Пояснительная записка.
Игровая программа с элементами театрального представления «Интеллектуальный ринг» представлена на конкурс методических материалов «Растим патриотов России».
Цель: создать атмосферу праздника в игре- соревновании.
Задачи:
В процессе игры углубить знания учащихся о положительных чертах характера, присущих российскому солдату.
Способствовать развитию памяти, внимания, ловкости, силы, организованности в процессе преодоления препятствий.
Воспитание патриотизма и чувства здорового соперничества.
Игровая программа представлена в виде поединка двух участников на интеллектуальном ринге. Объявлено 8 номинаций, в соответствии с ведущими положительными чертами российского солдата:
- самый ловкий
- самый внимательный
- самый сильный
- самый выносливый
- самый сообразительный
- самый находчивый
- самый меткий
- самый быстрый
Мальчикам предоставлено право выбора номинации по жеребьевке
(1 номинация – 2 участника). Каждая номинация разыгрывается в двух раундах, победитель награждается орденом Славы. Каждой номинации и каждому раунду соответствует определенное задание, связанное с толкованием данной черты характера.
Область применения:
Данное мероприятие подготовлено к празднику 23 февраля – День защитника Отечества. Проводилось, как общешкольное мероприятие для учеников 2-х классов. Участниками были 15 мальчиков.
Место проведения: актовый зал школы.
Формы и методы:
Основная форма проведения мероприятия – игра.
Использовались элементы театрализованного представления: мальчики пришли на праздник в костюмах пограничников и моряков строем, с песней, сдачей рапорта военному-майору (гостю, приглашенному на праздник).
Для создания торжественного момента использовали прослушивание гимна Российской Федерации, чтение стихотворения С. Погореловского «Советский солдат».
Для создания праздничного настроения исполнялся концертный номер, танец моряков «Яблочко» в подарок будущим защитникам Отечества.
Методы: словесно-деятельностные, деятельностно-практические, оценочно-вспомогательные.
Оборудование: музыкальное сопровождение – ноутбук, стихотворение
С. Погореловского «Советский солдат», жетоны и шапочки с
надписями номинаций, деревянные гимнастические палки,
маленькие резиновые мячи, 2 корзины, 2 воздушных шара,
планы маршрута диверсанта, 1 гантеля, 1 скакалка, 2 посло
вицы, загадки, дротики, 2 скороговорки, 2 юбки и 2 платка,
4 альбомных листа и фломастеры.
Оформление: плакат – поздравление с праздником, плакат с названием
мероприятия «Интеллектуальный ринг», имитация ринга
(огражденная канатами площадка).
Роли: ведущий – учитель, 2 девочки – помощницы ведущего, 5 девочек-
чтецов стихотворения С. Погореловского «Советский солдат».
Содержательная часть.
Вступительное слово.
Ученицы читают стихотворение С. Погореловского «Советский солдат» под спокойную музыку:
Над вольным Дунаем,
Над славным Днепром
Душевные песни
Слагают о нем.
В нагорных лесах,
На просторе равнин
Его вспоминают
И чех и румын.
- Пылало село, -
Вспоминает хорват, -
Он кинулся в пламя,
Советских солдат!
Из хаты горящей,
Из дыма – огня
Он вынес, отважный,
Мальчонку – меня!-
Словачка сказала:
- И мне он помог-
Озябшей, голодной
Дал хлеба кусок.
Назвал по-отцовски
Дочуркой своей,
Шутя, подмигнул мне:
«Гляди веселей!»-
Вздохнула румынка:
- Был яростный бой,
Меня от осколка
Прикрыл он собой…
Убит он, лежит
Под холмом у села.
Калина над ним
Поднялась-расцвела.
- Нет, - молвил болгарин,-
Он жив, не убит!
Я видел его:
Он в дозоре стоит.
И зорок и смел,
Чтоб мир потревожить
Никто не посмел!
Ведущий:
23 февраля – День Защитника Отечества. Этому знаменательному дню посвящается наша игра.
Сегодня, как в былые времена, наша Армия славится своими воинами. У неё славное прошлое и, надеемся, достойное будущее.
А будущее нашей Армии – это вы, сегодняшние наши мальчишки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии, нашей страны.
1 ученица:
День нашей Армии сегодня.
Сильней её на свете нет,
Привет защитникам народа,
Российской Армии, привет!
Ведущий : В зал приглашаются будущие защитники нашего Отечества.
В зал входят мальчики строевым шагом в форме с песней, отдают рапорт военному-майору (приглашенному гостю).
Рапорт: Отряд! Равняйсь! Смирно! Товарищ, майор, отряд: « Пограничники (матросы)» к празднику готов.
Военный: Вольно!
Военный поздравляет их с наступающим праздником.
(звучит гимн России)
2 ученица:
Страна моя прекрасная,
Легко любить её.
Да здравствует, да здравствует,
Отечество моё.
В подарок мальчикам исполняется танец матросов «Яблочко».
Ведущий: Защитники Отечества должны уметь делать все, быть организованными. Все ли наши будущие воины готовы к испытаниям, которые могут им встретиться?
С раннего детства мальчик должен формировать свой характер, воспитывать в себе смелость, благородство, решительность, честность, уважение к людям.
А у вас, ребята, есть такие качества?
Основная часть
Давайте-ка, друзья, проверим себя на силу и выносливость, смекалку и находчивость. А проверим мы эти качества во время игры «Интеллектуальный ринг».
- Что такое ринг? (огражденная канатами площадка для бокса)
- Боксом ли мы сегодня будем заниматься? (нет, интеллект – мыслительная способность). Сегодня на интеллектуальном ринге мы проверим вашу ловкость, сообразительность, силу, выносливость, меткость, быстроту, находчивость и внимательность.
Объявляется 8 номинаций. Вам предоставляется право выбора по жеребьевке (мальчикам раздаются жетоны, на которых записаны названия номинации).
Самый ловкий
Самый внимательный
Самый сильный
Самый выносливый
Самый сообразительный
Самый находчивый
Самый меткий
Самый быстрый
«Право бороться за звание самого………. предоставляется ……»
Под звуки музыки выходит пара участников представленной ведущим номинации.
Детям надевают на голову шапочки с названиями номинаций.
1 ученица: По плечу победа смелым
Ждет того большой успех
Кто не дрогнув, если нужно
Вступит в бой один за всех
2 ученица: Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит
Кто окажется сильнее
Пусть друзья и победит.
Представление жюри.
Игра
На интеллектуальный ринг приглашаются участники первой номинации «Самый ловкий»
Понятие ловкий включает в себя 2 толкования :
1. обладающий физической сноровкой
2. хитрый, изворотливый, находящий выход из любого положения
Проводится 2 раунда:
Задание 1 раунда – с помощью деревянной гимнастической палки докатить по полу маленький резиновый мячик до корзины и закатить его туда без помощи рук и ног. Назад бегом, мяч в руках участника.
Задание 2 раунда – привязать шарик к ноге. Нужно лопнуть его этой же ногой.
На интеллектуальный ринг приглашаются участники номинации «Самый внимательный»
Внимательный – это значит 1. сосредоточенный
2. чуткий
Задание 1 раунда – поступило сообщение, что на территорию проник диверсант. Известен путь его следования.
В течении 20 секунд девочки показывают игрокам планы маршрута диверсанта. Участники должны запомнить направление и форму линий, положение окружающих предметов и воспроизвести их на листах бумаги. ( 2 минуты)
Задание 2 раунда – назвать положительные черты характера человека.
(кто больше)
Задание для болельщиков
Пока наши мальчики выполняют задание, предлагаем девочкам побыть в роли медсестры (наложить шину раненному солдату).
3. На интеллектуальный ринг приглашаются участники номинации «Самый сильный»
Сильный – это значит 1. обладающий физической силой
2.основательный, убедительный (сильные доводы, сильная речь)
Задание 1 раунда – кто больше раз поднимет гантели
Задание 2 раунда – доказать, что я россиянин
- доказать, что солдат должен быть сильным
4. На интеллектуальный ринг приглашаются участники номинации «Самый выносливый»
Выносливый – это значит физически сильный и стойкий, способный много вынести, выдержать.
Задание 1 раунда – кто больше раз отожмется от пола
Задание 2 раунда – кто больше раз выполнит прыжков через скакалку без остановки
На интеллектуальный ринг приглашаются участники номинации «Самый сообразительный»
Сообразительный – хорошо соображающий и понятливый
Задание 1 раунда – ответить на вопросы «Кто быстрее»
- Что общего между деревом и винтовкой? (ствол)
- Карманная артиллерия? (граната)
- Какие военные звания знаете?
- «Проверено - мин нет». Кто делает такие записи? (саперы)
- Какие войска ушли в отставку? (кавалерия)
- Какие виды холодного оружия знаете?
- Что означает слово «таран»? (стенка на стенку)
- Какому званию соответствует пагон?
Задание 2 раунда – «Собери пословицу» (из отдельных слов) -1 минута.
1. «Умелый боец, везде молодец»
2. «Военному делу учиться - всегда пригодится»
Задание для болельщиков «Связисты»
Запомнить как можно больше слов, произнесенных ведущим
Танк, море, нарушитель, залп, окружение, медаль, капитан, пистолет.
6. На интеллектуальный ринг приглашаются участники номинации «Самый находчивый»
Находчивый – это легко находящий выход из трудного положения
Задание 1 раунда – придумать новые применения:
1. дырявому носку
2. перегоревшей лампочке
Задание 2 раунда – представьте, что вы в плену. Вам надо написать сообщение иероглифами или рисунками, чтобы враг не догадался.
Я в овраге у большого дуба рядом с ручьем.
Я в сарае на берегу реки слева от березы.
Задание для болельщиков «Патриоты России»
1. Назвать государственную символику Российской Федерации.
2. Выбрать правильное изображение российского флага.
7. На интеллектуальный ринг приглашаются участники номинации «Самый меткий»
Меткий – это значит 1. точно попадающий в цель
2. точно подмечающий
Задание 1 раунда – попасть в цель дротиками
Задание 2 раунда – загадки («Кто быстрее»)
1. Ползет черепаха,
Стальная рубаха,
Враг в овраг,
Она там, где враг. (танк)
2. Он гудит и чертит мелом
Он рисует белым, белым
На бумаге голубой
Сам рисует, сам поет
Что же это … (самолет)
3. Воробей улетел, а гнездо осталось (пуля и гильза)
4. Без разгона в высь взлетает, стрекозу напоминает, отправляется в полет наш российский …… (вертолет).
5. Ночью, в полдень, на рассвете, службу он несет в секрете
На тропе, на берегу преграждая путь врагу (пограничник) .
6.Под водой железный кит, днем и ночью он не спит
Днем и ночью под водой охраняет твой покой. (подводная лодка)
На интеллектуальный ринг приглашаются участники номинации «Самый быстрый»
Быстрый – это значит 1. быстрое движение
2. быстрая речь
Задание 1 раунда – быстро одеться за 45 секунд (замаскироваться в тылу врага под старушку)
Задание 2 раунда – чтение скороговорки
Подведение итогов.
Построение в шеренги, равнение.
Ведущий наш интеллектуальный ринг подошел к концу. Что бы сказали девочки сегодня о наших мальчиках
1 ученица: Что ж, мальчишки есть мальчишки
Скажут папы по житейски
И вздохнут тихонько мамы
На глазах растут мужчины
Беспокойны и упрямы
Что ж, мужчины есть мужчины!
2 ученица: Мы поздравляем всех мальчишек
С таким прекрасным днем «мужчинным»!
Богатых жизненных картин
Дорог счастливых, сложных, длинных
Мы пожелать вам всем хотим.
Девочки вручают мальчикам подарки.
Ведущий: Спасибо за игру! Думаем, что наши мальчики стали не только сильнее, но и мудрее.
Ожидаемый результат:
Данное мероприятие поставленных целей достигло. Мальчики очень ответственно отнеслись к выполнению домашнего задания: строевой подготовке и созданию костюма. Лица их выражали торжественность и гордость. Они проявили серьезность в минуты испытания, стараясь победить, воспитывая в себе при этом чувство здорового соперничества. В процессе игры углубились и конкретизировались их знания о положительных чертах характера, присущих российскому солдату. Они проверили наличие данных качеств у себя, повысилась мотивация тренировки их в повседневной жизни. Возросло чувство патриотизма и гордости за родное Отечество, которое нужно защищать, и эта ответственная миссия вскоре ляжет на их плечи.
Литература:
И. А. Агапова, «Праздники в школе и дома», М. : Айрис Пресс,-2004.
Интернет. Спорт в школе и дома.. Внеклассная работа. Военно-патриотическая игра «Юные защитники Отечества».
Интернет. Внеклассная работа. Классное руководство. Классный час к 23 февраля «А ну-ка, мальчики!»
журнал «Педсовет», №2 2006