Шаповалова Ирина Павловна
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Андреевская школа Волновахского района»
г.Донецк
[email protected]
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА НА УРОКЕ
Современная психология определяет, что игра охватывает все периоды жизни человека, является важной формой его жизнедеятельности, а не возрастными признаками. Человек не расстается с игрой всю жизнь, меняются лишь её мотивы, формы проведения, степень проявления чувств и эмоций. Выяснением роли, структуры и значение игры для воспитания и обучения детей занимались психологи Л.Выготский, Д.Эльконин и др. Важное значение игре как методу обучения и воспитания придавали великие педагоги А.Макаренко, В.Сухомлинский, Ш.Амонашвили и др. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка...Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет…». В то же время он отмечал, что только та игра является педагогически ценной, в которой ребенок активно действует, мыслит, строит, комбинирует, моделирует человеческие взаимоотношения. В игре ребенок может исполнять разные роли - ведомый, ведущий, творец, находить условия для выявления своих способностей. Используя игры в обучении , чтобы заинтересовать учащихся будущей деятельностью, разнообразить обучение ситуацией неожиданности, добавить позитивных эмоций, учитель должен сам стать участником игры. Особенно важно сочетание игры с обучением в начальных классах, когда сложный переход от дошкольной жизни к школе предопределяет постепенное изменение ведущих видов деятельности – игровой на учебную. Чтобы руководить игровой деятельностью, выявить её учебный и развивающий потенциал, надо знать её структуру, учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. В играх, созданных педагогикою, игровая деятельность специально планируется. Игры, которые используются на уроках в начальной школе, выполняют разные функции: активизируют внимание детей, развивают познавательные способности, сообразительность, воображение и т.д. Правильно построенные игры обогащают процесс мышления позитивными чувствами, тренируют волевые качества ребенка. Разнообразие игровых средств позволяет учителю выбрать именно ту игру, которая наиболее соответствует цели урока. Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Уместно используя такие уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Игра учит. Следовательно, это средство обучения. Есть различные способы использования игровых форм на уроке:
- во время урока используется несколько раз игровая ситуация ( элементы соревнований, с помощью сказочных персонажей и т.д.);
- весь урок проводится как сюжетно-ролевая игра (уроки-путешествия, уроки развития речи и т.д.)
Преимущество следует предоставлять тем играм, в которых принимают участие большинство детей, предполагается быстрый ответ, сосредоточение произвольного внимания. Например, на уроках математики такие игры: «Кто быстрее?», «Магазин», Круговые примеры», «Где моё место?» и т.д. При обобщении и повторении блока изученных тем можно применять игры-соревнования «Самый умный», «Брейн -ринг».На уроках русского языка проводить такие игры: « Перевёрнутые слова», « Почтальон», «Лишнее слово», игры « в слова» и т.д. На уроках чтения можно использовать такие игры: «Подбери к стихам рисунки», «Собери пословицы», игра в рифму и т.д.
Большой интерес вызывают игры во время экскурсий на природу Здесь используются сюжетные игры, игры –упражнения с природным сырьём.Их цель – научить детей находить нужный предмет с помощью анализаторов( по запаху, по вкусу и т.д.), описывать предметы и находить их по описанию, группировать предметы. Например: «Загадай – мы отгадаем», «Что сначала, а что потом?», « Кто где живёт?» и т.д.
В последнее время распространяются компьютерные игры, которые необходимы в процессе обучения. Уроки с использованием ИКТ очень интересны детям. Они на таких уроках более активны.Дети - часть общества, которое постоянно совершенствуется в мире компьютерных технологий. И как бы мы к этому не относились, ребенок будет осваивать этот мир. Наша задача показать им «правильный» путь. Ученик должен быть активный создателем, а не пассивным наблюдателем. Применение на уроках ИКТ необходимо. Важно не бросаться из одной крайности в другую. Пусть всё будет в меру.
В начальной школе необычная форма подачи учебного материала способствует более прочному усвоению новых знаний. Игра на ряду с трудом и ученьем является одним из основных видов деятельности человека. Игра, как развлечение, отдых, способна перерасти в обучение, творчество.
Сухомлинский В. А. говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познании, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям…».
Литература:
Минский Е.М. От игры к знаниям - М., 1982
Сухомлинский В.А. О воспитании – М., 1985
Чухарева В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности -Начальная школа, 2013, №9
Эльконин Д.Б. Психология игры - М., Просвещение, 1999