – это:

1.сокращенно табуретка

2.порода медведей

3. запрет



______________________________________________________________________________



Задание 3. Команда 2

Дайте быстрый ответ, запишите его:

  1. Канцелярская острячка …

  2. Домашний иллюминатор …

  3. От ворот и до ворот

Он летает взад-вперед.

Дружно бьют его ногами

И не трогают руками. ____________

4) За окном дожди идут,

Значит все его берут ________________

5) Лорнет – это:

1.очки

2. кабинет

3. предмет врача ЛОРа









Задание 3. Команда 3

Дайте быстрый ответ, запишите его:

  1. Охотница до чужих мехов…

  2. Часть лица, которую иногда вешают …

  3. На месте не стоит оно,

Всегда идет или бежит.

Остановить, жаль, не дано,

Ведь очень быстро пролетит. ________________

4) Руль, колеса и педали,

И по лужицам погнали… __________________

5) Ассорти – это:

1. вид цветов

2.смесь

3. шорты





________________________________________________________________________



Задание 3. Команда 4

Дайте быстрый ответ, запишите его:

  1. Непарнокопытный, гнедой или в яблоках, а иногда в пальто …

  2. Растение, на котором гадают …

  3. Танцую на одной ноге,

Второй кручу вокруг,

Я мал и худ, но без меня

Ты не начертишь круг! ____________________

  1. Мир земной, но по нему не едет автобус,

А всё потому, что он школьный, лишь... ________________

  1. Саммит –это:

  1. Десерт

  2. Встреча или переговоры на высшем уровне

  3. Жанр фильма





Задание 4. Команда 1



Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов и правильные утверждения в тетрадь.

1) НЕКОТОРЫЙ – в неопределённом местоимении без ударения пишется приставка НЕ-.

2) ПОЛ-ЛИСТА – пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква л.

3) НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

4) НЕНАВИДЯЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Я.

5) СКОШЕННЫЙ (луг) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

____________________________________________________________________________



Задание 4. Команда 2

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов и правильные утверждения в тетрадь.

1.ПРЕДЛАГАТЬ (помощь) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

2.ПРЕВЫШАТЬ (скорость) – приставка ПРЕ- пишется, если имеет значение, близкое к слову «очень»

3.БЛИСТАТЬ (талантом) - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса А

4.ПРЕОБРАЗИТЬ – с приставкой ПРЕ- пишутся слова, имеющие значение высокой степени качества или действия

5.СГОРЕТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения







Задание 4. Команда 3

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов и правильные утверждения в тетрадь.

1.ПРИБРЕЖНЫЙ (участок) - приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение

«нахождение вблизи»

2.ВЗЛЕТЕТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З

3.ПАЛИСАДНИК – безударная гласная А в корне слова является непроверяемой, её следует запомнить.

4.ПРИГОТОВИТЬ (ужин) - приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение неполноты действия

5.МАКАТЬ (в сметану) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.



_____________________________________________________________________________



Задание 4. Команда 4

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов и правильные утверждения в тетрадь.

1.ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) - приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение приближение.

2.УРАВНЯТЬ (в правах) - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения «равны»

3.БЕЗБРЕЖНЫЙ (океан) - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З

4.ЗАСТЕЛИТЬ (постель) - написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня.

5.ПРИОТКРЫВАТЬ (дверь) - приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение неполноты действия.







Задание 5. Найдите цельные словосочетания. Запишите в тетрадь два предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните цельные словосочетания как члены предложения.



Команда 1.

Пьеса "Три сестры" написана Антоном Павловичем Чеховым.

В прихожей почему-то стояло пятеро сапог.

Сотня кавалеристов отважно бросилась в атаку на вражеский редут.

Ей известен был едва ли десяток английских слов.

С бледным , покривившимся лицом он вдруг вскочил и схватился за голову.

Команда 2

Солдатский строй был неверным, пока один из солдат не затянул строевую песню.

Парни с девчатами перебрасывались шутками, плясали и пели песни.

Пять стульев стояло у стены.

У прилавка оказалась женщина с заплаканными глазами.

Множество свечей озаряло хоромы барина.

Команда 3

Часть средств, вырученных от продажи книги, пойдут на содержание больниц.

Большинство домов в этой деревне были деревянными.

Ряд учеников не считают выполнение домашних заданий необходимым.

Мы с одноклассником заполняли дневник.

Каждый из нас поедет в столицу.

Команда 4

Стоял конец сентября.

Несколько ребят были в музее.

Четыре друга отправились в путешествие.

Некоторые из нас достигли серьезных успехов.

Мы с приятелем поссорились.



Результаты команды № ____ . Грамотей______________________________________



ФИО уч.

№1 задание (5б)

№2

задание

5 (б)

№3

задание

5 (б)

№4

Задание

5 (б)

№5

Задание

5 (б)

Сплочен-ность,

макс. 1,5б

Дисцип-лина,

макс. 1б

Итого





































































_______________________________________________________________________________





Результаты команды №_____ .

Грамотей ______________________________________



ФИО уч.

№1 задание (5б)

№2

задание

5 (б)

№3

задание

5 (б)

№4

Задание

5 (б)

№5

Задание

5 (б)

Сплочен-ность,

макс. 1,5б

Дисцип-лина,

макс. 1б

Итого