Конспект интеллектуальной игры-викторины
«День родного языка» в старшей группе с крымскотатарским языком обучения
Составила воспитатель Бекирова М.Н.
Задачи:
закреплять знания о Международном дне родного языка;
развивать речь, память;
воспитывать любовь к своей стране, родному языку;
воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.
Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Многозначные слова», рассматривание иллюстраций крымскотатарской национальной одежды, чтение крымскотатарских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке, крымскотатарские народные подвижные игры, слушание крымскотатарских народных песен, разучивание загадок.
Оборудование и материал: эмблемы «Ляле» и «Мелевше», картинки с многозначным значением, аудиоаппаратура, видеозапись фильма «Мой Крым», медали.
Воспитатель:
Скажите мне пожалуйста, ребята, что нам помогает общаться? (язык)
- 21 февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем крохами, ваши мамы напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (тот, на котором мы разговариваем). А на каком языке мы разговариваем? (на крымскотатарском)
- Наш крымскотатарский язык богат и красив. В нём столько слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться! Любите свою Родину, свой язык, свой народ! Послушайте стихотворение «Солнышко»
Ребёнок:
- Солнышко, ты в блеске и тепле,
Пролетаешь у любых ворот,
Где всего прекрасней на земле,
И какой понравился народ?
«Всякий» - шепчет Солнышко, «хорош-
не могу обидеть никого,
там, где ты родился и живешь –
там дружок прекраснее всего.
горы, море или ширь полей
Родина! Она всего милей!»
Воспитатель: Ребята, а где мы с вами родились и живем? (в Крыму)
Видеозапись «Мой Крым»
- Мы с вами очень много говорили о родном языке, вы многое узнали, и сейчас мы проведём викторину «Я знаю свой родной язык», где и проверим ваши знания.
- Итак, в викторине принимают участие 2 команды: «Ляле» и «Мелевше»
- Капитаны, представьте, пожалуйста, нам свои команды.
«Ляле» «Мелевше»
Наш девиз: Наш девиз:
«Кучь - бильгиде!» «Бир акъыл яхшы – эки даа яхшы!»
1 задание. «Разминка»
Для команды «Ляле» Для команды «Мелевше»
Назовите:
- Элементы женской национальной - Элементы мужской национальной одежды.
одежды.
- крымскотатарские народные сказки. -в какой народной сказке герой – цыпленок?
- крымскотатарские народные игры. - крымскотатарские народные песни.
- Раз мы вспомнили крымскотатарские народные песни, давайте станцуем хоровод
«Баарь кельсе»
Хоровод: «Баарь кельсе»
2 задание «Пословицы и поговорки»
Восп.- Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о Родине.
- Ана юртынъ – алтын бешик.
- Ветан – экинджи ананъ.
- Ветансыз адам – йырсыз бульбуль.
- Эр гуль озь пытагъында ачар.
Восп.- Назовите пословицы и поговорки о дружбе.
- Достсыз адам – къанатсыз къуш.
- Эмектен дост артар – ошектен душман.
- Урбанынъ янъысы яхшы – достнынъ эскиси.
- Къанда бирилик – анда тирилик.
3 задание. Игра «Многозначные слова»
( На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, называют слово-пару. Например: (алма, бурма, чал, козь, ал…)
4 задание. Игра «Наоборот»
Восп. – Поочередно каждой команде я буду называть различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: балабан - уфакъ. (Слова: кенъ, сыджакъ, узун, юксек, и др.
5 задание. «Загадай загадку»
Воспитатель показывает картинку, команды должны вспомнить, в какой загадке говорится про этот предмет и загадать загадку.
6 задание. « Народные игры»
(Воспитатель называет игру, команды называют и обыгрывают ее)
Восп. – И последний вопрос. Как называется танец, которым заканчиваются народные праздники? (Хоран)
- Я приглашаю всех вас в круг.
Танец «Хоран»
Итог: - Команды «Ляле» и «Мелевше», сегодня вы показали хорошие знания о родном языке. В награду за активное участие, я хочу вручить вам медали.