Игра-путешествие «Подарите детству солнце»
Цели: систематизировать и углублять правовые знания детей; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Ход занятия
1. Вступительная беседа.
Счастливый человек редко думает о своих правах. Еще реже думают о них дети. Но человек иногда попадает в трудное положение, тогда ему необходимы защита и поддержка. И именно тогда знание своих прав может помочь.
- Сегодня, ребята, мы постараемся определить наши права, поговорим об обязанностях, узнаем много нового и интересного. А в дорогу возьмем с собой … конечно же, улыбку! Итак, в добрый путь!
( дети поют песню «Улыбка» )
Улыбнитесь друг другу и скажите »Мне хорошо и весело!»
Мы отправляемся с вами в путешествие по стране Правознайке.
Все начинается с права на жизнь. Это главнейшее право каждого человека.
Мы на свет родились, Чтобы радостно жить, Чтобы вместе играть, Чтобы крепко дружить. | Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы. Чтоб исполнились в жизни Все наши мечты. |
- Но право на жизнь соблюдалось не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым и больным, сбрасывали со скалы в пропасть. Когда-то в Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на их содержание. В России же многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали богатым людям.
А потом появился очень важный документ, который встал на защиту детей. А появился он так. В начале XX века произошла страшная война, которая охватила большую часть Земли, поэтому ее назвали Первой мировой войной. После окончания войны люди испугались, что если такие войны будут еще продолжаться, то погибнет много детей. Они собрались и составили документ, который назвали Декларацией прав ребенка. СЛОВО «ДЕКЛАРАЦИЯ» ОЗНАЧАЕТ ПРИЗЫВ, ОБЪЯВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ. В первой Декларации обращались к правительствам всех стран с просьбой беречь детей, потому что они маленькие и беззащитные.
Прошло еще около 20 лет, и снова разразилась война, намного страшнее первой, назвали ее Второй мировой войной.. А когда наконец наступил мир, из всех уголков Земли съехались люди. Это были разные люди, они говорили на разных языках, были с разным цветом кожи, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, чтобы люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали ООН, это самая серьезная международная организация, и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека. Это очень серьезный документ, в котором записаны все права людей. Затем появилась Декларация прав ребенка, которую тоже создала и приняла ООН. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали. Выполняя требования Конвенции – сделать все, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы - наша страна приняла свой Закон РБ – закон «О правах ребенка».
2. Беседа о правах ребёнка с просмотром презентации.
- На предыдущих занятиях мы изучали статьи закона «О правах ребенка». Расскажите, что вы помните из наших бесед. Общую мысль статей можно сформулировать так:
Над миром пролетают годы, Приходит лето за весной. Мы все как дети у природы. И что же нам делить с тобой. | Пускай различны цветом кожи, Поем на разных языках, Но дети мы, и тем похожи. И мир – у нас с тобой в руках. |
Пусть будет мир на всей планете И в каждой маленькой стране. Пусть весело смеются дети И все забудут о войне. | |
- Продолжая наше путешествие, мы обратимся к сказкам. Ведь именно в них осуждаются хитрецы, лентяи, невежды, а добро всегда побеждает зло.
3. Викторина «Назови правильно права»
Какое право нарушал Карабас-Барабас, когда держал кукол в рабстве и заставлял их на себя работать?
Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?
Какое право нарушали герои сказки «Колобок», когда хотели съесть главного героя?
Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили?
Буратино продал свою азбуку, при этом не воспользовался каким правом?
Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что не имел какого права?
Какое право нарушила злая волшебница из сказки «Аленький цветочек», когда превратила принца в чудовище?
4. Физкультминутка «Близнецы» (дети становятся в колонны по 4-5 человек, кладут руки на плечи друг другу, упражнения стараются выполнять вместе)
- встать на цыпочки;
- наклониться влево, вправо;
- прогнуться назад;
- постоять на правой ноге, левую согнуть в колене;
- постоять на левой ноге, правую согнуть в колене.
( дети подходят к своим партам, становятся возле стульчиков, руками держатся за спинку стульчика)
- вытянули в сторону правую ногу, нарисовали ногой 3 круга;
- вытянули в сторону левую ногу, нарисовали ногой 3 круга;
- присели – встали;
- отвели назад правую ногу, левую;
- стали на цыпочки, подняли руки вверх, потянулись к солнышку.
5. Дидактическая игра «Разрешается – запрещается»
Посмотри на этот знак Человек поднял флаг. Слушать мнение ребенка ……… | Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго …….. |
С мамой дети должны жить, Ей всегда цветы дарить – Это …….. | Эта грань обозначает- Мать с ребенком разлучают. Это ……. |
Рисовать и петь, учиться, Если заболел – лечиться. Это ……. | Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа ……… |
Этот слабый горбит спину, Пред сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго …….. | Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить – Это …….. |
В Конвенции о правах ребенка говорится, что в первую очередь ответственность за ребенка несут родители. Им больше всего доверяют дети, их в первую очередь слушаются.
Каждый день в ожидании встречи Я спешу к себе домой, Чтобы прожить этот новый вечер Вместе с моей семьей. | Здесь всегда мне будут рады, Здесь меня ждут друзья. Снова мы вместе И слов не надо, Ведь это моя награда, Это – моя семья. |
6. Просмотр и обсуждение инсценировки по сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев»
- Давайте сейчас мы посмотрим инсценировку по сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев», а потом обсудим, соблюдались ли права ребенка в этой семье.
Старуха Ну, полно, доченька, не плачь. Съешь-ка, горяченький пирожок. |
Дочка Не надо мне пирожков, хочу подснежников! А если сами не хотите идти и меня не пускаете, так пусть сестра сходит. Вот придет она из лесу, а вы опять ее туда пошлите! |
Старуха А ведь и правда! Лес недалеко, сбегать недолго. Наберет она цветочков, а мы их с тобой во дворец снесем, а замерзнет – ну, значит, такая ее судьба. Кто о ней плакать станет? |
Дочка Да уж, верно, не я. До того она мне надоела! Все говорят «Ах, сиротка несчастная! Работница - золотые руки». А чем я хуже? |
Старуха Что ты, доченька, по мне ты лучше, а не хуже. Да только она хитрая. Тому поклонится, этому улыбнется. Вот и жалеют ее все. А чего ей не хватает? Платок я ей свой отдала, такой хороший платок. Башмаки твои старые донашивать ей позволила. А уж хлеба сколько на нее идет! Утром кусок, за обедом краюшка, да вечером горбушка. Сколько выйдет-то – посчитай-ка. |
Дочка Ну вот, пусть и сходит в лес. |
(входит падчерица) Старуха Что на дворе метет? |
Падчерица Так метет, что ни земли, ни неба не видать. |
СтарухаА ты,видно, не очень замерзла. Ну, что обогрелась? Надо тебе еще в лес сбегать. |
Падчерица В лес? Зачем? Хворосту я принесла. |
Дочка Не за хворостом, а за подснежниками. |
Падчерица Да какие же теперь подснежники, зима ведь на улице. |
Дочка Вот тебе корзинка. |
Падчерица (смотрит в окно) Темнеет уже, может я завтра с утра схожу. |
Дочка Придумала – с утра. А если ты до вечера цветов не найдешь? Станут нас во дворце дожидаться. |
Падчерица Неужели вам меня совсем-совсем не жалко. Не вернуться мне ведь из лесу. |
Дочка Отвечай прямо – не пойдешь? Где моя шубейка? Пусть она у печки греется, а я до полуночи по лесу ходить буду, в сугробах вязнуть.(бежит к дверям) |
Старуха Ты куда? Кто тебе позволил? Садись на место. А ты платок на голову, корзинку в руки и ступай. Да смотри у меня, если узнаю, что ты у соседей где-нибудь просидела, в дом не пущу, замерзай во дворе. (выталкивает падчерицу за дверь) |
Старуха И дверь за собой как следует не закрыла, дует-то как! |
- А теперь мы попробуем, опираясь на закон «О правах ребенка», выяснить, какие права падчерицы нарушали мачеха и ее дочь, а может быть и отец девочки. За что их можно было наказать.
- В законе говорится, что каждый ребенок имеет право на проживание в семье, где о нем должны заботиться родители. Что было не по закону?
Ребенок имеет право на имущество, на личные вещи. Так ли было в сказке?
Ребенок имеет право на охрану здоровья. Соблюдали ли герои этот закон?
Ребенок имеет право на отдых. Соблюдалось ли это право?
Может быть наши упреки к мачехе не относятся. Ведь она не родная мать девочке и не должна о ней заботиться?( должна, потому что она заменила девочке мать).
- Видите, как много прав нарушалось взрослыми в семье. В наше время права ребенка защищают общество, государство, правоохранительные органы.
- Семья играет большую роль в жизни человека. Жить без семьи очень трудно. Важно, чтобы в семье царили взаимопонимание, уважение, согласие и любовь. А все эти качества воспитываются у ребенка с детства.
- У вас на партах лежат сердечки. Напишите, пожалуйста, на них пожелания своей семье. Поднимите высоко бумажные сердечки, посмотрите какие они разноцветные, праздничные, наверно, потому что пожелания ваши радостные и добрые. Мы не будем сейчас раскрывать вашу маленькую тайну, прочитаете свои пожелания сегодня вечером всем членам вашей семьи.
- Сегодня мы не раз говорили о том, что все дети имеют право на защиту, чтобы их не били, не обзывали, не унижали. Но иногда люди не могут сдержаться. Это случается как со взрослыми, так и с детьми, в том числе и с некоторыми из вас. Давайте подумаем, что мы можем сделать, чтобы не нарушать право на защиту детей, которые посещают нашу школу.
( никого не бить, не обзывать, не дразнить, не унижать, не оскорблять)
7. Психотренинг «Возьми себя в руки»
- Когда вы почувствуете какое-то беспокойство или желание кого-то ударить, что-то бросить, есть очень простой способ доказать себе свою силу. Обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди. Это поза выдержанного человека. Давайте потренируемся. Что вы чувствуете? (спокойствие)
8. Заключительная беседа. Рефлексия
- А для того, чтобы вы могли быть спокойны за свою безопасность, помните, что в любой тревожной ситуации вы всегда можете найти помощь у окружающих вас людей. У вас на партах лежат карточки «Мой Круг Безопасности», где размещены телефоны государственных служб спасения людей. Прочитаем их. После нашего занятия или дома вы заполните остальные колонки. Карточку желательно иметь при себе. И если нужна помощь, обращаться по записанным телефонам.
- Наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы еще раз убедились в том, что закон «О правах ребенка» сторожит вашу жизнь, ваше спокойствие и развитие, дорогие ребята. Взрослые заботятся о том, чтобы у вас было все для нормальной жизни.
- Мне хотелось бы сказанное сегодня обобщить следующим стихотворением.
Лишь появится ребенок и дышать начнет едва,
он имеет право жить, развиваться и дружить.
Иметь уютный, теплый дом, видеть мирный, тихий сон.
Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать.
Быть веселым и здоровым. Восхищаться чем-то новым.
И любить, и быть любим. Он на свете не один.
Не травите детство спором, Не нудите разговором, Не давите злом и страхом, Не бросайте слов с размаху. Душу детскую щадите, Пуще глаза берегите. Зря за шалость не корите, Ни родитель, ни учитель. Развивая детский разум, Не влезайте в дебри сразу. Детства дни не торопите, Детству солнце подарите. | Берегите детство! Ведь для всех людей Детство – это радость, Смех, улыбка, доброта, Красота и чистота, Простота, наивность это, Это то, чего нельзя Позабыть нам никогда. Это то, о чем мечтают взрослые порой, притаившись где-то в комнате пустой. Детства дни не торопите, Детству солнце подарите. |
Всем сегодняшним участникам путешествия мы подарим солнышко.
( на доску вывешивается рисунок солнышка, дети по очереди прикрепляют недостающие лучики)
( дети исполняют песню «Детство»)
МОЙ КРУГ БЕЗОПАСНОСТИ
Рабочие телефоны, мобильные телефоны МАМА ___________________ _____________________ ПАПА _____________________ | | МОЙ ДРУГ Телефон ___________________ ___________________________ |
| | МОЯ ШКОЛА Телефон _____________ |
Телефоны БАБУШКА ___________________ ДЕДУШКА ___________________ | | МОИ СОСЕДИ Телефон ___________________ |
______________________________________________________________