СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-путешествие по творчеству К.И. Чуковского.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов посвящено жизни и творчеству К.И. Чуковского.

Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие по творчеству К.И. Чуковского.»










Подготовила и провела

учитель начальных классов: Г.И.Насонова








Игра-путешествие по творчеству К.И. Чуковского

«В гости к Корнею Чуковскому» Слайд 1

(внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов)



Цель: развитие интереса к творчеству К. И. Чуковского.

Задачи: - продолжить знакомство детей с жизнью и творчеством К. Чуковского;

- помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского;

- показать детям удивительный мир сказок К. Чуковского, их мудрость и красоту.

- пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим;

- раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей;

Оборудование:
1. На доске запись «Сказки дедушки Корнея».

2. Выставка книг К. Чуковского.

4. Рисунки детей.

5. Реквизит для инсценировки сказки «Телефон».

Место проведения: кабинет начальных классов



Ход мероприятия

Учитель:  Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный день.

- Ребята, а вы верите в чудеса? (Да!)
Учитель: - Вы хотите увидеть настоящее чудо? (Да!)
Учитель: - Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте. Слайд 2(на слайде книга)

- А теперь открывайте глаза и смотрите. Это Королева – книга.

- Ах, какая она красивая! Она, вам нравится? (Да). Давайте заглянем на первую страницу. Что же на первой странице?

«Правила обращения с книгой» Слайд 3 Мы видим правила обращения с книгой. Давайте их вспомним. 
Ученики читают хором: 
1. Книги брать чистыми руками.
2. Книги нельзя рвать.
3. Книги нельзя мять.
4. Нельзя рисовать на книгах.
5. Нельзя загибать углы.

Учитель: - Ребята, а вы правильно обращаетесь с книгой. (Да)

- Молодцы!

Учитель: - Но Королева книг нам подсказывает ещё одно золотое правило, которое надо запомнить: «Книги любят тишину», Слайд 4

поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательными, если хотите что-то сказать или ответить, то поднимайте руку. Все, запомнили это правило? (Да!)

Учитель: - Вот теперь мы можем заглянуть на следующую страницу, что же там? Кто это, ребята? Корней Иванович Чуковский Слайд 5
- Сегодня Королева книг приглашает нас в гости к вашему любимому писателю, которого любят и взрослые, и дети, к Корнею Ивановичу Чуковскому.

Ученик: В гости дедушка Корней, Слайд 6
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад,
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки,
Или любит их читать.

Учитель:

А сейчас познакомимся с жизнью и творчеством этого замечательного писателя. Слушаем.

Видео-презентация о жизни писателя Слайд 7

Ведущий: Слайд 8

- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

1 апреля 2022 г., ему исполнилось 140 лет.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.



Он родился в Санкт-Петербурге в 1882 году. Николай очень хотел стать образованным человеком: он много читал, самостоятельно выучил английский язык.

Ведущий: Слайд 9

Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.



Ведущий: У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело. Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал.
Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился.
После этого, случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети, и взрослые.. 

Слайд 10 Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

Ведущий: Корней Иванович Чуковский - это чудесный писатель, сказочник, юморист и весельчак.

Ведущий: Он был истинным другом детей: любил их, общался, для каждого ребенка находил своё заветное, волшебное слово, свою шутку, смешную присказку. Недаром дети тянулись к нему и ласково называли «Дядей Чукошей».

Учитель: Давайте произнесем чистоговорку на нашу тему. Слайд 11

Он-он-он – у меня зазвонил телефон.

Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.

Ил-ил-ил - Крокодил солнце в небе проглотил.

Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.

Ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.



А для разминки вам загадки К.И. Чуковского

1. Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю. (Рот и зубы.)

2. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

3. Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная. (Коньки, каток)

4. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска.)

5. Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок)

6. Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (Крапива)

7. Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутинку, я тяну. (Иголка)

Ведущий:

К.И.Чуковский писал не только загадки, сказки, но очень интересные, смешные, необычные стихи. В одном стихотворении у К.И.Чуковского встречаются непонятные слова - это стихотворение называется "Котауси и Мауси"

Посмотрим Инсценировку стихотворения "Котауси и Мауси" 1, 3 класс

Чтец: Жила - была мышка Мауси (выбегает мышка)

          И вдруг увидала Котауси.

          У Котауси злые глазауси, и злые - презлые зубауси (кошка показываетсвои когти, встает, подкрадывается к мышке)

          Подбежал Котауси к Мауси и замахал хвостауси:

Котауси: Ах, Мауси, Мауси, Мауси.

                Подойди ко мне , милая, Мауси,

                Я спою тебе песенку. Мауси, чудесную песенку, Мауси!

Чтец: Но ответила умная Мауси:

Мауси: Ты меня не обманешь, Котауси!

             Вижу злые твои глазауси и злые - презлые зубауси!

Чтец: Так ответила умная Мауси. и скорее бегом от Катауси! (убегает от кошки).

Физкультминутка

Танец маленьких утят» Слайд 12

Итак, мы начинаем нашу игру-путешествие по произведениям К.И. Чуковского. Слайд 13

I тур. «Вспомни сказку». Слайды 14, 15, 16

- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку. (Дети по одному выходят и читают отрывки из сказок)

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»


– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

II тур. «Кто есть кто». Слайд 17

- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

III тур. «Конкурс знатоков». Слайд 18

- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали:

  1. Имя акулы в сказках Чуковского.

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)

  1. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

Вот и стал Таракан победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться, проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)

  1. Имя мухи – именинницы.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

  1. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

  1. Умывальников начальник и мочалок командир.

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

  1. Кто вернул краденое солнце?

Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

  1. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)

  1. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)

По вертикали:

Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ

Аукцион. Слайд 19. 20

1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)

2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)

3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)

4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)

5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).

6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)

7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)

8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)

9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)

- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.


IV тур. «Корзинка с потерянными вещами». Черный ящик слайд 21-22

- В корзинке (ящике) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете. (По одному достают и выкладывают на стол)


Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

Блюдце (А за ними блюдца)

Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр (И ставит им градусник)

Сито (Скачет сито по полям)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)

Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Однажды работая над важной статьей, он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам, стыд и срам.

Ребята как называется эта сказка? (Мойдодыр)

Так родился на свет знаменитый «Мойдодыр» - умывальников начальник и мочалок командир, не любил он грязнуль.

- Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” –  вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде. (Отрывок из мультфильма «Мойдодыр»)

Инсценировка стихотворения «Телефон» 2, 4 кл.

V тур. «Музыкальная страничка» (по времени) слайд 23

Бармалей

Муха –Цокотуха

Крокодил

Айболит

Федорино горе

Мойдодыр

Тараканище

Телефон

- К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.

VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев». Слайд 24

- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ

ЦКТХ

МЙДДР

ФДР

ЙБЛТ

ТРКНЩ

КРКДЛ

КРКЛ

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)

- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.

VII тур «Героический поступок» слайд 25

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит

Зажгли море.

Воробей

Проглотил солнце.

Крокодил

Помыла свою посуду.

Комар

Вернул солнце в небо.

Федора

Потушила море.

Медведь

Спас Муху – Цокотуху.

Бабочка

Съел таракана.

Лисички

Вылечил зверей.

VIII тур «Найди связь» слайд 26

– На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
– Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
– Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)

- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу.

Еще много раз вы будете встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Познакомитесь с Чуковским – переводчиком. Он перевел с английского “Приключения барона Мюнхгаузена”, “Приключения Робинзона Крузо”, “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Гекльбери Финна”, “Принца и нищего”, “Рикки – Тики – Тави” и многие другие.


Богомолова Карина Слайд 27

Он был писатель, переводчик,

Критик, литературовед.

Родился он в Санкт-Петербурге,

В Одессе жил он 20 лет.


С Житковым в классе он учился,

Английский – просто обожал,

Вообще способным был ребёнком,

Друзей ценил и уважал.


Писать для нас он рано начал,

Когда в гимназию ходил,

Нам с вами клад большой оставил–

Стихи и сказки подарил.


Дружны теперь мы с Мойдодыром,

С Федорой, Мухой, Крокодилом.

И с Айболитом, и с слоном,

Что шоколада просит в дом.


Зайчатами, мартышками,

С газелями и КНИЖКАМИ!

Спасибо Чуковскому мы говорим,

За сказки его мы благодарим.

Учитель:  Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо, что вы знаете сказки этого замечательного автора. 
Мы сказки Чуковского любим и знаем. 

С удовольствием сказки эти читаем.
Чтоб жить вам было веселей,
Придумал их все… дедушка КОРНЕЙ.

Учитель: А скажите

1.чему учит сказка «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности.

2. «Айболит» - быть добрыми, заботиться о других.

3. «Тараканище» - быть смелыми.

4. «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.

5. «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку.  

Подведение итогов

Слово «СЕВ» произнесем быстро несколько раз. ВСЕ хорошо знаете творчество Чуковского, и на память о нашем мероприятии я подарю атрибут-предмет из одной сказки писателя. Отгадайте загадку о нем

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал. (воздушный шарик)

СПАСИБО всем участие и внимание.


Тур «Центон» если останется время

Определите, из каких двух произведений взяты строки:

1. Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача,
Закричала сгоряча: 
«Лимпопо, Лимпопо!»

(«Тараканище» + «Айболит».)

2. Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.

(«Федорино горе» + «Путаница».)

3. А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
«Вы в канаву упадете,
Вы утонете в болоте!
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»

(«Мойдодыр» + «Федорино горе».)

4. Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне б заснуть,
Отдохнуть...
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.

(«Телефон» + «Муха-Цокотуха».)

5. Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу –
Проглочу, проглочу, не помилую!

(«Бармалей» + «Тараканище».)

6. Он по Африке идет,
На всю Африку поет:
«Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!»

(«Бармалей» + «Котауси и Мауси».)